Да вы правы, в своей книге «Краткий курс истории» она процитировала выступление митрополита Кирилла, будущего патриарха, в передаче российского телевидения «Имя Россия».
Вот полный текст этого выступления.
Александр Невский был величайшим стратегом, человеком, почувствовашим не политические опасности для России – цивилизационные опасности. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом, он боролся за национальную
идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было бы нашего цивилизационного кода.
Он был политиком, он защищал это очень тонкой и мужественной дипломатией. Он понимал, что с Ордой справится невозможно. А Орда – это же был 13 век, дважды проутюжила всю Русь, вышла на Карпаты, прошла Словакию, захватила Краков, вышла в
Венгрию, в Хорватию и в районе Сплита, победив хорватов, вышла на Адриатическое море. И в это же время поджимает под себя Китай, выходит на Средний Восток. Это жемировое господство. Россия дважды изничтожена. Какое военное сопротивление? Он (Александр Невский) отражает возможные натиски со стороны Орды. Но почему не поднимает на борьбу с Ордой? Да, Орда захватила Русь, но татаро-монголам не нужнабыла наша душа, не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы и они выворачивают эти карманы, но не посягают на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код.
А вот когда возникла угроза с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь, тогда - никакого компромисса. Когда Папа Римский пишет письмо Александру, пытаясь его взять на свою сторону, как получилось с Даниилом Галицким (условно, но все-таки получилось), Александр отвечает: «Нет». Он видит
цивилизационную опасность. Он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их так же, как он чудом божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву. Перед ним дилемма – или отдать деньги или
будет духовное порабощение. Он отдает деньги, он он отдает, выражаясь философскими категориями, надстроечные ценности.
Он понимает, что это не страшно – могучая Россия вернет себе эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание,
национальную волю. Все разрушено. Нужно силы скопить. Если бы не скопили бы силы, не замирили орду, не остановили ливонских рыцарей – где была бы Россия? Ее бы не было.
Александр Невский с одной стороны правитель, с другой стороны - тончайший стратеги, конечно, философ. Он видел философские вызовы. Он полководец, причем умеющий не только вести войска. Он в битве при Неве вступает в единоборство с Биргером, который,
будучи зятем короля Шведского возглавлял войско, и копьем ударяет его в лицо. Это был символ победы Александра. А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде.
Кошмар, полчище, во много раз превышающее (войско Александра). Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям с такими словами: «Не в силе Бог, а в правде. Сии на - конях, сии на - колесницах, а мы имя господа Бога нашего призовем».
Вы представляете какие слова, какая сила? Мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Он же былинный герой. Ему 20 лет было, когда он шведов разгромил. Это был былинный
герой - молодой красивый парень, про которого говорят: лицом - как прекрасный Иосиф, умом как Соломон, смелый - как император Веспасиан, сильный - как Самсон, потому что единоборствовал и побеждал. Даже физическое лицо этого человека является лицом
России. И самое последнее - ведь он стал святым человеком. При всем том, что был политиком, стратегом, полководцем, стал святым. Если бы в России были бы святыми правители после Александра Невского, какой бы была бы наша история.
Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский.
А если совсем заключить, ведь это Александр Невский оторвал Золотую Орду от Великой степи. Это он своим хитроумным ходом склонил Батыя не платить дань Монголам. И великая степь, этот центр агрессии против всего мира, оказался изолированным от Руси
Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ореол русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами, это первые прививки нашей многонациональности, как говорят, многорелигиозности.
С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие России как великого государства.
Митрополит Кирилл для передачи "Имя Россия", 2008 год