«Завершается третий, последний сезон работы проекта The Black Sea MAP. В этом году мы обследовали больше 1300 кв. км морского дна, взяли 100 метров проб грунта и обнаружили новые места кораблекрушений – больше 20 судов эллинистического, римского и византийского периодов. Такое разнообразие находок можно назвать одним из величайших подводных музеев мореплавания и кораблестроения», — сообщил изданию The International Business Times Джон Адамс (Jon Adams), профессор Саутгемптонского университета и ведущий исследователь The Black Sea MAP.
Геофизический проект завершился, но подкинул работы археологам на много лет вперед. Останки древних кораблей, конечно, не редкость, а при современных возможностях подводной археологии древние суда находят буквально «пачками», целыми кладбищами – как, например, десятки древних кораблей у берегов греческого архипелага Фурни или возле греческого острова Делос. С 2012 года возобновились подводные раскопки на месте самого интригующего кораблекрушения в истории, Антикитерского (скоро ожидаются новости по итогам археологического сезона 2017).
Что же такого особенного в черноморских находках, если многоопытные ученые отзываются о них с нескрываемым восторгом? «Мы никогда ничего подобного не видели. Словно тысячелетия истории оживают у нас на глазах», — это слова морского археолога Крума Бачварова из университета Коннектикута. «Мы не могли поверить своим глазам», — сказал Родриго Пачеко-Руиз, морской археолог из Саутгемптонского университета.
Дело в той самой уникальности Черного моря, о которой писал Уиллард Баском. Факт, в общем-то, известный, однако напомним: характерной особенностью Черного моря является полное отсутствие жизни на глубинах более 150-200 м – с этих отметок начинается аноксическая (бескислородная) среда, в которой способны существовать лишь некоторые анаэробные бактерии.
Когда-то Черное море было «Черным озером», то есть пресным водоемом. Около 12000 лет назад через Босфорский пролив в озеро начала вливаться соленая вода из Средиземного моря, но и огромный приток пресной воды никуда не делся: в Черное море впадают великие реки Восточной Европы – Дунай, Днепр, Днестр и, через Азовское море, Дон. В результате сформировались слои разной степени солености, которые не смешиваются между собой: наверху всегда остается так называемый «деятельный» слой менее соленой черноморской воды с хорошим внутренним обменом и насыщенностью кислородом, тогда как ниже «оседает» более соленая и тяжелая средиземноморская вода, где в результате биохимических реакций кислород заменяется сероводородом.
Аноксическая среда характерна для глубоких океанских впадин и довольно редко встречается в морях – бескислородные участки отмечены в Мексиканском заливе, в Балтийском, Каспийском, Средиземном морях, но Черное море остается самым наглядным примером этого природного феномена: бескислородная, непригодная для жизни среда здесь начинается на глубине 150-200 м при максимальной глубине моря 2212 метров.
Места древних кораблекрушений часто представляют собой не величественно лежащие на дне остовы деревянных судов, а нагромождение их грузов — например, керамических амфор или бронзовых статуй, которым даже морская вода нипочем. Совсем иначе выглядят найденные в Черном море корабли и поднятые с них артефакты: мертвые воды оказались идеальной «капсулой времени», сохранившей даже органику.
«На глубине 93 метра мы обнаружили византийский торговый корабль Х века. Такая глубина позволяет спуститься к месту крушения и осмотреть его своими глазами, что мы и сделали. Состояние корабля, частично занесенного песком, просто потрясающее – дерево каркаса и обшивки выглядит как новое! Мы предположили, что неподалеку могут находиться останки других, более древних судов, — и не ошиблись. Несколько дней спустя мы нашли еще три затонувших корабля, один из которых мы датировали эллинистическим периодом, а последний оказался еще старше», — рассказал Джон Адамс.
---
Предварительная фотограмметрическая модель римской галеры, найденной в 2017 году