Продолжу выкладывать посты на «техническую» тему.
На этот раз решил написать о гурте. В последнее время у меня возникали ситуации когда сталкивался с недопониманием, отсутствием знаний, а иногда и полным игнорированием этой немаловажной части монетного дизайна. Что особенно прискорбно — часто при определении подлинности.
Не претендую на «полноту» охвата данной темы, поэтому очень приветствуются всевозможные дополнения и исправления.
Для иллюстрации процесса «накатки» гурта на монетах в 8 реалов и возникающих при этом особенностях внешнего вида монеты «натырил» фото с форума Coin Comm-ty.
Гуртильный станок приведенный на фото сделан (если судить по дате на нём) в 1763 г. и использовался для гурчения pillar-dollars. Думаю подобная конструкция станка использовалась и далее до середины 19 в. Рисунок гурта нанесен на два бруска-штемпеля, которые закрепляются на станке (данные мною на фото итальянские, но принцип тот же). Один неподвижен и находится внизу, другой крепится к верхней подвижной зубчатой рейке. Зубчатая рейка приводится в движение вручную пр помощи рукояти.
Насколько я понимаю, гурт накатывали уже после чеканки монеты 8 реалов (если неправ поправьте!). Монету вставляли в «держатель» и прокручивая рукоятку накатывали гурт. Рисунок гурта на брусках «цеплял» мягкое серебро и монета прокручивалась на 180 градусов. При этом визуально рисунок гурта состоял из двух половинок — одна накатана «неподвижным» бруском-штемпелем, вторая тем, что закреплен на зубчатой рейке. Соединение двух половинок рисунка часто происходило «внахлест», когда рисунок одной стороны «наезжал» на другой, либо более аккуратно «притык» Вот этот «нахлест», который четко виден на двух диаметрально-противоположных частях гурта и является одним из признаков подлинности монеты.