Кураторы классических античных коллекций в музеях, в большинстве своем, являются академическими археологами и иже с ними. Такого рода археологи в основном редко отдельно изучают монеты. Наибольший интерес для них представляют кости, керамика. Вы сами видите это обилие сломанных горшков и такого рода артефактов на многих научных и музейных сайтах. Не спорю, они знают очень много других тем в археологии, но монеты для них часто, к сожалению, являются незначительными темами. Во всех университетах, по всей Америке, вероятно, меньше десятка нумизматов с профессорским званием.
Нумизматика и археология - сестры. Они родились вместе в эпоху Возрождения, этого удивительного повторного открытия Греко-Римского наследия, которое началось в Северной Италии в конце 13 века. С течением времени, эти сестры отдалились друг от друга, и даже появилась определенная взаимная антипатия (что-то знакомое, пожалуй, читателям из многодетных семей).
Для некоторых археологов, нумизмат является эгоистичным собратом грабителей могил. Для некоторых нумизматов, археологи - высокомерные снобы, пытающиеся запретить частную собственность на предметы старины и пытающиеся отнять источник дохода у бедных искателей. Конечно, это выглядит карикатурно и близко к крайности, но по моему опыту, коллекционеры часто гораздо лучше относятся к древним монетам, чем музеи, пренебрегающие монетами, делающие монеты недоступными для общественности, плохо документированными, и - ах, да - "без провенанса."
Многие из великих музейных коллекций монет начинались как «Мюнцкабинеты» Королевских особ-покровителей. Например, есть Кабинет медалей Национальной библиотеки Франции в Париже, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, и Музей истории искусств в Вене. Коллекционирование монет было престижным видом времяпрепровождения аристократов, и они нанимали ученых для систематизирования, организации и документирования своих коллекций. Король Витторио Эмануэле III из Италии (1869-1947), возможно, был ужасным монархом , но, в то же время, он был великим нумизматом- составителем монументального 20-томного каталога монет Италии Corpus Nummorum Italicorum, что происходило в течение трех десятилетий.
Те немногие специализированные музеи монет сегодня – это все еще действительно "мюнцкабинеты", а не музеи – со своей академической ученостью, но ограниченными ресурсами и ограниченным доступом для посетителей, желающий увидеть эти коллекции. За примерами далеко ходить не надо: это и Американская Нумизматическая Ассоциация в Колорадо-Спрингс, Американское Нумизматическое Общество в Нью-Йорке, Нумизматический Музей в Афинах, Греция, и важные коллекции Университетов в Оксфорде (Ashmolean музей), Кембридже (Фицуильям музей), Гарварде (Думбартон-Оксе) , Йеле и Принстоне.
Заметным исключением в этой в целом мрачной картине является Департамент монет и медалей Британского музея в Лондоне, который имеет сильные традиции так сказать обслуживания нужд и потребностей нумизматов и коллекционеров. Британский музей часто называют, наиболее квалифицированным и опытным хранителем монет в мире.
И Великобритания является одной из немногих стран с хорошим законодательством об античных предметах искусства. Закон о сокровищах от 1996 года и "Процедура работы с найденными предметами искусства"Portable Antiquities Scheme (PAS) всего лишь два , но довольно ярких, примера. Очень кратко: о всех предметах старины, найденных в земле должно быть сообщено в Государственные органы, и нашедший и владелец земли, где найден предмет, имеют право на получение доли в справедливой рыночной стоимости, но государство получает право «первой брачной ночи» - приобретения находки для музеев. Одним из результатов этой разумной политики явилось то, что мы знаем о находках предметов старины в Великобритании намного больше, чем где-нибудь еще.
Рис 5: лотки для монет в Британском Музее