Учащимся - для науки, Аксакалам - для повторения! 8)
"Изображение кораблей на античных монетах"
По мотивам статьи Майка Марковица в CoinWeek в серии "Античные монеты" ....
Свободный перевод с английского - Savelij68
"Мы держим вас в живых только для службы на этом корабле. Так что хорошо гребите и пока живите ". - Квинт Аррий, кинофильм "Бен-Гур" (1959)
К VI веку до нашей эры, когда чеканка монет в странах Средиземноморья стала широко использоваться, технический уровень кораблестроения достиг значительных высот. Большинство кораблей, изображенных на античных монетах, это - быстрые гребные галеры с большими, предназначенными для таранов корпусами на носу и корме, но в то же время довольно хрупкими по бокам. Гребцами были свободные граждане, часто очень тренированные атлеты. Голливуд, как обычно наделал в фильме много исторических ошибок: рабы на галерах - это уже средневековый продукт, очень редко использовавшийся в древнем мире. Грузовые парусные корабли не были символами власти и , поэтому изображались на монетах намного реже.
Греки
"Мы живем по берегам моря, как лягушки вокруг пруда", сказал философ Платон (424-347 до н.э.). Учитывая важность морской торговли и количество конфликтов в Древней Греции, приходится лишь удивляться насколько мало изображений кораблей на Греческих монетах той эпохи. Почти не найти их , ни на монетах Архаичного периода (до 500 г. до н.э.), ни Классического периода (500 - 336 до н.э.). А, если что-то и появляется, то, как правило, это- изображение лишь части корабля: носа (нос с тараном) или кормы (где находилось место рулевого). Всем известно о том, что моряки исключительно суеверны - может это было критерием везения/невезения изображать корабль полностью? Наверное, все-таки- нет, так как, скажем на предметах искусства той эпохи часто изображали корабли полностью. Скорее всего, это было просто слишком сложно для гравера изобразить такое большое количество весел. Даже небольшой военный корабль (галера - пентеконтор) имел 25 весла с каждой стороны, в то время как стандартный военный корабль (трирема) имел аж по 85 весел с каждой стороны, распределенных в три яруса.
Греческий порт Фаселис, основанный около 700 г. до н.э., на южном побережье Ликии в Малой Азии, возможно, был первым греческим городом, который чеканил на монетах изображение корабля в качестве своего герба. На аверсе редкого серебряного тетробола (с 500 -. 440 до н.э.) изображена носовая часть корабля (в виде кабана), а на реверсе - грациозный восходящий поворот кормы. На красивом серебряном статере, отчеканенном два века спустя, мы видим более изысканный стиль, но с теми же изображениями (чеканка монет является очень консервативной!). Обратите внимание на выдающиеся "глаза", которые были вырезаны из мрамора, окрашенны и прикреплены к носу корабля. Греки верили, что эти глаза дал судну живой дух и помог ему найти свой путь (Карлсон, 359).
Занкла (теперь Мессина, Сицилия), основанная, как греческая колония в восьмом веке до нашей эры, была еще одним городом, на монетах которого изображался нос корабля. На тетрадрахме, отчеканенной около 494 г. до н.э. мы видим Самаину (Samaina), характерный тип корабля, разработанный на острове Самос.
В Эллинистическую эпоху (336-146 до н.э.) корабли стали намного чаще появляться на греческих монетах. Например, Деметрий I Македонский (правил 301-283) отчеканил красивые серебряные тетрадрахмы в память о своих победах на море. На аверсе - Ника (крылатая богиня победы), стоящая на богато украшенном носу галеры, играющая на трубе. Она также держит мачту корабля, символ морской мощи. На реверсе изображен Посейдон, бросающий свой трезубец. На нумизматический рынок в 90-ых годах попали несколько образцов этих монет высокого качества, благодаря находке кладоискателей. В настоящее время эти великолепные монеты, как правило, продаются примерно за 5000 долларов США.