На итальянской монетке Генрих, император, Лука написаны практически без ошибок. Шрифт на севере Италии в это время был, конечно, довольно своеобразный, но, тем не менее, продержался довольно долго. В Сиене, по крайней мере, до начала XIV века. Как специалисту - вот Вам фото двух монеток, пфеннигов из Стабло - ок 1050 и из Мюнстера ок 1200. Объясните, пожалуйста, по каким признакам можно определить, что первая монета почти не романская, а вторая романская даже для пионеров. Шрифт на первой - каролингский минускул. Оба здания, скорее всего, вымышленные. "Портреты ", соответственно, на первой местного епископа, на второй - Святого Павла.
Олег, сразу оговорюсь: я вас очень уважаю и показанные монеты вызывают у меня щенячий восторг!
---
По сути вашего вопроса постараюсь не торопясь, по пунктам...
1) Начнем с первого аргумента в пользу того, что о художественном СТИЛЕ на примере первой монеты говорить очень сложно.
Поговорим о шрифте...
Шрифт на первой - каролингский минускулОтветственно заявляю это не
минускул!
И по определению им быть не может, даже если вы его назовете "каролингским"!
Что такое минускул? Это строчные буквы с выносными элементами!
На монете - маюскульное письмо, - а именно имитация капитального римского письма, в котором использованы только заглавные буквы!
Использовалось оно не в рукописях, а чаще всего в эпиграфике, что роднит нумизматику больше с ДПИ и архитектурой, чем с книгой.
Стиль этих литер - не определяем! Это подражание римскому эпиграфическому письму, выполненное по средствам пуансонов примитивной формы! Я писал, что каллиграфия в производстве монет-высший пилотаж, а здесь же совсем не до художественных изысков...
Относить этот шрифт к романскому стилю в искусстве - нельзя, так как подражания капитальному римскому письму в нумизматике шло с падения Рима и независимо от региона и времени мастера пытались изобразить одни и те же буквы посредством схожего грубого инструмента.
Степень искажения шрифта (даже с огромной поправкой на масштаб изделия) говорит о том, что мастер был очень стеснен в арсенале художественных средств, - их еле-еле хватает для выполнения задачи читаемости букв!
Вот прорисовка с вашей монеты, пример эпиграфики начала 12-го века и минискульного письма того же времени - времени расцвета романского стиля в архитектуре и скульптуре.
Обратите внимание, что оба шрифта исполнены при помощи общей технологии, а именно - выдавливания изображения пуансоном! Но если в случае с надписью можно говорить хотя бы о художественной манере шрифта, то в случае с легендой монеты, где даже написание двух одинаковых букв разное говорить о стиле НЕ ПРИХОДИТСЯ!