Однако Флоренция того времени не дала Леонардо да Винчи того, на что он по праву мог рассчитывать.
Сам Лоренцо Великолепный и его двор превыше всего ценили живопись Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их своей новизной, а его многочисленные замыслы в градостроительстве и инженерном деле казались слишком смелыми и несбыточными. Лоренцо Великолепный ценил в Леонардо … прежде всего музыканта, наслаждаясь его игрой на лире.
Глава 2. Ломбардия. Милан (1482- 1500)
И вот тогда Леонардо обращается к другому могучему итальянскому правителю герцогу Людовику Моро, который правит Миланом. Милан ведет в это время войну с Венецией и потому Леонардо в первую очередь старается убедить миланского герцога, что может быть полезен ему именно в военном деле.
До наших дней сохранилось письмо Леонардо, которое он написал в 1482 году правителю Милана Лодовико Моро ( по-итальянски Мавр, это прозвище ему дали из-за его смуглой кожи). Девять пунктов письма Леонардо посвящены военным изобретениям, именно они должны были особенно заинтересовать миланского правителя.
«Пресветлейший государь мой, — писал тридцатилетний Леонардо в этом резюме эпохи Возрождения, — увидев и рассмотрев в достаточной мере попытки тех, кто почитает себя мастерами и конструкторами военных орудий, и найдя, что устройство и действие названных орудий ничем не отличается от общепринятого, попытаюсь я, без желания повредить кому другому, светлости вашей представиться, открыв ей свои секреты и предлагая их затем по своему усмотрению, когда позволит время, осуществить с успехом в отношении всего того, что вкратце, частично, поименовано будет ниже».
Далее следует перечисление этих секретов: «Владею способами постройки очень легких и крепких мостов, которые можно без всякого труда, переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля», «а иногда и бежать от него», — на всякий случай предусмотрительно добавляет Леонардо. В этом письме упоминаются мосты, «стойкие и неповреждаемые огнем и сражением, легко и удобно разводимые», средства «жечь и рушить мосты неприятеля», способы «отводить воду из рвов» в случае осады, устраивать осадные мосты, изготовлять «кошки» и лестницы, разрушать укрепления, недоступные для артиллерии. Леонардо пишет о различных видах пушек-бомбард, удобных и легких, «которые кидают мелкие камни, словно буря, и наводят своим дымом великий страх на неприятеля», о способах «по подземельям и тайным извилистым ходам пройти в назначенное место без малейшего шума» и о «крытых повозках», которые заставляют вспомнить современные танки. «Также устрою я крытые повозки, безопасные и неприступные, для которых, когда врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля, нет такого множества войска, которого они не сломили бы. А за ними невредимо и беспрепятственно сможет следовать пехота».
Сказав еще вкратце о средствах морской войны, Леонардо лишь в последнем пункте письма перешел к архитектуре, скульптуре и живописи: «Во времена мира считаю себя способным никому не уступить как зодчий в проектировании зданий, общественных и частных, я в проведении воды из одного места в другое. Также буду я исполнять скульптуры из мрамора, бронзы и глины».
Так произошло переселение Леонардо в Милан и начался богатый творческими событиями миланский период его жизни. Леонардо был зачислен в состав коллегии инженеров герцога. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода он именуется сначала «инженером», а потом «художником».
С первых же месяцев своего пребывания в Милане Леонардо вплотную занялся военной техникой. Его записи и рисунки этого времени являются подтверждением той программы, которая была изложена в письме к Людовико Моро: осадные приспособления, передвижные лестницы, тараны и т. д. Людовико Моро он также порадовал представлением под названием «Рай», где по огромному кругу, изображавшему небо, вращались с пением стихов божества планет.
Людовико Моро (по-итальянски Мавр, это прозвище он получил за свою смуглую кожу) был очень неоднозначной фигурой. С одной стороны, умелый правитель и меценат, миланский двор при нем – самый блестящий двор тогдашней Европы, а с другой стороны он был просто хвастливый и трусливый злодей. Например, в 1496 году он открыто заявил, что папа Александр VI не более как его духовник, император Максимилиан – его кондотьер, Венеция – его собственный казначей, а французский король – его курьер, обязанный отправляться повсюду по его воле. Он боялся покушений на свою жизнь и на аудиенциях принимал всех за отгороженной решеткой и на таком расстоянии, что приходилось очень громко говорить, чтобы быть услышанным.
Промышленность в Милане никогда не была такой цветущей, как во Флоренции и Венеции. Текстильное производство не могло тягаться с тосканским, но Милан по праву мог гордиться своими оружейными мастерскими. Если миланские клинки и уступали толедским, то миланская броня не имела соперниц во всей Европе.
Иллюстрация 4. Портрет Людовика Моро