Но есть подозрение, что это все-таки не совсем верно...
Разницу между, например, 16 и 19 веками я вижу ОЧЕНЬ ярко. Описать ее (приблизительно) можно словами: "живое/неживое".
Верно! Механическое повторение с подгравировкой - оно не столь живое, как резец и пуансон в руках мастера!
Главное еще то, что эфект живости дают ошибки!
Это вообще отдельный разговор - ошибки (умышленные и случайные) в гениальных произведениях. Они не копируют природу, а подражают ей, - в этом и кроется феномен живости Всех великих полотен и скульптур!
Но эффект "потери живости", если он обусловлен именно масштабированием, должен, как мне кажется, проявляться не всегда. А только если художник при разработке большой модели этот эффект не учел. Но художники зачастую очень удачно решают такие проблемы. например Делают статуи именно с учетом того что маленький зритель будет разглядывать ее снизу.
Олег, не путайте "потерю живости" возникшую в ходе технологии перевода изображения из одного масштаба в другой и ошибку масштабирования и учет ракурса (если речь о круглой скульптуре) или высоты рельефа (если речь о монете)...
1) Скульптор создает модель памятника, например Рабочего и Колхозницу, не в оригинальном размере! Это целый ряд моделей от 10см до 5м. И действительно только талант (+ интуиция и опыт) и мозг мастера (как супер-пупер компьютер) способны просчитать как будет выглядет полномасштабная скульптура с разных ракурсов и в архитектурной среде!
Если у вас на столе великолепная бронзовая фигурка (шедевр мелкой пластики), и вы захотели ее увеличить и поставить на площади своего города - можете быть уверены на 110% - это будет чудовищно!
2) С монетой - обратная ситуация!
После увеличенного эскиза мастер делает уменьшенную модель! Она может быть гениальна в размере блюда, но уменьшенная до размера монеты - бездушным куском металла! Здесь может сыграть свою пагубную роль нерасчет уменьшения высоты рельефа или его элементов, или слишком мелкие детали, выходящие в ноль, или дробность изображения и сотни др. подводных камней, которые мастер "побеждает" десятилетиями труда, да и то, если он только этим и занимается, а не просто скульптор.
Такие гении, обладавшие огромным опытом работы в реальном размере, как Карл Гёц, были способны создавать крупные макеты, с учетом уменьшения размера макета и высоты рельефа, а доработкой мастерпуансона занимались не рядовые подмастерья, а сам гений!
Резюмируя:
1) Точно попасть из большого размера в маленький - сложнее, чем наоборот.
2) Машинный перевод, непопадания в высоту рельефа, потеря экспрессии, доработка рельефа штемпеля/пуансона рядовыми резчиками, а не скульптором медальером, - все это делает монеты 18-21вв столь неглубокими и холодными для коллекционеров античных и средневековых монет, хотя бы интуитивно чувствующих тот внутренний трепет и мастерство, которые дышали на острие резца и пуансона мастеров прошлого!