Вернусь не надолго к теме матриц, пуансонов, штемпелей и т.п. и покажу вот такой очень заинтересовавший меня образец с монетного двора Потоси.
Матрица, уже известного нам Thomas Francisco Prieto, изготовлена в 1770 г. в Мадриде. Судя по тому что гербовый щит предполагал изготовление отдельных пуансонов для своих элементов, думаю они были для крупного номинала - монеты в 4 или даже 8 реалов. Причем под самой матрицей показан отпечаток на круглой заготовке, возможно сделанный в наши дни.
А заинтересовали меня две детали:
1) чуть сверху от геркулесовых столбов заготовки для пуансона гурта в виде чередования трех элементов - двух "прямоугольников" и "круга" посередине. И вот вопрос - как таким пуансоном набивать на верейке рисунок гурта, если он представляет собой чередование "прямоугольников" и "кругов" ? В любом случае при набивании один из "прямоугольников" будет попадать на уже набитый на верейке "прямоугольник". Я сломал глаза высматривая через лупу на своих 8 реалах колониального чекана хоть какое то смещение рисунка гурта, что бы можно было предположить, что "прямоугольник" попадал на "прямоугольник". Нашел слабый намек на смещение одного элемента только на 8 реалах чекана Мехико 1819 г.
2) обратите внимание на отпечатке с матрицы "центральная разметочная точка"! То есть она возникала ещё на стадии изготовления матрицы? От матрицы до готового штемпеля ещё ого-го сколько работы! По сути она должна была последовательно перекочевать с матрицы на пуансон, а с пуансона на штемпель.