Грузная, как бы расплывающаяся, придавленная к земле, отёчная форма, обильно изукрашенная финтифлюшками.
Олег, византийская архитектура в корне отличается от русской!
"Расплывающаяся, придавленная к земле, отёчная форма" диссонирует с русским чувством прекрасного: стройной и устремленной в небо архитектуре! Возможно, причина в том, что наша цивилизация выросла в хвойных лесах и мы с немцами любим шатры и шпили, а греки - кучевые облака... Не знаю...
Но принципиальное отличие не в наружных формах, а внутренних! византийский храм создан не для внешней эффектности, как готика! Он создан для службы.
Повторюсь: в византийском соборе ты не понимаешь где ты, на небе, или на земле! Ты паришь в облаках...
В русском храме ты всегда находишься в колодце! В широком, как в Успенском соборе Кремля, в узком, как в Дмитровском соборе Владимира или в Покровах на Нерли, - неважно, но ты всегда (особенно во время многолюдной службы) находишься в тесном колодце, и по ярусам алтаря, под монотонный ход службы ты постепенно "возносишься" к Небу, представленному расписанным куполом! Вот, как работает архитектура на Руси...
У греков такие храмы тоже есть, но чаще это минибазилики, похожие по форме на гараж с двускатной крышей, - по форме и ощущениям это больше похоже на синагогу или кенассу, -молитвенный дом, чем Дом Бога...
И вот такие соборы по примеру Софии, которые переносят тебя на небо!
Как итог: русский храм воздействует больше экстерьером, а внутреннее устройство отражает философию вознесения во время молитвы, а византийский собор работает интерьером, перенося тебя в рай, - внешние формы больше конструкция, позволяющая удержать небесный свод из камня....
Обзывать его отечным я бы некогда не стал, тем более, что Кронштадтский собор гораздо более стройный, чем византийские прототипы