"Есть,- пишет А. В. Арциховский,- еще один признак Софии (обычный, но не обязательный), редко встречаемый на монетах. Это крылья за спиной." … "Н. Д. Мец, разбиравшая коллекцию новгородок Исторического музея, любезно показала мне монеты, где контуры крыльев сидящей фигуры заметны над троном"
***Следующим и весьма поучительным эпизодом в изучении изображения на новгородских монетах явилась работа Н. Д. Мец "Московская деньга новгородского типа" 1. Исследовательнице посчастливилось обнаружить в собрании ГИМ необычайно интересную монету, одна из сторон которой несет обычную для московских монет 20-30-х гг. XV в. надпись: "Великий князь Василий" (в современной транскрипции), а другая - изображение, подражающее, по мнению Н. Д. Мец, новгородским монетам: те же две фигуры в типичных для новгородок позах. Однако на этой монете, "кроме Софии и нагого человека, изображен змий, извивающийся кольцом за спиной Софии" 2. Эта деталь, неизвестная на новгородках, тем не менее послужила для Н. Д. Мец еще одним аргументом в пользу предположения П. Л. Гусева и А. В. Арциховского о том, что на новгородских монетах изображена София, поскольку (опускаем более развернутое доказательство Н. Д. Мец) "первоначально змея, возможно, рисовалась рядом с Софией, олицетворяя ее мудрость"3.
***Последнее по времени высказывание на интересующую нас тему принадлежит В. Л. Янину. Присоединяясь к авторам, видящим в левой фигуре Софию, В. Л. Янин в то же время выдвигает свою гипотезу о значении правой фигуры. "Сходная композиция, - пишет он, - составленная из изображения патрона и человека, стоящего перед ним в "просительной" позе, в нумизматике и сфрагистике имеется. Она является традиционной на венецианских монетах и печатях XIII-XIV вв., где изображен патрон Венеции св. Марк, вручающий дожу символы власти со словами: "Sit tibi datus iste Ducatus", т. е. "Да будет тебе дано это правление"1. Исключительное композиционное сходство изображений на венецианских и новгородских монетах заставляет нас заново подойти к проблематике изображения на новгородских деньгах. Если ранее исследователи видели во второй фигуре изображение человека, вручающего дар, то венецианские аналогии заставляют предположить, что он, наоборот, принимает дар. Что же это за дар? Св. София вручает стоящему перед ней человеку щит, т. е. символ защиты, символ оберегания, символ власти. Сходство новгородских и венецианских монет, таким образом, оказывается не только внешним, но и смысловым. В условиях преобразования республиканской власти перед самым началом чеканки собственной монеты такой интерес к венецианской эмблеме не может быть случайным. Если ход наших рассуждений верен, то во второй фигуре следует усматривать изображение носителя новгородского суверенитета, скорее всего посадника, принимающего из рук патронессы Новгорода символы власти"2.