Мраморный череп работы Джан Лоренцо Бернини, хранящийся в Dresden State Art Collections, был подвергнут судебно-антропологическому анализу. Такой подход стал возможен благодаря тщательному вниманию Бернини к реалистичным анатомическим деталям, что заметно контрастирует со стилизованными изображениями черепов и скелетов, часто встречающимися в искусстве эпохи Возрождения и барокко. Это первая судебно-антропологическая экспертиза скульптурного произведения искусства.
https://www.bumc.bu.edu/busm/2022/02/16/forensic-anth..
Они обнаружили, что череп настолько детализирован, что включает в себя множество точных анатомических особенностей, которые можно исследовать так же, как настоящий череп. Бернини даже изобразил неровности, характерные для настоящих черепов, такие как лево-правая асимметрия, обычные отклонения, например, в форме шва, и выпадение зубов как до, так и после смерти.
👉🏻 Череп Бернини — шедевр реалистичной резьбы по твердому камню, был вырезан в натуральную величину по кругу из цельного куска белого каррарского мрамора, при этом нижняя челюсть и череп соединялись височно-нижнечелюстными суставами.
"Череп настолько детализирован, что включает в себя множество точных анатомических особенностей, которые могут быть изучены так же, как и настоящий череп. Похоже, что Бернини использовал настоящий биологический череп в качестве модели, поскольку он запечатлел детали, изображающие взрослого мужчину европейского происхождения", - говорит автор работы Джеймс Т. Покинес, доцент кафедры анатомии и нейробиологии.
Это только малая часть того, сколько деталей Бернини вложил в этот череп. Он вырезал, просверливал и полировал камень, чтобы включить в него отверстия (отверстия, через которые нервы и кровеносные сосуды проходят через кость) и промежутки между верхней и нижней челюстями. Все это, вероятно, было сделано без его обычных подготовительных эскизов и восковых моделей, просто потому, что не было смысла создавать искусственные модели, когда у него был настоящий человеческий череп.
Применяя новые аналитические методы к историческим объектам искусства, Покинс считает, что мы потенциально можем узнать больше о фактических художественных средствах, которые использовали Бернини и другие художники эпохи Возрождения и барокко, , которые в противном случае были бы потеряны для нас.
"В частности, это укрепляет наше понимание технического мастерства Бернини и того умения и внимания к анатомическим деталям, которые потребовались для создания этого произведения искусства", - говорит он.