Андрей Школьников.
Германский мир - утрата души и культуры
#геостратегия
Практически сразу, после своего создания, Первый / Древний Рейх – Священная Римская империя (962 – 1806 гг.) стала наднациональным союзом, основу которого составляли германские государства. Привычная нам Германия появилась только в середине XIX в., как результат военных и дипломатических успехов окраинной Пруссии. До того момента Германия в большей степени была историко-географическим понятием, а не политическим. Первая мировая война (1914-1918 гг.) привела к остановке развития только созданной Германии, Вторая мировая стала надломом, инерцией, запал прусской пассионарности был исчерпан.
Процессы вырождения и гибели Германии не являются чем-то удивительным, наоборот, парадоксально было её усиление и реальные шансы стать одной из трёх сверхдержав (реализация плана Шлиффена в 1914 г. и победа в ПМВ). К настоящему моменту у немцев не осталось основ для своей игры, все потенциальные «скрепы» утрачены. Большие державы стремятся проводить независимую политику, что требует контроля над собственной системой смыслов. Начнём разбор с этого вопроса.
Очень сильным ударом по будущему Германии стала утрата контроля над духовным центром – Ватиканом, который был утерян в XII в., как результат борьбы за инвеституру (формальное введение во владение), ослабившей власть императоров, и проигрыш Фридриха I Барбаросса (1122-1190 гг.) на севере Италии. Дальнейшие попытки получения контроля над духовным и историческим центром западного мира были инерционны.
Реформация XV в. могла быть использована для формирования независимого, альтернативного религиозного центра, вокруг которого бы происходило сплочение германской нации, но ничего не вышло. К тому моменту фрагментация была очень высока, ни одна из сторон не получила преимущества, германские земли оказались разделены на католические (преимущественно юг) и протестантские (преимущественно север). К тому же последние продолжили фрагментацию, не образуя единого религиозно-политического центра.
В XVIII-XIX вв. произошел всплеск развития культуры, науки, философии в Германии, во многом связанный с Австрией и Веной, но победа Пруссии в австро-прусской войне 1866 г. привела к изгнанию, выдворению Австрии из пространства Германии, как конкурента. Третий Рейх ухудшил ситуацию – большая часть ученых, мыслителей, деятелей культуры бежало, многие из них обрели величие и второй дом. Система оказалась подорвана, с середины XX в. данные направления – унылое и серое подобие буйства творчества предыдущих десятилетий. Сумрачный германский гений не смог жить в маленькой Австрии, а в большой Германии он стал чужим.
После Первой мировой войны Германия ещё была наполнена силой и энергией Пруссии, в качестве попытки формирования единых смыслов Третий Рейх попробовал обратится к дохристианской эпохе, создав неоязыческий культ, не имеющий корней, слабый, химерный и человеконенавистнический. Проигрыш во Второй мировой войне смёл все эти начинания, поставив вместо них разрушающий нацию «комплекс вины и покаяния».
И, да, покорив Германию, Пруссия очень активно работала на объединение, но смысловое ядро так и не было найдено / создано…