Автор Тема: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ  (Прочитано 10580 раз)

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« : 24 Марта 2015, 00:48:58 »
Коллеги, вопреки практике, когда под темы создают разделы, я решил открыть целый раздел, пока не имеющий ни одной темы...
А причина - родившаяся у меня идея создать множество тем, рассказывающих о нумизматическом окружении людей, живших в ту или иную эпоху! :bi:
Не смотря на высокий уровень нумизматической культуры наших форумчан, навряд ли большинство сходу ответит, какие деньги давали за скальп краснокожего в период действия романа "Последний из Могикан"! О каких пиастрах кричал попугай Сильвера и какие монеты болтались в кармане Джима, чем расплачивались за красавиц и вино мушкетеры Людовика XIII...
Но более интересно знать, какие монеты окружали реальных исторических персонажей...

Коллеги, чтобы оживить Форум и встряхнуться от зимней спячки предлагаю каждому выбрать наиболее близкую тему и открыть ветку, в которой покажете и расскажете о денежной системе периода и монетах, обращавшихся во времена того или иного персонажа или целой эпохи!
Рамки абсолютно свободные! Это могут быть деньги времен Махно и героев "Белой Гвардии", монеты Викторианской Эпохи и Шерлока Холмса...
А через какое-то время, когда наберется достаточное количество тем, проведем конкурс на лучший рассказ.
Автор, который наиболее увлекательно и полно расскажет о деньгах обозначенного периода получит от Администрации Форума Castle Coins ценный приз! :bi:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн vavan

  • Raubritter
  • Фрик
  • Герцог
  • *
  • Сообщений: 5478
  • Уважение: +557/-1
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #1 : 24 Марта 2015, 01:46:53 »
Автор, который наиболее увлекательно и полно расскажет о деньгах обозначенного периода получит от Администрации Форума Castle Coins ценный приз! :bi:
Враки!
Я уже рассказывал (наиболее увлекательно и полно), какими монетами Сергей 65 расплачивался в 18 веке в Рагузских заведениях с местными аристократками.
Ничего не получил!  >:(
Правда, картинку рагузского таллеро нарисовали.... А где же ценный (в виде этого самого таллеро) приз?

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #2 : 24 Марта 2015, 08:54:42 »
Я уже рассказывал (наиболее увлекательно и полно), какими монетами Сергей 65 расплачивался в 18 веке в Рагузских заведениях с местными аристократками.
А где же ценный (в виде этого самого таллеро) приз?
Во первых, монета была, рассказ был, а конкурса - не было... От того и приз был лишь: плюсики да смайлики :laugh:
Во вторых, история та, Владимир, на другой конкурс - шуточный...
У нас, кстати, под это целый шутейный раздел имеется ;)
Но как идея - принимается: "Самая невероятная история одной монеты", - по моему до 1-го апреля можно успеть организовать экспресс-конкурс самого забавного рассказа.
Победителю... Шоколадный талер! :bi:
« Последнее редактирование: 24 Марта 2015, 09:06:54 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Vlad1971

  • Форумчанин 2014 года медиевист Castle Coins
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 7339
  • Уважение: +477/-0
  • CORONATVS QVIA LEGITIME CERTAVIT
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #3 : 01 Апреля 2015, 01:20:35 »
Очередной киношный ляп  :at:
"Меч мести".
В Англии, после норманнского вторжения  1066 года, вот такую шайбу в качестве монеты показали на первых минутах фильма.  :at:
Монета на аватарке моя.
Лавка монет на форуме

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #4 : 01 Апреля 2015, 01:33:00 »
Во всех "Робин Гудах" пиратские плюшки в сундуках :laugh:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #5 : 01 Апреля 2015, 12:39:54 »
 В Альманахе российских коллекционеров № 3 из серии "Античная история и нумизматика" в 2010 году была опубликована моя статья "По следам «Кода Да Винчи» или монеты мессира Леонардо", посвященная обзору монет, которые ходили в эпоху Возрождения, а именно в тех городах и государствах, где жил и творил один из титанов Возрождения Леонардо да Винчи.

 http://forum.castlecoins.ru/index.php?topic=3212.60  см. пост номер 63

 По просьбе форумчан я решил выложить эту статью здесь.

 Как-то один из моих приятелей прочитал «Код Да Винчи» и стал  горячим поклонником Дэна Брауна. Зная, что я собираю монеты, в том числе и средневековые, он с присущей ему напористостью стал допытываться, а есть ли у меня монеты Леонардо Да Винчи.
 - Так ведь он же не был правителем и поэтому никакие монеты не чеканил.
 - Ну, а тогда есть ли у тебя монеты, которые ходили при нем и которые он мог хотя бы гипотетически держать в руках?
- За свою долгую жизнь Леонардо жил и творил в разных городах Италии, где каждый правитель чеканил свою собственную монету, а умер вообще во Франции.
 - Дa? – искренне удивился он.
 Вот и пришлось прочитать по этому поводу короткую историко-нумизматическую лекцию, которую я и выношу на суд читателей.

  Я не буду подробно касаться вопросов, прозвучавших в «Коде Да Винчи» о Святом Граале и «ленивых королях» Меровингах, о Марии Магдалине и деятельности различных тайных религиозных или оккультных орденов. Мой рассказ будет о монетах тех городов и стран, где творил мессир Леонардо и о происходящих там событиях.

 Иллюстрация 1. Итальянская бронзовая медаль первой половины XVI века с изображением Леонардо Да Винчи.
« Последнее редактирование: 01 Апреля 2015, 13:03:42 от манро »

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #6 : 01 Апреля 2015, 12:41:31 »
Глава 1. Тоскана. Флоренция.(1452- 1482)

Титан Возрождения Леонардо родился в 1452 году в селении Анкиано, расположенном  около маленького городка Винчи недалеко от Флоренции, отсюда происходит его фамилия. Леонардо был внебрачным сыном потомственного состоятельного нотариуса Пьеро да Винчи. В 1466 году Леонардо поступил в качестве  ученика к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции Андреа дель Вероккьо. В 1472 году Леонардо вступил там же в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых для этого дисциплин. Уже первый флорентийский период деятельности Леонардо после окончания обучения у Верроккьо был отмечен попытками проявить свои дарования на многих поприщах:  архитектурные  чертежи,  проект  канала,  соединяющего  Пизу  с Флоренцией, рисунки мельниц, сукновальных машин и  снарядов,  приводимых  в движение силою воды.

 Флоренция… Firenzа, «культурная столица Европы» и сердце провинции Тоскана.
 В этом городе, расположенном по обоим берегам реки Арно, основанном еще Юлием Цезарем как колония для военных ветеранов, жили и творили Микеланджело, Брунеллески, Мазаччо, Донателло, Боттичелли и другие великие мастера искусств. Благодаря Франческо Петрарке, Джованни Бокаччо и Данте Алигьери Флоренция стала «колыбелью итальянского языка», так как именно флорентийский диалект стал образцом литературного итальянского языка. Кажется, что искусство было главным занятием этого города в эпоху Возрождения!
Именно в этом городе эпоха Возрождения является во всём своём блистательном архитектурном великолепии: Собор Санта Мария дель Фьоре и церковь Санта Кроче, Площадь Синьории и мост Понте Веккио.

Появление первых КРУПНЫХ золотых и серебрянных монет в средневековье в Западной Европе напрямую связано с крестовыми походами, тогда итальянские купцы нажили большие состояния на торговле и перевозке людей в крестоносные государства Святой земли и поэтому именно в Италии начался чекан первой европейской крупной золотой монеты. В 1252 году Флоренция выпустила золотую монету (итал. fiorino d'oro - золотой флорин) весом в 3,537 грамм. Монета была высокопробной и поэтому быстро распространилась по всей Европе. По флорентийскому образцу многие государства начали чеканить собственные флорины, хотя эти монеты уже не имели изображения флорентийской лилии. Вскоре золотую монету примерно этого же веса, но уже под названием дукато отчеканили и в Венеции. Это случилось в 1284 году.

До наших дней во Флоренции сохранилась башня, в которой находился форентийский монетный двор, выпускавший золотые флорины. В связи с высоким качеством этих монет и соответствующим доверием к ним населения в то время ходила пословица, что  покровитель города "Иоанн Креститель не потерпит мошенничества", тем самым подчеркивалось, что поддельных флоринов с пониженным содержанием золота просто быть не может.

 Иллюстрация 2. Золотой флорентийский флорин весом 3.4 гр. Аверс –  стоящий со скипетром небесный покровитель Флоренции Иоанн Креститель, на реверсе изображена знаменитая флорентийская  лилия. История сохранила до нас имя минтмейстеров этой красивой монеты - Angelo di Nerio di Andrea Vettori. В это время уже начинаются вестись записи минтмейстеров и описание их творений с датами чекана. К счастью, большинство этих записей сохранились до наших дней и хотя на самой монете год чекана еще не ставится, но мы можем с полной уверенностью ее датировать 1471 годом.


« Последнее редактирование: 01 Апреля 2015, 12:53:09 от манро »

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #7 : 01 Апреля 2015, 12:44:02 »
 Кроме крупных золотых монет, в городе того времени чеканились и крупные серебряные монеты – флорентийские гроссо.

 Иллюстрация 3. Серебряный флорентийский гроссо  весом 2,29 гр, отчеканенный в 1478 году.
  Минтмейстер Matteo di Giovanni di Antonio Canigiani.

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #8 : 01 Апреля 2015, 12:44:44 »
 Флоренцию того времени невозможно представить без такой интересной исторической фигуры, каким без сомнения был самый знаменитый представитель рода Медичи – Лоренцо Великолепный, внук Козимо Старшего, глава процветающего банковского дома, который заложил основу могущества семьи Медичи.
 Реальная власть Козимо Старшего основывалась на том, что он оказался самым богатым человеком в Европе, в его должниках числились не только римские папы, короли Англии и Франции, но и далеко не бедная Венеция. Богатства Медичи стремительно увеличивались и к концу жизни Козимо Старшего составляли  сумашедшую по тем временам сумму в 400 000 золотых флоринов. Кто знает, может это следы знаменитого так и ненайденного золота разгромленного в 1314 году ордена тамплиеров? А отмывать и легализовывать капиталы уже тогда было вполне возможно.

 После смерти отца в 20 лет Лоренцо Великолепный стал главой клана Медичи. Без внушительной армии, в окружении врагов он умудрялся поддерживать политическое равновесие в Италии за счет своих гениальных дипломатических способностей и широкой шпионской сети. При нем Флоренция переживала свой золотой век.

Лоренцо, в отличие от деда, не слишком занимался банковскими делами дома Медичи, зато он устроил во Флоренции непрекращающийся праздник. В городе постоянно происходили шествия и праздники, здесь процветали скульпторы, живописцы, философы и поэты. Естественно, были и те, кто не одобрял Медичи, свидетельство этому - заговор Пацци в 1478 года, когда заговорщики, не мудрствуя лукаво, решили просто-напросто заколоть братьев Медичи на пасхальной мессе в кафедральном соборе. Брата Лоренцо Джулиано им удалось заколоть, а вот самого Лоренцо сторонники спасли, оттеснив в ближайшую капеллу и отбившись от заговорщиков мечами. Неудавшихся убийц толпа растерзала тут же на площади, что свидетельствует о пылкой любви жителей Флоренции к своему повелителю Лоренцо Великолепному.

В истории Лоренцо Великолепный останется и как создатель первой в Европе публичной библиотеки. Его собрание насчитывало около 10000 рукописных и печатных книг. Подобной библиотеки не было нигде в мире со времен античной Александрии. Он основывает университет во Флоренции, единственный в то время в Европе, где можно было изучать греческий язык. Византийские ученые, бежавшие в Европу после взятия Константинополя турками в 1453 году, становятся в нем преподавателями.
В 1488 году они осуществляют во Флоренции первое печатное издание произведений Гомера.

При этом сам Лоренцо оставался частным лицом, не занимая никаких ключевых официальных должностей. Республиканский фасад Флорентийской государственности при нем мало изменился. Само прозвище Лоренцо «Великолепный» свидетельствует, что власть его покоилась в значительной мере на популярности, которую он приобрел широкими тратами из собственного и общественного карманов на роскошные постройки, произведения искусства, блестящие празднества.
В его правление в городе происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, театральные и прочие представления. Лоренцо проявил себя как щедрый меценат, он покровительствовал гениям эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Гирландайо, юному Микеланджело и многим другим. По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку Медичи, приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.
«.. там были выставлены собранные Лоренцо коллекции камей, монет и медалей, а также произведения всех художников, работавших на семейство Медичи: Гиберти, который некогда победил в конкурсе на двери Баптистерия, объявленном прадедом Лоренцо; Донателло, который был любимцем Козимо Медичи; Беноццо Гоццоли, который поместил на своей фреске "Волхвы на пути в Вифлеем" в часовне Медичи всех членов этого семейства. Тут же была модель собора работы Брунеллески, рисунки святых, сделанные фра Анжелико для церкви Сан Марко, рисунки Мазаччо для церкви дель Кармине…»
                                                   Ирвинг Стоун «Муки и радости»

 Иллюстрация 2а. Портрет Лоренцо Великолепного работы Вазари.


« Последнее редактирование: 01 Апреля 2015, 12:54:58 от манро »

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #9 : 01 Апреля 2015, 12:47:50 »
   Однако Флоренция того времени не дала Леонардо  да  Винчи того, на что он по праву мог рассчитывать.
 Сам Лоренцо Великолепный и его двор превыше  всего  ценили  живопись Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их своей  новизной, а его многочисленные замыслы в  градостроительстве  и  инженерном  деле  казались  слишком  смелыми и несбыточными. Лоренцо Великолепный ценил в Леонардо … прежде всего музыканта, наслаждаясь его игрой на лире.

Глава 2. Ломбардия. Милан (1482- 1500)

 И вот тогда Леонардо обращается к другому могучему итальянскому правителю герцогу Людовику Моро, который правит Миланом. Милан ведет в это время войну с Венецией и  потому Леонардо в первую очередь старается  убедить  миланского  герцога,  что  может  быть полезен ему именно в военном деле.
 До наших дней сохранилось письмо Леонардо, которое он написал в 1482 году правителю Милана Лодовико Моро ( по-итальянски Мавр, это прозвище ему дали из-за его смуглой кожи).  Девять пунктов письма Леонардо посвящены военным изобретениям, именно они должны были особенно заинтересовать миланского правителя.
 «Пресветлейший государь мой, — писал тридцатилетний Леонардо в этом резюме эпохи Возрождения, — увидев и рассмотрев в достаточной мере попытки тех, кто почитает себя мастерами и конструкторами военных орудий, и найдя, что устройство и действие названных орудий ничем не отличается от общепринятого, попытаюсь я, без желания повредить кому другому, светлости вашей представиться, открыв ей свои секреты и предлагая их затем по своему усмотрению, когда позволит время, осуществить с успехом в отношении всего того, что вкратце, частично, поименовано будет ниже».

Далее следует перечисление этих секретов: «Владею способами постройки очень легких и крепких мостов, которые можно без всякого труда, переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля», «а иногда и бежать от него», — на всякий случай предусмотрительно добавляет Леонардо. В этом письме упоминаются мосты, «стойкие и неповреждаемые огнем и сражением, легко и удобно разводимые», средства «жечь и рушить мосты неприятеля», способы «отводить воду из рвов» в случае осады, устраивать осадные мосты, изготовлять «кошки» и лестницы, разрушать укрепления, недоступные для артиллерии. Леонардо пишет о различных видах пушек-бомбард, удобных и легких, «которые кидают мелкие камни, словно буря, и наводят своим дымом великий страх на неприятеля», о способах «по подземельям и тайным извилистым ходам пройти в назначенное место без малейшего шума» и о «крытых повозках», которые заставляют вспомнить современные танки. «Также устрою я крытые повозки, безопасные и неприступные, для которых, когда врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля, нет такого множества войска, которого они не сломили бы. А за ними невредимо и беспрепятственно сможет следовать пехота».

Сказав еще вкратце о средствах морской войны, Леонардо лишь в последнем пункте письма перешел к архитектуре, скульптуре и живописи: «Во времена мира считаю себя способным никому не уступить как зодчий в проектировании зданий, общественных и частных, я в проведении воды из одного места в другое. Также буду я исполнять скульптуры из мрамора, бронзы и глины».

Так произошло переселение Леонардо в Милан и начался богатый творческими событиями миланский период его жизни. Леонардо был зачислен в состав коллегии инженеров герцога. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода он именуется сначала «инженером», а потом «художником».
С первых же месяцев своего пребывания в Милане Леонардо вплотную занялся военной техникой. Его записи и рисунки этого времени являются подтверждением той программы, которая была изложена в письме к Людовико Моро: осадные приспособления, передвижные лестницы, тараны и т. д. Людовико Моро он также порадовал представлением под названием «Рай», где по огромному кругу, изображавшему небо, вращались с пением стихов божества планет.

  Людовико Моро (по-итальянски Мавр, это прозвище он получил за свою смуглую кожу) был очень неоднозначной фигурой. С одной стороны, умелый правитель и меценат, миланский двор при нем – самый блестящий двор тогдашней Европы, а с другой стороны он был просто хвастливый и трусливый злодей. Например, в 1496 году он открыто заявил, что папа Александр VI не более как его духовник, император Максимилиан – его кондотьер, Венеция – его собственный казначей, а французский король – его курьер, обязанный отправляться повсюду по его воле. Он боялся покушений на свою жизнь и на аудиенциях принимал всех за отгороженной решеткой и на таком расстоянии, что приходилось очень громко говорить, чтобы быть услышанным.
 Промышленность в Милане никогда не была такой цветущей, как во Флоренции и Венеции. Текстильное производство не могло тягаться с тосканским, но Милан по праву мог гордиться своими оружейными мастерскими. Если миланские клинки и уступали толедским, то миланская броня не имела соперниц во всей Европе.

 Иллюстрация 4. Портрет Людовика Моро
« Последнее редактирование: 01 Апреля 2015, 12:56:21 от манро »

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #10 : 01 Апреля 2015, 12:59:08 »
 До сих пор одним из символов Милана является замок Сфорческо, строительство которого в Милане началось еще при Франческо Сфорца, захватившем власть в городе в 1450 году. Людовико Моро с помощью Леонардо да Винчи и другого талантливого архитектора Браманте перестроил замок под герцогскую резиденцию в ренессансном стиле, в котором он и дошел до наших дней с минимальными перестройками.

  Итальянские монеты эпохи Возрождения невозможно представить без появившегося в эту пору и сразу получившего широкое признание крупный денежный номинал – ТЕСТОН, названный так от итальянского слова testa - голова. Эта крупная серебряная монета с реалистично выполненным  портретом правителя была впервые отчеканена в 1474 году Галеаццо Мария Сфорца, герцогом Милана (1466 - 1484). Монета  весом 9, 65 г была подражанием венецианской лире трон,  выпущенной  чуть раньше, в 1472 году. За Миланом тестоны  начали чеканить многие итальянские правители и папы, а чуть позже мода на тестоны перекинулась через Альпы на остальную Европу.

 Иллюстрация 5. Первый выпущенный в мире миланский тестон, отчеканенный  в 1474 году  герцогом Галеаццо Мария Сфорца. На аверсе портрет герцога в военных латах и легенда GALEAZ • M • SF • VICECOS • DVX • MLI • QIT, на реверсе изображен герб семьи Сфорца, ниже герб Милана P P • ANGLIE • Q3 • CO • AG • IANVE • D

 Иллюстрация 6. Один из самых красивых тестонов эпохи Возрождения миланский тестон с портретами с обоих сторон весом 9, 48 гр, на одной стороне которого изображен  законный наследник Миланского трона Gian Galeazzo Maria Sforza с легендой  IOGZ M SF VICECO DUX MLI SX , а на реверсе - его родной дядя и настоящий правитель герцогства регент Людовико Моро LUDOVICUS PATRUUS GUBNANS. Время чеканки этого тестона -1480-1494 годы.
 
 Иллюстрация 7.  Тестон, отчеканенный в период единоличного правления в Милане герцога Людовико Моро. 1494-1499.  Аверс – портрет Людовико LVDOVICVS•M •SF•AN GLVS•DVX•MLI, на реверсе изображен  герб города Милана с легендой PP• ANGLE• Q3•CO• AC• IANVE• D•7C.


Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #11 : 01 Апреля 2015, 13:00:51 »
  Густонаселенная и промышленно развитая Италия того времени заслуженно воспринималась европейцами как центр мира.
Там духовная власть римского папы, там богатство, наука, наконец, искусство. Воистину все пути ведут в Рим! Кто владеет Италией, тот владеет миром, поэтому неслучайно в борьбу за господство над Италией включились два самых мощных государств того времени – Франция Валуа и Священная Римская Империя германского народа Габсбургов. Военные действия между ними с переменным успехом велись в основном на территории  богатой Италии почти целое столетие.

 Летом 1499 году французские войска Людовика XII вторглись в Миланскую область и осенью город был взят, а сам Людовико Моро бежал. На следующий год герцогу ненадолго удалось вернуться в Милан, но вскоре он был взят в плен, отправлен во Францию, где и умер в заключении через десять лет. Лаконичная запись Леонардо гласит: «Герцог потерял государство, имущество, свободу и ни одно из его дел не было им закончено».
 
 Иллюстрация 8. Серебряный гроссо Милана (вес 3.57г) под французским господством. Людовик  XII, король Франции и герцог Милана, время чекана 1500-1512 годы. И хотя на аверсе до сих пор все еще изображен сидящий на епископском троне святой Амвросий Медиоланский, на реверсе уже гордо выбит французский герб с 3 лилиями. «Франция пришла навсегда!» - пропагандистский лозунг того времени, изображенный на монете.
 
 Иллюстрация 9. Захватившие Миланскую область французы продолжили чеканить в Милане уже популярные в то время тестоны. На монетном дворе продолжали трудиться талантливые итальянские монетных дел мастера, которые отчеканили этот тестон, по праву считающийся одним из самых красивых тестонов того времени.
  Легенда на этом тестоне гласит: + LVDOVICVS • D • G • FRANCORVM • REX с портретом французского короля Людовика XII, который стал еще и герцогом Милана в модном тогда берете, украшенным французскими лилиями  / ME DI OLA NI • DVX с изображением небесного покровителя Милана Святого Амброзия, скачущего на коне, чуть ниже на монете изображен французский герб. Вес этой крупной серебряной монеты 9, 58 гр. Время чекана 1500-1512 годы.

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #12 : 01 Апреля 2015, 13:01:23 »
 «Тайная вечеря» – величайшее творение, созданная в этот период творчества Леонардо в Милане является одним из величайших произведений живописи всех времен.
 Эту композицию он писал на стене трапезной миланского  монастыря  Санта Мария делле  Грацие.  На фреске  Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас  предаст  меня». Предатель сидит вместе с другими, старые  мастера  изображали  Иуду сидящим отдельно,  но  Леонардо  выявил его мрачную  обособленность   куда   более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе,  исполнен сознания жертвенности  своего подвига. Христос – центр всей композиции, всего того  водоворота бушующих вокруг него человеческих страстей.

Увидев «Тайную вечерю» Леонардо, французский  король  Людовик XII , захвативший Милан в 1499 году так восхитился ею, что только боязнь испортить великое  произведение  искусства помешала ему вырезать часть стены  миланского  монастыря,  чтобы  доставить фреску во Францию. Стремясь  к  наибольшей  красочной  выразительности  в стенописи,  Леонардо произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что  и вызвало впоследствии ее быстрое повреждение.
 А затем довершили  дело  грубые  реставрации и... солдаты Наполеона Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796 году  трапезная была превращена в конюшню,  испарения от конского  навоза  покрыли  живопись густой  плесенью, а  заходившие  в  конюшню солдаты  забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.

    Леонардо да  Винчи  был  живописцем,  ваятелем  и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем-импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком-изобретателем,     гидротехником и фортификатором, физиком и  астрономом,  анатомом  и  оптиком,   биологом, геологом, зоологом и ботаником.
 Подлинной  славы и всеобщего  признания  Леонардо  добился,   закончив глиняную модель конной статуи отца Людовико Моро Франческо Сфорца, то есть когда  ему  было  уже 40 лет. После захвата Милана французами эта глиняная модель знаменитой конной статуи, плод долгой работы Леонардо, была ради потехи варварски расстреляна  гасконскими стрелками Людовика XII и не дошла до наших дней. Сама статуя так и  не  была  отлита  в бронзе, потребовавшейся на пушки. Но даже сама модель поражала видевших ее современников.
 
Так, миланский период жизни Леонардо закончился полным крахом его планов и в конце 1499 года Леонардо и его друг Лука Пачоли, потеряв своего покровителя в лице Людовико Моро, навсегда покинули Милан. Больше он туда никогда не вернется.

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #13 : 01 Апреля 2015, 13:02:50 »
Глава 3 . Флоренция и Чезаре Борджиа (1500-1506)

В апреле 1500 года мы застаем Леонардо в его родном городе Флоренции. Начинается второй флорентийский период его жизни, продолжающийся до середины 1506 года, если не считать краткого перерыва, когда Леонардо находился на службе у Чезаре Борджиа.

Во Флоренции за время отсутствия Леонардо произошли большие перемены. Лоренцо Медичи умер 8 апреля 1492 года и жителям Флоренции, которые пресытились роскошью и пышностью Лоренцо, захотелось поста, молитвы, духовности, в общем, спасения. И это спасение было обещано им настоятелем монастыря Святого Марка - Джироламо Савонаролой. Савонарола велел флорентийцам неистово бороться с роскошью, уничтожать произведения искусства, бичевать себя и некоторое время Флоренция послушно выполняла все его строгие респоряжения.
 В 1497 году на площади Синьории Савонарола организует знаменитое “сожжение мирской суеты” (il rogo delle vanitа), на костре торжественно сожгли «безнравственные» маски, парики, музыкальные инструменты, книги стихов и другие произведения искусства, причем сжигали все это просвещенные жители одного из признанных центров европейской культуры и образования. Самобичевание, слежка за соседями и пост пять дней в неделю быстро  надоели флорентийцам и во Флоренции опять произошел мятеж, активно поддержанный папой Александром VI,  власть сурового Саванаролы была свергнута, а 23 мая 1498 года мятежный монах вместе со своими ближайшими сторонниками был повешен, затем тела их были сожжены, чтобы «души их окончательно разлучились с их телами».

 Когда Леонардо вернулся из Милана во Флоренцию, у власти находились зажиточные семейства, противники как семьи Медичи, так и Савонаролы.
 В 1502 году пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини. Положение флорентийской промышленности к тому времени пошатнулось. Основа флорентийского богатства - текстильное производство сократилось. Богатые флорентийские купцы и промышленники все больше не вкладывали накопленные капиталы в дело как раньше, а предпочитали  закопать их в землю на радость последующим поколениям кладоискателей и нумизматов.
 
 Иллюстрация 10. Флорентийский гроссоне весом всего 1,95 грамм, но какая четкая проработка деталей! Чекан 1502 года, минтмейстер  Alessandro Manelli.

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #14 : 01 Апреля 2015, 13:06:29 »
  Очень скоро по прибытии из Милана во Флоренцию Леонардо осознал, что здесь он не найдет широкого поля деятельности  для реализации своих технических замыслов. Поэтому он поступает на службу к Чезаре Борджиа, сыну папы Александра VI, занятому в те годы покорением центральной области Италии и созданием там своего светского государства. По сути им была предпринята первая серьезная попытка обьединения Италии.

 Чезаре Борджиа - без всякого преувеличения был одной из самых легендарных исторических фигур Италии той эпохи!
 В 1493 году Чезаре в 17 лет был возведен в кардиналы, в 1498 году он сложил с себя сан и папа, понимая, что его сын не создан для служения церкви, решил сделать его правителем области Романья. Это была первая мощная попытка обьединения Италии.
 
  На службе у Чезаре Борджиа Леонардо пробыл с лета 1502 до марта 1503 года. Чезаре приказал оказывать всяческое содействие  своему  «славнейшему  и  приятнейшему  приближенному, архитектору и генеральному инженеру Леонардо да Винчи».  Леонардо вместе с  другим прославленным флорентийцем Николло Макиавелли, который при Чезаре был послом флорентийской республики видели в Чезаре Борджиа новый тип правителя, Макиавелли в дальнейшем вывел его в качестве примера идеального правителя в своей книге «Государь».

 18 августа 1503 года внезапно от отравления папа умирает папа Александр VI. После его преждевременной смерти звезда Чезаре Борджиа стала быстро клониться к закату и Леонардо вернулся во Флоренцию, а потом на несколько месяцев в Милан.

Любопытный факт.
Совсем недавно в Стамбуле был обнаружен листок с турецким переводом письма Леонардо к турецкому султану Баязету II, относящегося к 1503 году. В этом письме Леонардо предлагал султану несколько своих изобретений и проектов, в том числе проект моста, соединяющего предместье Стамбула Галату на берегу Золотого рога и собственно сам Стамбул. Флорентийцы поддерживали в те годы с турками дружеские отношения.
В письме к султану Леонардо писал: «Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего мастера». Леонардо предлагал султану построить мост, под которым могли бы проплывать парусные суда.
 Не случилось… И первый понтонный мост через пролив был построен лишь в 1836 году.

 Иллюстрация 11. Гроссо весом 2,65 г, отчеканенный на монетном дворе Рима во время понтификата Александра VI Борджиа (1492-1503). На аверсе изображен – герб испанского семейства Борджиа, на аверсе - святой Петр с Библией и ключами от рая и святой Павел с мечом и Библией в руках.

 Иллюстрация 12. Золотой дукат весом 3,41 грамма, отчеканенный на папском монетном дворе в Болонье, которая входила в папскую область во время понтификата Александра VI Борджиа (1492-1503) . Легенда на этом дукате гласит: • ΛLEXΛND ER • P P • VI • с изображением папского герба / • BONONI Λ • DOCET с изображением святого Петра в полный рост, кторый стоит с ключом от рая, по бокам у него гербы города Болонья и герб семейства Орсини, т.к. городом правил в то время от имени папы кардинал из этого рода.

 Иллюстрация 13. Золотая монета – фиорино ди камера римского папы Александра VI (1492-1503) весом 3.40 грамм, которая была отчеканена на монетном дворе Рима. Легенда на этой монете гласит: • ALEXAND ER • P P • VI • с изображением герба папы  / SANCTVS • PETRVS • • ALMA • ROMA • на реверсе изображен святой Петр в виде рыбака- «ловца душ человеческих».

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика