Апостол Павел изображен на реверсе гроссо, отчеканенный на монетном дворе Рима во время понтификата папы Павла III.
На монете с одной стороны изображен апостол Павел с мечом и Библией в руках, легенда гласит S PAVLVS ALMA RO, а на оборотной стороне красуется герб римского папы Павла III из рода Фарнезе с легендой PAVLVS III PONT MAX. Изображение святого Павла на реверсе монеты не случайно, минтмейстер обыгрывает одинаковые имена римского папы и святого апостола.
Вес монеты 1, 81 гр, ее диаметр 22 мм. Ссылка Muntoni 65; Berman 913.
Понтификат Павла III был поворотным моментом в истории папства, открывшим дорогу католической церковной реформе. Католическая реформа обновила идеал монашества, его организацию. Она породила новые, боевые монашеские ордена, которые приближались к церковному идеалу.
Из монашеских орденов нового типа первым появился в 1527 году орден театинцев, основанный Петром Карафой, архиепископом Театы, ставшим впоследствии папой Павлом IV. Из францисканского ордена в 1526 году выделился строгий орден капуцинов. В 1530 году в Милане сформировался орден барбанитов, ставивший своей целью благородную деятельность по попечительству над бедными и уходу за больными. В это же время возник и орден святой Урсулы, в задачу которого входило воспитание девушек в строгих правилахе. В 1540 году тоже для ухода за больными возник орден милосердия. Эти духовные ордена стали образцами и популяризаторами религиозности нового типа, наполненной социальным содержанием.
Однако главным средством католического обновления и идущей следом за ним контрреформации стал орден иезуитов. Основателем ордена был солдат-инвалид, выходец из дворянской семьи басков - Игнатий Лойола (1491-1556). В 1540 году Павел III своей буллой "Regiminis militantis ecclesiae" утвердил новый орден, избравший себе воинственное название "Общество Иисуса" (Societas Jesu), имело своей целью, обратив в христианскую веру язычников и еретиков, объединить весь мир под церковным владычеством папы. В их организации непременным условием была строгая военная дисциплина, удивительным образом сочетавшаяся всегда с гибкостью. Иезуиты наряду с тремя обязательными для монашеских орденов обетами принимали еще четвертый - безусловного послушания папе. Они стали отличными орудиями папы в последующие эпохи. Разумеется, папа вывел иезуитский орден из-под юрисдикции епископов.
Орден иезуитов развивался и процветал в атмосфере религиозной реформы и контрреформации. С головокружительной быстротой он распространялся в католическом мире, но наиболее благоприятную почву он нашел на территориях, приграничных с антиреформистской конфронтацией. Орден перенял и трансформировал на свой лад идеи и методы гуманистической культуры. Лютер и Кальвин завоевывали души рациональной и пуританской верой, основанной на Священном писании, Лойола же и его сподвижники достигали этого страстной, фанатичной верой, возвращением права на существование и проявление чувств и фантазии. В то время как Реформация являлась глашатаем свободы личности, духовного освобождения индивида, иезуиты считали подлинной христианской добродетелью безусловное послушание индивида.
Орден иезуитов быстро превратился в большой обучающий орден. Постановку в центр своей деятельности школьного обучения иезуиты также переняли от Реформации. Использование современных педагогических принципов (например, введение оценок), осуществление обучения на национальном языке, совершенствование и развитие языка, равно как и введение бесплатного народного образования, преследовали одну цель: обновление веры народных масс. Другим направлением педагогической деятельности было воспитание детей господствующего класса - осуществлялось своего рода выращивание элиты. А это приводило к осознанию того, что контрреформация - не предмет религиозных споров и агитации среди народа, а в первую очередь решающий момент в завоевании господствующего класса, господ-феодалов. Так иезуиты стали "серыми преосвященствами" княжеских домов, всемогущими духовниками королей и королев. Иезуиты стали лучшими дипломатами пап.
Павел III был последним папой-гуманистом.
В годы его понтификата Микеланджело закончил работу над фреской "Страшный суд" в Сикстинской капелле, а Коперник преподнес папе свой труд "Об обращениях небесных сфер".Папа поддерживал развитие всех наук, но более всего симпатизировал астрологам, без совета которых не начинал ни одного серьезного дела.