Настоящим шедевром украинского колокольного искусства является Мазепин колокол Карпа Балашевича, отлитый в 1699 году, обнаруженный в Домницком монастыре, Колокол Мазепычто невделке от города Борзны на Черниговщине. Маловероятно, что такое богатое и дорогое изделие отливалось для этого монастыря. Очевидно, что после событий 1708 года – увода с поля боя под Полтавой украинских войск гетманом И.Мазепою и последовавших политических гонений с целенаправленным уничтожением всего, что было связано с этим деятелем, колокол с изображение Мазепы был умышленно спрятан в глубинке в малоизвестном и малопосещаемом монастыре. Здесь он сохранялся в подвешенном виде в очепном сооружении в малодоступном месте, среди других значительно больших и малоинтересных, с точки зрения науки, колоколов. Обнаружен он был здесь научной комиссией в 1927 году, что работала в городе Борзне и его окрестностях, в том числе и Домницком монастыре. Несмотря на технические трудности исследования, учеными, понявшим историко-культурную ценность этого колокола, производилось его тщательное описание. Вместе с тем, выполнялись только наружные исследования с неполным снятием физических величин, без взвешивания, которое особенно было затруднено тем, что он был оснащен кованным очепным сооружением. Колокол укреплен на горизонтальном дубовом брусе, кованными массивными пластинами, взятыми к ушам и брусу. Сооружение крепилось к вертикально стоящим стенам в углублениях оборудованных металлом. Оснащен колокол языком, к которому крепилась веревка. И все же, поскольку деревянный брус на концах своих был оснащен металлическим штырями, входившими в стеновые углубления, заложенные металлическими вставками, следует полагать, что колокол использовался в очепном варианте, то есть на поворотной оси из дубового бруса. Все это, более западноевропейское обустройство, давало возможность устроителям полагать, что колокол не будет раскрыт как украинское национальное изделие. А за счет высоты крепления никто не исследует его исторического происхождения. Все это, безусловно, сделано изначально для спасения шедевра.
Из измерений колокола известно, что он диаметром понизу 100см. Исходя из традиционной украинской формы колокола, следует полагать, что высота его до середины короны равнялась так же 100см, а диаметр крыши в два раза меньше нижнего диаметра. Для колокола это небольшие размеры и с учетом, возможно даже, утолщенных его стенок, вес его не составлял, очевидно, даже 100 пудов.
Колокол имеет шатровую форму с незначительным скосом сверху от плеча и достаточно резко падающим плащом с середины тулова до нижнего своего края. Достаточно мощные уши короны стоят на трех выступах сформированных на крыше колокола, что усиливает ее крепления. Колокол оснащен кованным языком с вырезом по краю под ремень или веревку. Крепился он ремнем к петле, находившейся на дне колокола.
Колокол богато украшен кольцевыми орнаментами, вензелями, изображениями, гербом и различными декорами. По верхнему краю ниже крыши идет круговое кольцо рельефно сформированного растительного декора несколько зауженного кверху под ним три валика, а между ними надпись в две строки « рок А.Х.Ч.Ө». ниже букв большой роскошный акантовый рельеф с изображением ангельских личиков. В середине корпуса изображение голубя со сложенными крыльями и надпись «Голубь». С противоположного бока на колоколе в барочном картуше надпись: «Карпъ Иосифович Дълатель». Между изображением голубя и картуша с надписью на всю ширину колокола, вплоть до полосы из ангельских личиков, весьма рельефно выполненный образ «Воскресенья». С противного бока этого большого декора рельефный герб, выполненный в виде буквы Т. Здесь же полумесяц и шестиконечная звезда, буквы: «І.С.М.Г.В.Е.Ц.П.В.З.» Рядом с гербом с правой стороны фигура во весь рост в верхней одежде и длинном плаще, в широкой и высокой шапке с пером, с саблей на боку. Левая рука фигуры операеться на бедро, а в правой булава, что поднята и возложена на плечо. Это и есть фигура гетмана Ивана Мазепы. С противоположной стороны изображение голубя - надпись: «ВЪСУ КАМНЄЙ Л.В.», выполненная прорезыванием в металле.
Безусловно, такое нерядовое изделие глуховского мастера должно было обратить на себя внимание не размерами и весом, а тщательной работой по его украшению. Колокол выполнялся так, что бы он понравился заказчику и слихвой оправдывал заплаченный за его изготовление большие деньги.
Подтверждение того, что фигура, выполненная на колоколе символизирует гетьмана Ивана Мазепу является надпись из больших начальных букв с точками между ними и расшифровуеться как полный титул: «І-оан С-тепанович М-азепа Г-етьман В-ойскъ Е-го Ц-арского П-ресветлого В-еличества З-апорожских».
Изображением герба гетмана Мазепы виде буквы Т, что некоторыми учеными трактуется как гербовый крест, так же подтверждается принадлежность колокола. Герб Гетьмана МазепыИсторически достоверно установлено, что герб гетьмана Мазепы имел т-образную форму с некоторой раздвоенностью внизу нижнего вертикального фрагмента, но в интерпретации Карпа Балашевича он абсолютно отвечает тем аналогам, что сохранились в истории культуры Украины.
Горделивая поза фигуры, выполненная в полный рост с булавою в руке, возложенной на плечо, в богатой одежде и высокой шапке, с саблей на боку, также свидетельство принадлежности колокола гетману, как святыни и символа громогласной власти. Неслучайно эта фигура помещена рядом с Гетьман Мазепа гербом, поскольку в комплексе отражают высшую власть, что в Украине принадлежала только гетману. Не оставляет сомнения в гетманской принадлежности колокола и дата его отлива.