Заключение
Коллекционирование как особый вид социальной деятельности известен с древнейших времен. На протяжении всей истории люди собирали и стремились сохранить предметы, имевшие религиозное или эстетическое значение. Эстетическое воздействие художественных предметов давало возможность расширить кругозор тех, кто занимался коллекционированием, и тех, кто имел доступ к обозрению предметов искусства. Оно ориентировало людей на высокие эстетические принципы. При посредстве художественной формы была возможна передача исторической информации как эстетизированного обращения к потомкам.
Современный человек живет в сфере естественных, преобразованных и созданных им материальных предметов. Ускорившееся сегодня развитие знаний как основной фактор цивилизации побуждает общество сохранять подобные предметы, утрачивающие свое утилитарное значение как реальные признаки уходящей культуры связывающие нас с предками.
Современные коллекционеры формируют свои коллекции из разных источников: это и аукционы, покупки в антикварных магазинах, у частных владельцев, блошиные рынки.
Сегодня коллекционирование служит следующим целям: прагматической, эстетической, экономической, сакральной, исследовательской. Нужно также добавить, что как раньше, так и сейчас даже в большей мере коллекционирование стало хорошим вложением денег.
Список литературы
1. Большая энциклопедия: В 62 томах. Т. 52 – М.: ТЕРРА, 2006.- 592с.
2. Герберштейн. С. Записки о московских делах.- М., 1908.
3. Грицкевич В.П. История музейного дела в мире (До конца XVIII в.) : Автореф. дис. ... д-ра культурол. наук .- Санкт-Петербург, 2002 – 23с.
4. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган; Акад. гуманит. наук и др.- СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.
5. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. — СПб.: Петрополис, 2001. - 224 с.
6. Калугина Т.П. Общественное сознание и художественный музей// Музееведение. Музеи мира. - М., 1991. - С. 307-320.
7. Кедринский А.А. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / А.А. Кедринский, М.Г. Колотов. - Л., 1983. - 286 с.
8. Клубков П.А. Коллекционирование // Российский Гуманитарный Энциклопедический Словарь. 2002. 3 с. (Рус.). URL:
http://www.slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg2/rg2-0823.html [29 января 2010].
9. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев. Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2002. 514 с.
10. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. Автореферат диссертации. - М.: МГУ, 1987. - 16 с
11. Основы музееведения: Учеб.пособие/ Отв. ред. Э.А.Шулепова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. -504с.
12. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы // Сборник статей, докладов, лекций и речей. Изд. 5-е. Л., 1932. С. 267-271.
13. Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России: Учеб.пособие.- СПб.: СПБГУКИ, 2004.- 208с.
14. Сальникова И. И. Государственное и частное собирательство произведений русского искусства в России в XVIII - первой половине XIX веков // Памятники культуры: Новые открытия' 1997. - М., 1998. - С. 336- 347.
15. Сиповская Н.В. Фарфор в России XYIII века. – М.: Пинакотека, 2008. – 392с.:ил.
16. Фролов А. И. Русские коллекционеры и формирование музейного фонда России // Шахматовский вестник. -1993. -№3.- С. 9-16.
17. Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учеб.пособие.- СПб.: СпецЛит, 2000.
18. Шмидт. Д. Собрание графа Павла Петровича Шувалова // Художественные сокровища России. - 1902. - №11. –с.269-282.
19. Шпаковская Л.Л. Социологический подход к антиквариату // Социс. 2000. № 2. С. 101-107.
20. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: «Русское слово –РС», 2003.- 536с.
21. Pomian К. Der Ursprung der Museums: vom Sammeln. - Berlin: K. Wagenbach, 1988.-109 s.
[1] Очерки истории музейного дела в России. Вып. 1-7. М, 1957—1971.
[2] Pomian К. Der Ursprung der Museums: vom Sammeln. - Berlin: K. Wagenbach, 1988.- s 24.
[3] Грицкевич В.П. История музейного дела в мире (До конца XVIII в.) : Автореф. дис. ... д-ра культурол. наук .- Санкт-Петербург, 2002 – С.6.
[4] Калугина Т.П.. Художественный музей как феномен культуры. — СПб.: Петрополис, 2001. – С.42.
[5] Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: «Русское слово –РС», 2003.- С.24.
[6] Шмидт. Д. Собрание графа Павла Петровича Шувалова // Художественные сокровища России. - 1902. - №11. -С. 271.
[7] Фролов А. И. Русские коллекционеры и формирование музейного фонда России // Шахматовский вестник. -1993. -№3.- С. 12.
[8] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган; Акад. гуманит. наук и др.- СПб.: Петрополис, 1996. – С.81.
[9] См:Сальникова И. И. Государственное и частное собирательство произведений русского искусства в России в XVIII - первой половине XIX веков // Памятники культуры: Новые открытия' 1997. - М., 1998. - С. 338-
[10] Pomian К. Der Ursprung der Museums: vom Sammeln. - Berlin: K. Wagenbach, 1988.- s.57.
[11] Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. — СПб.: Петрополис, 2001. – С.14.
[12] Там же, С.19.
[13] Козлов В.П. О рукописях П.Я.Актова // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1982. М.; Л., 1984. С.123-134.
[14]
[15] Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы // Сборник статей, докладов, лекций и речей. Изд. 5-е. Л., 1932. -С. 268.
[16] Сальникова И. И. Государственное и частное собирательство произведений русского искусства в России в XVIII - первой половине XIX веков // Памятники культуры: Новые открытия' 1997. - М., 1998. - С. 339.
[17] Основы музееведения: Учеб.пособие/ Отв. ред. Э.А.Шулепова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. –С.109.
[18] Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. Автореферат диссертации. - М.: МГУ, 1987. – С.9.
[19] См:Калугина Т.П. Общественное сознание и художественный музей// Музееведение. Музеи мира. - М., 1991. - С. 309-310.
[20] Фролов А. И. Русские коллекционеры и формирование музейного фонда России // Шахматовский вестник. -1993. -№3.- С. 10.
[21] Фролов А. И. Русские коллекционеры и формирование музейного фонда России // Шахматовский вестник. -1993. -№3.- С. 9.
[22] Основы музееведения: Учеб.пособие/ Отв. ред. Э.А.Шулепова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. –С.115.
[23] Основы музееведения: Учеб.пособие/ Отв. ред. Э.А.Шулепова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. –С.115.
[24] Герберштейн. С. Записки о московских делах.- М., 1908.- С.107
[25] Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России: Учеб.пособие.- СПб.: СПБГУКИ, 2004.- С.14
[26] Русский художественный фарфор. Сб. ст. под ред. Э. Ф. Голлербаха и М. В. Фармаковского. - Л., 1924. –с.27
[27] Сиповская Н.В. Фарфор в России XYIII века. – М.: Пинакотека, 2008. – с.169
[28] Сиповская Н.В. Фарфор в России XYIII века. – М.: Пинакотека, 2008. – С.171.
[29] История России. - М., 2002. - С. 389
[30] Шпаковская Л.Л. Социологический подход к антиквариату // Социс. 2000. № 2.- С. 105.
[31] Кедринский А.А. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда- . Л., 1983. –С.24.
[32] Клубков П.А. Коллекционирование // Российский Гуманитарный Энциклопедический Словарь. 2002. 3 с. (Рус.). URL:
http://www.slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg2/rg2-0823.html [29 января 2010].
[33] Там же
[34] Шпаковская Л.Л. Социологический подход к антиквариату // Социс. 2000. № 2. С. 103.
[35] Шпаковская Л.Л. Социологический подход к антиквариату // Социс. 2000. № 2. С. 105.