Как из одной императрицы не вышло 40 бюстов Карла Маркса Всем, кто бывал в музее-заповеднике «Царицыно», знакома мраморная статуя Екатерины II с неуловимой, как у Джоконды, улыбкой. 2,6-метровое изваяние императрицы не всегда стояло здесь, на царском месте парадного зала Большого дворца. Чуть менее 100 лет назад мраморную Екатерину, созданную легендарным скульптором Опекушиным, признали незначительной и едва не сдали в утиль.
Скульптура была создана в ноябре 1896 года — к столетию со дня смерти Екатерины II. Инициатором десятью годами ранее выступила Московская городская дума. Здание думы, ныне занимаемое Музеем Отечественной войны 1812 года, еще только предстояло построить, и место для памятника определили рядом, на Воскресенской площади (теперь — площадь Революции).
Работу поручили скульптору Марку Антокольскому. Два варианта, разработанные им за четыре года, не были приняты, и от его услуг отказались. За это время поменялась и концепция: дума отказалась от идеи установки памятника на улице, где он бы мешал движению конки. Памятник было решено поместить внутри здания, строительство которого началось в 1890 году. Проектирование статуи императрицы доверили Александру Опекушину, который уже был известен по памятникам Пушкину в Москве и Петербурге и Лермонтову в Пятигорске.
«Памятник очень красив и эффектен, — сообщало на следующий день после торжественного представления скульптуры издание «Московский листок». — Статуя великой монархини изваяна из каррарского мрамора, постамент — из порфира, а основание — из серого финляндского гранита. Изображена императрица в порфире (мантия монарха. — Прим. mos.ru), с андреевской цепью на шее и с лентою того же ордена через плечо; в правой руке ее бронзовый вызолоченный скипетр, на голове малая императорская корона».
Творение Опекушина уцелело в горниле революционных событий и к 1924 году оказалось в Музее изящных искусств (с 1937-го — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Там статую признали «не представляющей музейного интереса» и предложили продать «на условии вывоза покупателем». Об уровне проведенной оценки говорит следующий факт: в документах памятник значился как «статуя Екатерины II неизвестного скульптора», хотя Опекушин выбил свое имя на фронтальной части постамента.
Позже мраморная императрица переехала в Измайлово, на дачу известного советского скульптора Сергея Меркурова, возглавлявшего музей в 1944–1949 годах. Ему было предписано пустить четырехтонное изваяние на скульптуры революционных деятелей — пресса упоминала заказ на 40 бюстов Карла Маркса.
«[Скульптура] мне была предоставлена для использования мрамора под бюсты, но, когда я прочел имя Опекушина — автора памятника Пушкину, я решил оставить статую у себя», — писал Меркуров в феврале 1952-го, за несколько месяцев до смерти. Чтобы предотвратить уничтожение фигуры Екатерины, он тайно, под видом мраморного лома, отправил ее к своим друзьям в Армению, в Государственную галерею республики.
Простояв в Ереване до развала СССР, спасенная императрица вернулась в Москву лишь в 2003 году. Несколько лет реставраторы Третьяковской галереи и ГМИИ имени Пушкина потратили на то, чтобы вернуть ее былую красоту. Свое нынешнее место в «Царицыне» мраморная Екатерина занимает с лета 2007 года.
https://www.mos.ru/news/item/55860073/