Шиферные барельефы XI века из Михайловского собора в Киеве.
Первый хранится в Третьяковке, второй - в музее Софийского собора, третий - в музее Михайловского собора при храме.
Лучшим жестом доброй воли стало бы изготовление копий российских и украинских барельефов и обмен ими между музеями!
Оказывается, были еще два таких больших рельефа из княжеского дворца XI-XII вв.
Написано, что они хранились в музее-заповеднике Киево-Печерской лавры.
Неужели утрачены в годы ВОВ?
В селе Берестове были найдены два шиферных рельефа, вероятно, происходящие из разрушенного татарами княжеского дворца. На одном из них изображен древнегреческий герой Геракл, раздирающий пасть льва (ил. 124), а на другом, как полагают, - Кибела, мать богов; она полулежит на колеснице, запряженной парой львов (ил. 125). Оба рельефа относятся к XI-XII векам. В древности они, может быть, были вмурованы в стену княжеского дворца, возможно, по случаю женитьбы кого-нибудь из княжичей, чем и объясняется их своеобразная символика. Согласно предположениям Б. А. Рыбакова, рельеф с Гераклом символизирует мужское начало, силу, отвагу; герой изображен в момент, когда он схватил пасть льва руками и раздирает ее. Невысокий рельеф, скорее, напоминает резьбу по дереву. Сильными, уверенными ударами резца мастер моделирует форму. Складки плаща, волосы на голове Геракла и грива льва трактованы орнаментально и декоративно. Остро и графично исполнены складки, подчеркнута устрашающая злоба льва.
В противоположность драматическому решению сцены борьбы Геракла со львом Кибела на колеснице, символизирующая женственность, трактована в несколько ином духе: львы мирно шествуют в колеснице, в них нет подчеркнутого звериного начала, все формы мягче, а линии плавнее. Все здесь выражает покои.
Мастер рельефов, видимо, был воспитан на традициях народного искусства. Погрешности против классических правил и норм в рисунке искупаются наивным, но острым и сильным выражением.
Известно, что к северу от села Берестова существовал еще один княжеский двор. Он размещался в Угорском, где, вероятно, была пристань, ибо там пристал Олег со своими воинами в 882 году и, коварно заманив на берег Аскольда, убил его. Тело убитого Аскольда "несоша на гору и погребоша на горе, еще ся ныне зовет Угорское, где ныне Олмин двор; на той могиле поставил (Олма. - Г. Л.) церковь святого Николу". (Аскольд после крещения в 860-х гг. принял христианское имя Николай.) Что собой представляло Угорское, мы не знаем; известно, что здесь находились Угорские ворота, упоминаемые в летописи. Вероятно, были здесь и укрепления, а возле княжьих дворов ютились небольшие поселения феодальных служилых людей.