ФОРУМ CASTLE COINS

ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ => ГАЛЕРЕЯ ЗАМКА => Тема начата: Sterling от 04 Января 2018, 09:30:03

Название: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 04 Января 2018, 09:30:03
На протяжении всей истории развития человечества люди то совершали акт творчества, воспроизводя визуально окружающий мир, то, словно в страхе от своей смелости и схожести с Творцом, уничтожали все нарисованное и запрещали изобразительное искусство...
Не миновала сия чаша и православную Церковь и именно с ее иконоборчества и начну тему.
Рекомендую коротенькую лекцию Ирины Константиновны Языковой и протоиерея Александра Степанова, вводящую в суть проблемы:
БЕСЕДЫ ПО ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА.
ИКОНОБОРЧЕСТВО (http://www.grad-petrov.ru/broadcast/besedy-po-istorii-hristianskogo-iskusstva-chast-4-ikonoborchestvo/)
---
«Никейский ангел», мозаика, смущавшая своей чувственностью иконоборцев (VII век, восстановлена после разрушения)
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: манро от 04 Января 2018, 14:24:49
 Послушал. Очень интересно!
 Спасибо за ссылку.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 06 Января 2018, 20:36:34
Говорить об иконоборчестве не зная, что такое Икона - нельзя.
Посему очень рекомендую короткое вводное видео - интервью с Андреем Болдыревым:
https://www.youtube.com/watch?v=ohZauG5GbJg
И, конечно, его канал, посвященный Иконе!
Огромное количество интереснейших роликов об истории иконописи.
https://www.youtube.com/channel/UCKxT7ZdDDEcMWAmc0R5wRwA
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 25 Ноября 2018, 20:53:22
Вот такое необычное современное церковное искусство: скульптор Сергей Антонов! :ay:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100013728163637&fref=ufi
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 27 Декабря 2018, 22:56:21
Моя любовь! ::)
Зависал перед каждой плитой по часу!
Шиферные барельефы XI века из Михайловского собора в Киеве.
Первый хранится в Третьяковке, второй - в музее Софийского собора, третий - в музее Михайловского собора при храме.
Лучшим жестом доброй воли стало бы изготовление копий российских и украинских барельефов и обмен ими между музеями! :ay:
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 28 Декабря 2018, 03:25:46
Кстати, очень любопытен материал барельефов!
Он имеет косвенное отношение к товарно-денежным отношениям Древней Руси и был знаком русичам от Тьмутаракани до Пскова!
Это шифер из Овруча! Очень приятный податливый в обработке, но достаточно прочный сланец, схожий с красноглиняной керамикой по цвету.
Именно из него изготавливались каменные пряслени для веретена, которые, по мнению многих историков, служили на Руси суррогатом денег и которые находят в связках и вместе с серебром в кладах!
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 15 Января 2019, 19:31:40
Православный гороскоп :)
Фрески Лесновского манастыря
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 26 Января 2019, 20:21:48
У меня есть шикарный для своего времени альбом - "Троица Андрея Рублёва. Антология" изданный в 1989 году издательством Искусство! :ay:
Троица Рублёва - это непревзойденная вершина изображения этого библейского сюжета!
А как человеческая цивилизация шла к этой вершине, поведает вам замечательная девушка - Дильшат Харман
Смотрите с 50-й минуты! :bi:
https://www.youtube.com/watch?v=OPPbf8trPmA
Это очень интересно!!!
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 31 Января 2019, 10:02:21
Сергей Антонов.
Рельеф страстного ряда для храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 05 Июля 2019, 13:40:02
Про живописные иконы: (https://pravlife.org/ru/content/bezduhovny-li-zhivopisnye-ikony?fbclid=IwAR33t6RBCk7eEHFgO7Wr7z170vha94C5Wc2BshRVjCEvpa3HKvDi0AUs8sQ)
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 11 Июля 2019, 10:31:32
Прообраз храмовой росписи:
Catacomb of Commodilla (4th century) , Rome, Italy, Early Christian
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 04 Августа 2019, 19:15:09
Керамическое Распятие 16-го века:
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 04 Августа 2019, 19:20:18
Мой обзор Московского Музея русской Иконы. (http://forum.castlecoins.ru/index.php?topic=6349.msg116991#msg116991)
Очень советую посетить! :ay:
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 12 Октября 2019, 11:55:06
Редкая иконография Апостола с французской церкви XII века Святого Петра в Оне (Приморская Шаранта).
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 08 Декабря 2019, 08:39:59
Национальные особенности в иконописи.
Перуанская Богоматерь с Младенцем в слинге:
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: genosse от 08 Декабря 2019, 18:37:45
Национальные особенности в иконописи.
Перуанская Богоматерь с Младенцем в слинге:

   Это художественная школа Куско.
Вот такая своеобразная Святая Троица, доходчиво для простого народа.
   Кстати большинство перуанских изображений Девы с младенцем - это не Дева Мария, а святая Роза Лимская, покровительница Перу и всей Латинской Америки
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: ростовский от 08 Декабря 2019, 21:40:58

  :D немного не по теме

  сочинение падре Пабло Арриага
  из общества Иисуса
  изданное в 1621 году в Лиме
  про искоренение
  традиционных религий
  в Перу 
 
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 09 Декабря 2019, 22:17:04
Эта уникальная икона на дереве происходит из монастыря Бавит в Среднем Египте.
Датирована она 8-м веком, он представляет Христа и настоятеля монастыря.
Икона хранится в Лувре. (https://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/christ-and-abbot-mena?fbclid=IwAR3EitEmhTGQeUImM-X1ndmCDvJSjb5uE4oPBbW4JYEB05_WmSquAAYEUlE)
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 18 Декабря 2019, 12:38:48
ИКОНА НА СУШЕНОЙ РЫБЕ :o

Это камбалы с масляным изображением Девы Марии и Иисуса Христа. Их нарисовал не современный художник, это — образец традиционного украинского искусства. Такие иконы несколько веков назад создавали украинские чумаки.

Иконы на рыбе — большая редкость и известно о них совсем немного. В 19 веке сушеная рыба была одним из товаров, который чумаки везли с Черного и Азовского морей. Вероятно, они брали иконы в дорогу как обереги.

«Такие обереги чумаки могли вешать на свои телеги — нечто вроде иконок в машинах современных водителей», — говорит заведующий сектором «Каменская Сечь» Национального заповедника «Хортица» Андрей Лопушинский. Он исследует чумаков и пытается найти в литературе и источниках больше информации о необычных иконах.

Не исключено, что такой «материал» для икон выбирали не только из практических, но и из религиозных соображений. Ведь рыба — один из первых символов Христа. Его ученики были рыбаками, одно из чудес Иисуса — приумножение рыбы и хлебов. Также ихтис — рыба с греческого — акроним слов Иисус Христос Божий Сын Спаситель, это было тайным словом первых христиан. Поэтому чумаки не осквернили образ, а обратились к древним традициям.

Две камбалы с изображениями Девы Марии и Иисуса Христа хранятся в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Более ста лет назад украинский этнограф Иван Зарецкий привез их из села Демки Полтавской губернии (теперь это Черкасская область). Он датировал экспонаты серединой 19 века.
---
Фото: Российский этнографический музей в Санкт-Петербург.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 25 Декабря 2019, 02:58:23
Интересная икона, косвенно связанная с нумизматикой!

Всех скорбящих Радость с грошиками — список с иконы «Всех скорбящих Радость» с прилипшими к красочному слою во время пожара медными монетами (на списках с иконы монеты изображаются краской). Имеет размеры 53,5 × 35,5 см, относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим». По стилю живописи датируется XIX веком. В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа), а распоряжением патриарха Алексия II от 2 апреля 1998 года указано именовать её Санкт-Петербургской иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. Почитание иконы началось после того как 23 июля 1888 года над Петербургом и его окрестностями была сильная гроза:

Молния с силой ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита. Образ Владычицы прикреплён был в часовне в углу на шнурке. От громового удара икона спустилась на землю, причём лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикреплёнными в разных местах к образу.

Известие о случившемся быстро распространилось по городу и на следующий день с благословения митрополита Исидора (Никольского) началось служение молебнов перед иконой. Вскоре появились сообщения о чудесных исцелениях от иконы. К первым из них относятся: 6 декабря 1890 года — 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками, и 7 февраля 1891 года — 26-летней Веры Белоноговой, лишившейся голоса из-за болезни горла.

В 1893 году император Александр III молился в часовне и пожертвовал деньги и земельный участок на строительство каменного храма, который был освящён 2 августа 1898 года (авторы проекта А. И. фон Гоген и А. В. Иванов).

В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена (сохранилась лишь часовня; проспект Обуховской Обороны, 24), и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость с грошиками» совершается 23 июля по юлианскому календарю (5 августа в XX и XXI веках). В московском храме на Ордынке 23 июля празднуется так же, как и 24 октября, хотя не считается престольным праздником.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 26 Декабря 2019, 10:34:50
Уверен, что единицы задумывались о том, что обозначают жесты Христа и святых на иконах.
Умеющих читать жесты - вообще - единицы!
Вот эти схемы вам помогут:
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 26 Декабря 2019, 11:02:31
Ранняя иконография Спасителя сильно отличалась от общепринятой сегодня:
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Паисий Пчельник от 27 Декабря 2019, 22:37:05
Уверен, что единицы задумывались о том, что обозначают жесты Христа и святых на иконах.
Умеющих читать жесты - вообще - единицы!
Вот эти схемы вам помогут:
Спасибо, очень интересно!
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 03 Января 2020, 10:04:25
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч.
Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и мамону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения.
---
Редкий образ Христа с мечом:
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 03 Января 2020, 10:06:44
Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть слово Божие. Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю, принес ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.

Святитель Николай Сербский
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: genosse от 04 Января 2020, 16:23:21
   Ещё немного латиноамериканского колорита конца 17 и начала 18 века))))
Художественная школа Потоси "La Virgen del Cerro de Potosi" - "Дева Горы". Интересный пример слияния доколумбовой и христианской иконографии. В этот период Деву Марию часто представляли как Pachamama или Мать Земли, богиню земли и плодородия в мифологии индейцев-кечуа.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 04 Января 2020, 19:47:25
Очень интересно!
Было бы интересно разобраться с семантикой символов.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: genosse от 04 Января 2020, 20:29:59
Было бы интересно разобраться с семантикой символов.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: genosse от 04 Января 2020, 20:38:12
Честно говоря только "по верхам"
На второй "иконе" слева папа римский Павел III, а справа император "Священной Римской империи" Карл V, рядом с ним царь инков  Huayna Capac.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 04 Января 2020, 22:54:24
На второй "иконе" слева папа римский Павел III, а справа император "Священной Римской империи" Карл V, рядом с ним царь инков  Huayna Capac.
Да, но это сюжет, а вот образы...
например, гора в виде Богоматери - это что-то невообразимое для Европы! :ay:
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: genosse от 05 Января 2020, 12:06:15
например, гора в виде Богоматери - это что-то невообразимое для Европы! :ay:

  Нет, тут не так - это Богоматерь в виде горы, аватаре богини Почамама. Верхнее Перу, которое потом станет Боливией, было довольно замкнуто  в плане культурного "вторжения".
   Кстати самый знаменитый художник "художественной школы Потоси" Melchor Perez de Holguin (1660-1732)изображен на банкноте в 50  боливиано.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 06 Января 2020, 12:48:25
  Нет, тут не так - это Богоматерь в виде горы, аватаре богини Почамама. Верхнее Перу, которое потом станет Боливией, было довольно замкнуто  в плане культурного "вторжения".
Да, вот этот момент как раз и заинтересовал!
С христианской точки зрения бесспорно, что Богоматерь в образе Горы.
А вот с точки зрения полуязычника-индейца, - Гора с чертами Богоматери.
На иконе чувствуется второе прочтение :bs:
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 06 Февраля 2020, 13:26:01
Сенсационная находка! :bi:
В Успенском Соборе Московского Кремля обнаружили фрески Дионисия - великого русского иконописца, ученика Рублева!
https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/2020252119-gOQwX.html
---
Реставрационные работы в Успенском соборе Кремля обернулись большим подарком для историков. Совершенно неожиданно специалисты обнаружили там фрески XV века, которые до этого им никогда не попадались на глаза. И дело не только в древности: в России в принципе сохранилось исключительно мало росписей этого периода.

Успенский - один из самых древних русских соборов. По нему можно изучать историю страны. Раньше там короновали царей, посвящали в митрополиты и патриархи. Там же хранятся работы величайших художников, иконописцев нескольких веков.

Настолько масштабной реставрации в соборе не было почти 300 лет. Сейчас строительные леса дотянулись до самого купола. Под ними лучшие художники страны расчищают древние росписи, большинство из которых созданы еще в XVII веке при Алексее Михайловиче.

Ученым удалось проникнуть вглубь веков, даже дальше, чем они планировали - открыть фрески, которые в последний раз прихожане и священнослужители видели только во времена царя Алексея Михайловича. Дело в том, что в 1660 году собор реставрировали, причем радикально. Большую часть прежних, более древних, росписей затерли. Но, как оказалось, некоторые все же уцелели - под алтарной кладкой.

На одной из фресок изображен известный православный святой Иоанн Дамаскин. На противоположной стене - Рождество Иоанна Предтечи. Как выяснили исследователи, обе работы принадлежат кисти одного мастера - известного иконописца XV века Дионисия. Поскольку они никогда не реставрировались и в течение долгого времени не были на свету, краски на изображениях остались такими же, какими их задумывали художники.

Обнаруженные фрески расчистят, подновят и, скорее всего, закроют стеклом. Это пространство станет музейным.

Реставрируют не только росписи, но и кровлю, фундамент, колонны, чтобы прихожане и просто туристы увидели Успенский собор таким, каким он был еще в допетровскую эпоху
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 14 Февраля 2020, 22:32:40
Святые доски.  (https://www.youtube.com/watch?v=VvLqobRiVVA)
Документальный фильм Аркадия Мамонтова
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 15 Февраля 2020, 13:29:29
Фильм из серии "Спасённые шедевры России", посвященный сохранению и реставрации Икон.
https://www.youtube.com/watch?v=AFY36u_ZPmU
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 15 Февраля 2020, 13:49:46
Реставрация иконы XVII века "Рождество Богоматери" в Русском музее.
Это рукотворное чудо, которому не перестаешь удивляться:
http://restoration.rusmuseum.ru/rest-icon-ratnikov.htm
https://www.youtube.com/watch?v=FXNlp3Mir-E
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 17 Февраля 2020, 21:27:56
Уникальный феномен Русской Деревянной Скульптуры! (https://www.youtube.com/watch?v=z1LFtPhjBWM) :ay:
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 25 Февраля 2020, 22:29:55
Семь отроков Эфесских. Икона, XIX в. Музей "Невьянская икона"
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 26 Февраля 2020, 14:25:58
Им несть числа во всей истории Руси, явленные и неявленные...
Собор всех святых, в земле Русской просиявших
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 26 Февраля 2020, 14:26:38
Франция 1480-х
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 07 Апреля 2020, 14:35:25
Уверен, таких блюд, как на Тайной Вечере на границе Италии и Швейцарии вы еще не видели: речные раки, апельсины, вишни, рыба и вино.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 17 Апреля 2020, 23:00:21
Христос во гробе. Византия. XII в.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 27 Апреля 2020, 17:00:07
Шиферные барельефы XI века из Михайловского собора в Киеве.
Первый хранится в Третьяковке, второй - в музее Софийского собора, третий - в музее Михайловского собора при храме.
Лучшим жестом доброй воли стало бы изготовление копий российских и украинских барельефов и обмен ими между музеями!

Оказывается, были еще два таких больших рельефа из княжеского дворца XI-XII вв.
Написано, что они хранились в музее-заповеднике Киево-Печерской лавры.
Неужели утрачены в годы ВОВ? :o
В селе Берестове были найдены два шиферных рельефа, вероятно, происходящие из разрушенного татарами княжеского дворца. На одном из них изображен древнегреческий герой Геракл, раздирающий пасть льва (ил. 124), а на другом, как полагают, - Кибела, мать богов; она полулежит на колеснице, запряженной парой львов (ил. 125). Оба рельефа относятся к XI-XII векам. В древности они, может быть, были вмурованы в стену княжеского дворца, возможно, по случаю женитьбы кого-нибудь из княжичей, чем и объясняется их своеобразная символика. Согласно предположениям Б. А. Рыбакова, рельеф с Гераклом символизирует мужское начало, силу, отвагу; герой изображен в момент, когда он схватил пасть льва руками и раздирает ее. Невысокий рельеф, скорее, напоминает резьбу по дереву. Сильными, уверенными ударами резца мастер моделирует форму. Складки плаща, волосы на голове Геракла и грива льва трактованы орнаментально и декоративно. Остро и графично исполнены складки, подчеркнута устрашающая злоба льва.
В противоположность драматическому решению сцены борьбы Геракла со львом Кибела на колеснице, символизирующая женственность, трактована в несколько ином духе: львы мирно шествуют в колеснице, в них нет подчеркнутого звериного начала, все формы мягче, а линии плавнее. Все здесь выражает покои.

Мастер рельефов, видимо, был воспитан на традициях народного искусства. Погрешности против классических правил и норм в рисунке искупаются наивным, но острым и сильным выражением.

Известно, что к северу от села Берестова существовал еще один княжеский двор. Он размещался в Угорском, где, вероятно, была пристань, ибо там пристал Олег со своими воинами в 882 году и, коварно заманив на берег Аскольда, убил его. Тело убитого Аскольда "несоша на гору и погребоша на горе, еще ся ныне зовет Угорское, где ныне Олмин двор; на той могиле поставил (Олма. - Г. Л.) церковь святого Николу". (Аскольд после крещения в 860-х гг. принял христианское имя Николай.) Что собой представляло Угорское, мы не знаем; известно, что здесь находились Угорские ворота, упоминаемые в летописи. Вероятно, были здесь и укрепления, а возле княжьих дворов ютились небольшие поселения феодальных служилых людей.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Pavel-SpB от 05 Мая 2020, 03:16:51
Просматривал архив и наткнулся на фото, сделанные в 2013 году в соборе Святой Софии в Стамбуле.
Это вскрытые византийские мозаики.
К сожалению был там не один и фото делал мимоходом, поэтому не снял описаний - когда сделаны, когда обнаружены и т.д.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 05 Мая 2020, 03:44:22
О, это известнейшие хрестоматийные вещи!
Константин IX Мономах с женой Зоей и Иоанн Комнин с супругой (до замужества - венгерской принцессой) Ириной.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 15 Мая 2020, 17:50:33
Диковина! Невероятная вещь из Вологодского музея. Позвонок кита(!!!) с изображением святых, аростолов и Христа. Вот такой удивительный вклад христианина, он находился когда-то в Спасо-Преображенской Нёбдинской церкви Устьсысольского уезда, а в 1899 году поступил в собрание Вологодского епархиального древнехранилища. Сегодня позвонок является частью коллекции Вологодского музея-заповедника.
Вдоль верхнего и нижнего краёв имеется надпись: «Господи, прими от недостойного ра[ба твое]го в знак незабвенной памяти. Добыт в 1889 году сентября 18-го с Ледовитого океана во время моего путешествия по северному краю. Прихожанин Нёбдинской Преображенской церкви Андрей Михаилов Латкин.»
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 08 Июня 2020, 02:25:00
Икона Святой Троицы (из коллекции Андрея Болдырева), написанная в Троицко-Сергиевской Лавре на срезе Мамврийского дуба.
Другое его название - Дуб Авраама - дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога.
"Явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного" (Быт. 18:1).
Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: Отдохните под сим деревом (Быт. 18:4).
Согласно преданию, дерево сохранилось до наших дней, это вечнозелёный палестинский дуб (лат. Quercus calliprinos), которому, как полагают, около 5000 лет.

Находится на территории русского монастыря Святой Троицы в Хевроне, в 3 км северо-западнее пещеры Махпела, на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии.

Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 16 Июня 2020, 01:33:01
Редкая икона "ЛАБИРИНТ ДУХОВНЫЙ",
18 век, Дерево, темпера, 54 х 44 см

Местонахождение - Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Лабиринт показывает, что наверх (в Рай) есть всего 1 выход, тогда как в Ад их ведет множество (каждый подписан снизу одним из грехов: БЛУДЪ, УНЫНИЕ и так далее).
В целом, композиция иконы отражает представления о земном пути христианина посредством древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в средневековую Европу, а затем — на Русь.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 22 Июня 2020, 21:29:31
Образ Мадонны в изобразительном искусстве в залах Эрмитажа:
https://www.youtube.com/watch?v=J1b5e27e8Xg
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 19 Июля 2020, 22:50:16
Влахе́рнская ико́на Бо́жией Ма́тери (греч. Θεοτόκος των Βλαχερνών), или Влахернетисса (греч. Βλαχερνίτισσα) — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Привезена в Россию из Константинополя в 1653 году в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Выполнена в редкой технике воскомастики и относится к иконописному типу Одигитрия.
Влахернская икона входит в число тех старинных икон, создание которых предание приписывает евангелисту Лук.

Икона изначально хранилась на родине евангелиста в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим. Императрица Евдокия привезла её в 439 году из Иерусалима в Константинополь вместе с другими христианскими реликвиями. Переданная в дар Пульхерии, сестре императора Феодосия II, икона была помещена в церкви Богородицы во Влахернах. От имени храма икона получила своё настоящее название.

Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 626 году во время осады города персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошёл с ней стены Константинополя, и, по сообщению Пасхальной хроники, враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу. С этого момента возникла традиция ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где она находилась до понедельника Светлой седмицы.

В период иконоборчества икону прятали в монастыре Пантократора. Там же её укрывали в период захвата Константинополя крестоносцами. Икона была известна русским паломникам, о торжественных процессиях с ней пишет Стефан Новгородец, посетивший Константинополь в XIV веке.

В 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила с торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари.
На следующий день в честь иконы, помещённой в Успенский собор Московского кремля, была совершена торжественная служба. Икона, бывшая покровительницей византийских императоров, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства. Она была включена в церемониальный царский обиход и литургическую практику Успенского собора, её поместили на жертвеннике собора. Для неё был изготовлен оклад из чеканного золота, украшенный большим количеством драгоценных камней и жемчуга и золотыми пластинками с текстом, излагавшим легенду об иконе.

Алексею Михайловичу была направлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием, её оригинальный греческий текст был обнаружен в Российском государственном архиве древних актов.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 19 Июля 2020, 23:02:03
Спас Борисоглеебский (также «Спас Рома́новский»), икона Спаса Всемилостивого, созданная в XV веке.
Самая большая икона в России.
Находится в соборе Воскресения Христова города Тутаева. Является одной из наиболее известных икон Ярославской митрополии, почитается православными христианами как чудотворная.

Размер иконы около 3х3 метра:
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 04 Сентября 2020, 23:25:08
Ирландский Христос в монограмме IHS - блондин или брюнет, это абсолютно не важно!
Рядом рыба, чтобы точно не перепутать.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 08 Сентября 2020, 15:33:10
Еще к вопросу средневековой иконографии Христа: ирландское бронзовое распятие.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 18 Сентября 2020, 17:23:12
Святой Великомученик Георгий победоносец монастырь Зограф Святой горы Афон.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 22 Сентября 2020, 00:03:53
Открытие постоянной экспозиции древнерусской иконописи XIV - начала XVIII века в Эрмитаже состоялось 6 марта этого года. В экспозицию вошло более восьмидесяти икон. Начало формирования собрания древнерусского искусства было связано с открытием в 1941 году отдела истории русской культуры. Это одна из самых «молодых» коллекций музея. Ее основу составили материалы Музея этнографии народов СССР и музейного обменного фонда, а также собрания Михаила и Владимира Успенских.
https://www.youtube.com/watch?v=Y7lw_84_0oM
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 12 Октября 2020, 19:28:11
Жировицкая икона Божией Матери - икона Богородицы, явившаяся в Жировичах (Слонимский район, Гродненская область, Беларусия). Почитается чудотворной в Православной церкви и Католической.
Икона округлой овальной формы, вырезана на яшме, и размером 5,7×4,1×0,8 см подобна камее или нагрудной иконке.
Согласно легенде, икона явилась в 1470 году близ деревни Жировичи (Слонимский район, Гродненская область). В лесу, который тогда принадлежал православному литовскому вельможе Александру Солтану, дети-пастухи увидали необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Ребята подошли поближе и увидали на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастушки с благоговением взяли иконку и отнесли к своему хозяину — Александру Солтану. Тот запер её в ларец. На следующий день к Солтану пришли гости, и хозяин захотел показать им эту чудную находку, но, своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце. Через некоторое время пастушки вновь обнаружили икону на том же месте, где и в первый раз, и опять отнесли её Солтану. Солтан дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.

Вокруг деревянного храма вскоре образовалось селение и появился приход. Около 1560 года храм сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все прихожане думали, что она погибла. Но, однажды, крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидали чудное явление: Дева, необыкновенной красоты, в лучезарном сиянии, сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все уже считали сгоревшей. Дети поспешили вернуться и рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли этот рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне, возле зажжённой свечи, стояла Жировицкая икона Божией Матери, причём, нисколько не пострадавшая от огня. На какое-то время икону поставили в доме священника местного прихода, а сам камень огородили. Когда построили новый каменный храм, туда поставили чудотворную икону. Впоследствии, В начале XVI века, при этом храме возник монастырь. В 1613 году монастырь перешёл к грекокатоликам и находился в их руках до 1839 года[3].

С середины XVI в. Ян Солтан начал строительство каменного храма. Однако строительство неожиданно было остановлено в связи с передачей Жировичей под заклад кобринскому еврею Ицхаку Михалевичу и переходом наследников рода Солтанов в протестантизм. В 1605 хозяином Жировичей стал мстиславский каштелян Иван Мелешко. Он с женой Анной и канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега стали основателями униатского монастыря. Первым игуменом базилианского мужского Жировичского монастыря стал Иосафат (Кунцевич), будущий униатский архиепископ полоцкий. Монастырь вскоре получил широкую известность благодаря чудотворной иконе Богоматери.

Когда в июне 1660 войска гетмана литовского Павла Сапеги и Стефана Чарницкого победили под Полонкой, победа была приписана чудотворному покровительству Божией Матери, особо почитаемой в Жировичах.

В 1726 г., постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Жировицкой иконы, было утверждено решение о её коронации, состоявшейся 8 сентября 1730 г. Накануне праздника коронования в Жировичи пришли три процессии паломников из Вильно, Минска, Мира. В процессии из Мира принимал участие полк янычар, принадлежащий Радзивиллу. На протяжении 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, во время проведения которых причастились около 140 тыс. человек. Непосредственно при самой коронации иконы присутствовало 38 тыс. верующих. В ежевечерних богослужениях вместе с униатскими священниками участвовали римско-католические монахи ― бенедиктинцы, францисканцы, кармелиты, доминиканцы. Базилианин Скальский написал прославляющую икону песню на польском языке «Жировичи любви криница».

Всё это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием католиков. В 1744 к Жировичской иконе приезжал король Речи Посполитой Август III и молился перед нею. В 1784 перед нею молился последний король Польши Станислав Август Понятовский.

В 1839 году монастырь был возвращён православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае[4]. Но слава Жировичской иконы не угасла. Свидетельством этого является многочисленная литература и песнопения, прославляющие чудеса, происходящие от Жировичской иконы Божией Матери.
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 23 Октября 2020, 13:05:20
Очень интересный материала по иконографии Петра и Павла.
https://pravlife.org/ru/content/apostoly-petr-i-pavel
Но здесь меня привлек больше образ юного Христа с длинными распущенными волосами:
Христос с апостолами Павлом и Петром.
Реликварий. Серебро. Рельеф. Римская Империя. IV-V в. Италия. Градо. Сокровищница собора
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 16 Ноября 2020, 23:42:58
Когда икона перестала быть образом и стала картиной...
Безбородый Христос на самой дорогой картине мира: "Спаситель Мира" Леонардо да Винчи (https://ru.wikipedia.org/wiki/Спаситель_мира_(Леонардо_да_Винчи))
Название: Re: ИСТОРИЯ ИКОНЫ И ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Отправлено: Sterling от 21 Ноября 2020, 14:55:05
Итальянские ученые обнаружили неизвестный ранее набросок великого итальянского художника Леонардо да Винчи. Сотни лет рисунок находился у частного коллекционера и только недавно был представлен широкой публике.
Историк искусства Анналиса Ди Мариа рассказала, что был проведен тщательный анализ найденного рисунка. Исследователям удалось выяснить, что бумага, на которой был сделан эскиз, датируется началом XVI века.
Само изображение сделано красным мелом, который художник нередко использовал для создания набросков своих будущих творений. Так, эскиз "Тайной вечери" тоже был сделан именно с помощью этого материала для художественных работ.
Впрочем, у экспертов остаются сомнения, действительно ли рисунок принадлежал перу знаменитого художника. Специалисты не исключают, что придется провести еще ряд исследований, направленных на установление личности автора эскиза. Финальные результаты будут представлены на пресс-конференции во Флоренции, передает The Telegraph.