Автор Тема: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ  (Прочитано 57095 раз)

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #345 : 04 Июль 2019, 12:52:08 »
Для меня это одна из самых важных монет в теме! ::)
Арабоязычный дирхем Иерусалимского королевства 1251 года, отчеканенный в Акре во время нахождения там Людовика Святого, когда он руководил Седьмым крестовым походом!
К рождению этой монеты причастен непосредственно папа римский Иннокентий IV, запретивший своим интердиктом чеканить в Леванте монету с именем Магомеда.

Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #346 : 04 Июль 2019, 12:53:25 »
В итоге на свет появилась арабоязычная монета с христианской легендой.
На аверсе изображение креста и сокращенный вариант Символ веры:
аллах вахид хува / аль-иман вахид / аль-мамддия вахида
Один Бог / Одна Вера / Одно Крещение
аль-аб ва ль-ибн / ва р-рух аль-кудс / аллах вахид
Отец и Сын / и Дух Святой / Бог Единый
« Последнее редактирование: 11 Сентябрь 2019, 15:16:17 от Sterling »
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Пэр
  • *******
  • Сообщений: 1848
  • Уважение: +160/-0
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #347 : 05 Июль 2019, 14:41:29 »
Интереснейший факт про арабоязычную монету!

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #348 : 05 Июль 2019, 15:03:46 »
Интереснейший факт про арабоязычную монету!
Спасибо! :az:
Интересным нюансом является и то, что эмитентом чеканки этого дирхема был Людовик Святой, который после освобождения из арабского плена обосновался в Акре и занимался укреплением фортификации городов и портов Иерусалимского королевства и фактически выполнял функции короля с 1250 по 1254 год.
При этом бальи и регентом Иерусалима тогда был король Кипра Генрих I, а номинальным королем был Конрад IV Гогенштауфен.
« Последнее редактирование: 10 Июль 2019, 15:55:46 от Sterling »
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #349 : 08 Июль 2019, 18:03:51 »
Покажу одну очень красивую и нечастую монету, особенно в такой сохранности ::)
Это безымянная и анонимная медная фракция денье Антиохии, отчеканенная предположительно в 1120-1140гг в кризисный период истории княжества.
Крепостные стены с башнями на аверсе этой крохотной монеты - яркий образ прекрасного древнего города, навсегда унесенного временем...
« Последнее редактирование: 10 Июль 2019, 16:15:07 от Sterling »
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #350 : 10 Июль 2019, 14:14:06 »
Castle Coins of Tripoli ::)
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #351 : 10 Июль 2019, 21:40:45 »
Для гурманов, посмаковать: невероятные открытия таят в себе мелочи!
Перевод арабоязычного христианского дирхема чеканки Акры 1251 года давно сделан на английский язык.
И, пусть с ужасными ошибками, легенда дирхема была переведена на русский язык Евгением Гончаровым в статье "Христианские дирхемы. Акра 1251".
Ни у кого не вызывала интереса формула Бог Единый, написанная на аверсе-реверсе монеты!
Но написание слова Бог разное на обеих сторонах!
На аверсе классическое для арабов написание:  اللَّهُ واحد هُوَ‌ - аллах вахид хуа
Аллах (т.е. Бог) Единый (есть)!
А на реверсе латинская христианская фраза Unum Deum переведена на арабский совсем иначе!
На стороне с молитвой Троице написана формула: الاه واحد илах вахид,
Что можно перевести как Божество Единое.
Понятное дело, что совершать обратный перевод с латыни на русский через арабский некорректно, - необходимо сверятся с первоисточником.
Единственно верно фразу на обеих сторонах правильно переводить: Бог Единый, беря за основу католическую формулу Unum Deum.
НО стилистические нюансы дают невероятный вкус времени и раскрывают новые смыслы, где фраза Аллах Вахид может быть переведена: Бог Единый.
А фраза на реверсе в молитве Троице: Илах Вахид - Божество Единосущное, что более точно передает суть молитвы: Отец и Сын, и Святой Дух - Бог Единый!

Такое различие и соседство терминов Аллах (Бог) и Илах (божество) нередко в исламе, например мы встречаем его в Суре ан-нис:
اللَّهُ لاَ‌ ‌إِلَهَ ‌إِلاَّ‌ هُوَ‌
аллах ла илах ила хуа
Аллах – нет божества, кроме Него!




Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #352 : 14 Июль 2019, 15:18:53 »
Ровно 920 лет назад - 15 июля 1099 года, после изнурительной осады, под натиском крестоносцев пал Иерусалим.
Началась двухсотлетняя эпоха правления франков на Святой Земле.
Зримым воплощением этого периода истории стала монета первого государства крестоносцев в Леванте - графства Эдессы.
Фоллис графа Балдуина де Бурга я считаю настоящим манифестом крестоносного движения!
Эта монета, как никакая другая, передает дух Первого крестового похода.
На её реверсе помещен процветший крест - символ Креста Животворящего, - композиция заимствована крестоносцами с медных византийских монет конца XI века.
Но аверс - в высшей степени самобытен и уникален!
Пред нами предстает фигура графа в воинском облачении норманнов рубежа XI-XIIвв. На голове рыцаря сидит клёпаный шлем конической формы, на теле - кольчуга с крупными кольцами, надетая поверх расширяющегося книзу стеганного гамбезона, а завершают комплект одежды узкие штаны и низкая обувь с острыми носками. Именно так выглядели бесстрашные норманнские воины, мечом проложившие себе дорогу c Севера Франции в Англию, Сицилию и Левант.
Отличают изображение графа Балдуина от норманнов Европы лишь такие характерные приметы франков на Востоке, как длинная борода и волосы до плеч. После Первого крестового похода борода стала отличительной чертой франков в Леванте, в то время, как латинское духовенство и аристократы в Западной Европе предпочитали брить свое лицо, а длинные волосы считались признаком греховности.
В правой руке рыцарь держит маленький крест, не то принимая его в качестве обета крестоносца, не то вознося как символ борьбы с неверными, в подтверждение чему левая рука сжимает рукоять меча, висящего на поясе.
Греческая легенда, обрамляющая изображение, завершает образ рыцаря-крестоносца: Балдуин - слуга Креста!
Именно в таком образе milites Dei (воина Бога) хотел предстать перед подданными на своих декларативных монетах граф-крестоносец, будущий король Иерусалима Балдуин II.
До конца своих дней набожный Балдуин будет верен себе, посвятив свою жизнь без остатка защите христиан в графстве Эдесском, княжестве Антиохийском и всём Иерусалимском королевстве.
После многих лет битв, досадных поражений, плена и великих побед легендарный король-крестоносец найдет своё последнее пристанище в Храме Гроба Господня, отвоеванном у мусульман ровно 920 лет назад - 15 июля 1099 года...
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #353 : 14 Июль 2019, 15:19:46 »
Это лучшая монета этого типа, что я встречал ::)
Самый изысканный по стилю тип! И прочекан деталей и сохранность на других монетах Балдуина II слабее, что многие десятилетия не позволяло разглядеть детали!
Сделанная 100 лет назад прорисовка Шлембурже и реконструкция изображения головы графа по этой причине фантазийна, но именно она кочует из одного академического издания в другое...
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Пэр
  • *******
  • Сообщений: 4594
  • Уважение: +371/-0
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #354 : 14 Июль 2019, 20:37:30 »
 Да, этот экземпляр очень хорошо сохранился.
 Жму руку!
Мои монеты на торговой площадке МЕШОК на 4 страницах (там надо обязательно листать страницы с лотами) 
https://meshok.net/?good=140&user=52948

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #355 : 14 Июль 2019, 21:03:32 »
Да, этот экземпляр очень хорошо сохранился.
Лучший! ::)
Одноштемпельные аверсы лучших по сохранности монет этого типа:
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #356 : 25 Июль 2019, 22:58:08 »
В продолжении моего материала, посвященного монете Балдуина II.
http://templi.ru/blog-gurinov-una-pars-sanctae-crucis/
В 1110 г. правитель Мосула Шараф ад-Дин Маудуд ибн Алтунтегин (1108-1113), собрав значительные силы союзных ему эмиров, вторгся в графство Эдесское. Тюрки словно смерч прошлись по землям графства, грабя и уничтожая все на своем пути, и осадили город Эдессу. Запершийся в городе граф Бодуэн де Бурк направил посланцев к королю Бодуэну I, прося его поспешить на помощь и спасти Эдессу от неминуемой гибели.

Король выступил на помощь с отрядом в 600 рыцарей и 300 пехотинцев, в пути к нему присоединились отряды армянских князей Кесуна и Биры, а также Бертран Триполийский и чуть позже — Танкред. В конце июня — начале июля христианская армия достигла Эдессы. При ее приближении Маудуд снял осаду и отступил к Харрану

«В свою очередь, войско франков достигло ворот города Эдессы и разбило там лагерь. На следующий день (франки приготовились к битве. Демонстрируя святой крест из Варага, они закрепили его на конце копья и несли впереди своих отрядов». Именно этот пассаж и привлек наше внимание. Несмотря на свою краткость, он порождает ряд вопросов. Почему выступившие на битву (франки несли перед собой армянский крест? Что мы вообще знаем об этой реликвии?

Согласно легендарной традиции, она представляла собой небольшую частицу Истинного Креста, вставленную в драгоценный кулон, носившийся на шее. В конце III — начале IV вв. святыня попала из Рима в Армению, где Св. Рипсимия спрятала ее на горе Вараг. Сокрытая в течении трех столетий, реликвия была чудесным образом обнаружена в VII в., а на месте ее находки впоследствие возник армянский монастырь Вараг (Варагаванк). Несколько раз крест покидал монастырь. Кроме того, он как минимум однажды подвергался реставрации, после чего представлял собой небольшой деревянный крест в серебрянной оправе. В начале X в. он был богато украшен и помещен в раку в форме креста, выполненную из ценного дерева, покрытого золотом.

В 541 г. а.э. (27.02.1092-25.02.1093 г.) вместе с иконой Девы Марии крест был перенесен в Эдессу, чье население с ликованием встретило его прибытие. Как сообщает Матвей Эдесский, «Святой крест был помещен в соборе с великой пышностью. Однако через несколько лет эти реликвии были кощунственно украдены и отняты у жителей Эдессы». Крест из Варага находился в распоряжении армянской общины Эдессы по меньшей мере; до 1098 г., когда в церкви Святых. Апостолов Бодуэн Булонский давал клятву на крестах из Варага и Макеноц, что не причинит вреда куропалату Торосу . По-видимому, уже вскоре после своего утверждения в Эдессе франки отняли крест у армян и поместили его в один из латинских храмов [Наиболее вероятным местом хранения креста может служить латинская церковь Иоанна Крестителя, где хранились мощи апостола Фаддея и легендарного царя Авгара.].

Перечисленные выше упоминания Варагского креста у Матвея Эдесского представляют сабой весь корпус дошедших до нас сведений об «эдесском периоде» его истории. Нам даже не известно, когда святыня была возвращена в Нижний Вараг. В связи со скудостью источниковой базы исследователи практически не уделили внимания изучению роли креста из Варага в жизни франкской Эдессы. Между тем разработка данного сюжета кажется нам вполне перспективной.

Тот факт, что франки несли крест на древке копья впереди войска, идущего на битву, не является чем-то особенным. Практика использования священных объектов в битве для поднятия морального духа воинов была известна в Западной Европе достаточно давно. Уместно будет вспомнить здесь орифламму из Сен-Дени, Святое Копье германских императоров, карроччио ломбардских городов, а также мощи Св. Ламберта. Во всех случаях реликвии принимали участие в битве в обстановке крайней необходимости [В этом отношении весьма показателен последний пример. Армия епископа Льежского, в XII-XV вв. регулярно выступавшая на битву под гонфалоном Св. Ламберта, покровителя диоцеза, лишь дважды (в 1141 г. и 1151 г) брала с собой мощи святого, да и то с великим неудовольствием ответственных за них клириков.] и служили для укрепления боевого духа воинов, веривших, что чудесная сила святыни поможет им обрести победу.

Весьма показателен в этом плане; первый крестовый поход (1096-1099 гг.). Осажденные в 1098 г. в Антиохии и стесненные врагом до крайности, франки «чудесным образам» обнаружили Святое Копье [При том, что к этому времени уже было известно две аналогичных святыни — упомянутое копье германских императоров и Св. Копье в Константинополе.] вдохнувшее в них мужество для победы над тюрками. Под давлением духовенства крестоносцы вынуждены были отказаться от использования святыни, чья подлинность вызывала серьезные сомнения, однако уже вскоре (август 1099 р.) ими была найдена новая и не менее значительная святыня — часть Истинного Креста, на котором был распят Христос.
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #357 : 25 Июль 2019, 23:02:16 »
К. Х. Мак-Эвитт, пожалуй, единственный историк, коснувшийся роли креста из Варага в жизни франков Эдессы. Почти одновременно с использованием святыни в 1110 г. Бодуэн де Бурк отчеканил новую монету: медный фоллий, на аверсе которого изображен воин (возможно, сам граф) в броне, чья левая рука лежит на рукояти меча на левом бедре. В вытянутой правой руке он держит небольшой крест. Изображению сопутствует надпись «ΒΑΛΔΟΥΙΝΟΟ ΔΟΥΛΟ CΤΑΥ[ΡΟ]» («Балдуин слуга креста»).
К.Х. Мак-Эвитт полагает, что в руке рыцаря изображен именно крест из Варага. В свою очередь, это дает историку основание говорить о тщательно взвешенной кампании франков по обеспечению лояльности армян. Варагский крест выступает как новый символ власти, объединяющий крестоносцев и армян в единую военную силу.
Правда, исследователь тут же осторожно отмечает невозможность определить, как именно крест рассматривался франками. Знали ли они о его связях с Варагаванком и Св. Рипсимией, или же для них он отождествлялся лишь с иерусалимской частью Истинного Креста?

Очевидно, что узнать о чудесном происхождении креста латиняне могли только от местных армян, познакомившись с легендарной традицией о перенесении и чудесном обретении реликвии. Вместе с тем в латинском Заморье бытовало и другое объяснение существования множества фрагментов ligni Sanctae Crucis, и, кажется, франки Эдессы более склонны были признавать его, нежели «армянскую версию»:

«После смерти же Ираклия народ неверных до такой степени стеснил христиан, что затеял предать забвению имя Христово и стереть память о кресте и гробе [Господнем]. Поэтому, разложив большой костер (congerie lignorum), они сожгли часть гроба и сходным образом хотели сжечь и крест, однако христиане спрятали его, за что многие из них приняли смерть. Наконец христиане, держав совет, разделили крест на множество частей и разослали [их] по церквам верующих:, с тем, чтобы если одна часть и окажется сожженной, то остальные будут сохранены. Таким образом в городе Константинополе, помимо креста императора, находятся еще три креста, на Кипре два, на Крите один, в Антиохии три, в Эдессе один (курсив наш — Е. Г.), в Александрии один, в Аскалоне один, в Дамаске один, в Иерусалиме четыре: сирийцы владеют одним, греки из [церкви] Св. Саввы — одним, монахи из долины Иосафатовой — одним, мы, латиняне из [церкви] Гроба Господня, владеем одним…» [Anselli Cantoris S. Sepulcri Epistolaпd Ecclesiam Parisiensem // Patrologia Cursus Completus. Series Secunda/ Excudebet J.-P, Migne. T. 162. Lutetia Parisiorum, 1854. Col. 731-732. Письмо Анселла датируется 1108 г. К этому времени крест из Варага, вероятно, уже принадлежал латинской общине Эдессы.].

Для франков крест из Варага ассоциировался с иерусалимской частью Истинного Креста, от которой он якобы был отделен вскоре после смерти византийского императора Иракли я (610-641) и перемещен в Эдессу. Фактически, он представлял собой аналог иерусалимского креста, который, пока не был утрачен в битве при Хаттине (4 июля 1187 г.), водружался в качестве священной хоругви королями Иерусалима за период 1099-1187 гг. не менее 31 раза [Каталог случаев использования Истинного Креста королями Иерусалима в качестве воинского символа см.: Murray. A.V. ‘Mighty Against the Enemies of Christ’… R 232-238. Частица Истинного Креcта была и в Антиохии, где ее также использовали в военных кампаниях 1115 г. iGalterii, Cancellarii Antiocheni, Bello Antiocheno // Recueil des historiens des croisades. Historiens occidentaux. T. 5. Paris, 1895. I:5. P. 91-92) и 1119 г. (Galterii, Cancellarii Antiocheni, Bella Antiochena. II: 4. P. 105-106; II: 5. P. 108). В последнем случае — битва на Кровавом поле (28 июня 1119 г.) — антиохийский крест и был утрачен на поле боя.].

Как явствует из устава тамплиеров, крест был достаточно компактен и в походе перевозился на лошади, а его охрану осуществлял командор Иерусалима с десятью рыцарями. Непосредственно крест перевозил патриарх Иерусалимский, или иной клирик. Большинство выявленных случаев его использования в качестве воинского символа относится к периодам, когда королевство находилось в серьезной опасности. В связи с этим часто с трудом добытая победа, например, в битве при Яффе (4 июля 1102 г.), воспринималась (франками не как результат их воинских качеств, но как следствие защиты«древа Креста Господня», находящегося в войске.

В отличие от королевского знамени, чьи функции были преимущественно тактическими, крест способствовал поднятию и укреплению боевого духа воинов, веривших, что его пребывание в войске принесет им победу. Главное свое влияние на франков реликвия оказывала именно перед битвой, когда ее демонстрация воинству, сопровождавшаяся литургическими и квази-литургическими действиями, укрепляла его морально-психологическое настроение и вселяла веру в победу. И в этом плане Истинный Крест был гораздо ценнее знамени, поскольку в случае утраты не мог быть заменен [Подробнее см.: Murray A. V. ‘Mighty / Against the Enemies of Christ’… P. 226-231.].

То же можно сказать и о кресте из Варага. В процитированном выше пассаже из «Хронографии» Матвея Эдесского франки используют крест в чрезвычайной ситуации, именно накануне битвы. Более того, высоко подняв крест на конце копья, они несут его впереди отрядов с таким расчетом, чтобы он был виден всем воинам и, тем самым, воодушевлял их. Скорее всего, именно клирики возглавляли эту процессию и непосредственно несли святыню [К. Х. Мак-Эвитт полагает, что среди них могли быть и армянские священники (MacEvitt Ch. H. The Crusades and the Christian World of the East… P. 92).]. Скудная информация источников не позволяет каталогизировать случаи, когда крестоносцы прибегали к защите креста из Варага. Возможно, вскоре после 1110 г. он вообще вернулся в Варагаванк, и именно поэтому мы больше не встречаем упоминаний о нем на страницах хроник. Одно можно сказать точно: традиция демонстрации реликвии перед битвой была заимствована франками Эдессы из Иерусалима, и в этом отношении крест из Варага вы ступал как аналог иерусалимского креста. Как и в случае с последним, франки Эдессы рассматривали свой крест как чудесную реликвию — древо Истинного Креста — и прибегали к ее помощи в надежде обеспечить себе божественное покровительство, а с ним — и победу.
---
Комментарии к заметке - очень спорные (в квадратных скобках и выделенные цветом), но в целом интересная информация!
http://templi.ru/blog-gurinov-una-pars-sanctae-crucis/
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 26934
  • Уважение: +684/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ КРЕСТОНОСЦЕВ 12-15ВВ
« Ответ #358 : 12 Сентябрь 2019, 21:07:03 »
Иногда у продавцов вижу такое описание как " Crusaders token" ( печати не в счет), существуют ли они ? Или это фантазии?
Тем, кто интересуется вопросом токенов Иерусалимского королества! :bi:
Рекомендую монографию
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика