2 Талера 1846 года, королевство Бавария, в честь окончания строительства канала имени Людвига I между Рейном и Дунаем,
Материал: Серебро 900. Диаметр: 38 мм. Вес: 37,12 гр.
Dav #595, Краузе GC #441, AKS #109, Jg. #77, Th. #86
Людвигов канал (также: Людвигсканал, нем. Ludwig-Donau-Main-Kanal или нем. Ludwigskanal) — неиспользуемый канал на юге Германии. Соединял Дунай в районе города Кельхайм с Майном в районе Бамберга. Построен между 1836 и 1846 годами, назван в честь баварского короля Людвига I.
В 1834 году король Баварии Людвиг издал закон «О строительстве канала для соединения Рейна с Дунаем». Финансирование работ должно было обеспечить специально созданное акционерное общество, чьи акции годом позже выпустил в продажу банкирский дом Ротшильда во Франкфур-те-на-Майне на сумму более 8 миллионов гульденов.
Трасса канала между Бамбергом и Кельхеймом была разбита на 7 участков, на которых в июле 1836 г. от 6 до 8 тысяч рабочих начали одновременно выемку грунта. Северная часть канала (Бамберг — Нюрнберг) была введена в эксплуатацию спустя 7 лет, первое судно приплыло в Нюрнберг 6 мая 1843 года. В 1846 году была введена в эксплуатацию южная часть канала (Нюрнберг — Кельхейм).
Законченное сооружение между Бамбергом на Майне и Кельхеймом на Дунае длиной 172,44 км, шириной по зеркалу воды 15,8 м (по дну — 10 м) и глубиной 1,4—1,5 м стало шедевром инженерного искусства своего времени.
Людвигканал, названный так в честь своего основателя, имел 101 створчатый шлюз длиной 35,1 м и шириной 4,8 м, по нему могли проходить суда грузоподъемностью до 120 т. На многих участках канала движение судов осуществлялось при помощи конной тяги, для чего вдоль водного пути были проложены бичевники.
Первые 15 лет после ввода в эксплуатацию были периодом процветания канала. Объемы перевозок грузов по нему стабильно росли, составив (в тыс. т): 1846 г. — 87,05; 1848 г. — 126,57; 1849 г. — 154,91; 1850 г. — 195,96 (максимум за все годы). В последующий период перевозки по каналу неизменно снижались — влияла ограниченность глубин на примыкающих участках Дуная и Май-на, размеры шлюзов не отвечали размерам судов, оснащенных паровыми машинами, судоходство по каналу, рассчитанное на конную тягу, не выдерживало жесткой конкуренции со стороны железной дороги.
К концу столетия грузооборот на канале упал до 100 тыс. т в год. Соединение с этого времени ис-пользовалось только для местных перевозок, преимущественно минерально¬-строительных мате-риалов в районе Нюрнберга. Объемы таких перевозок в период между двумя мировыми войнами не превышали 30—40 тыс. т в год. Канал, получивший серьезные повреждения в период военных действий 1944—1945 гг., был полностью закрыт для перевозок по решению властей Баварии в январе 1950 г.
В 1992 году был открыт строившийся с 1921 года более крупный практически параллельный канал Рейн-Майн-Дунай.