«История о сложности покупки кота в XV веке
В 1496 году Изабелла д’Эсте, маркиза Мантуи, которую называли примадонной Возрождения, попросила своего доверенного человека, Антонио Салимбени присмотреть ей в Венеции пару сирийских кошек для её покоев. Салимбени два года искал кошек по всей Венеции – и не нашёл.
В 1498-м придворный маркизы Толомео Спаньоло нашёл было «самую прекрасную из всех сирийских кошек», но её хозяйка - «старая ведьма!» - наотрез отказалась продавать кошку за любые деньги, хоть маркизе, хоть кому. И сын её – «такой же упрямый осёл!» - тоже отказался. Спутник Спаньоло, Джованни Гонзага, видимо от безысходности, украл «сирийскую или персидскую кошку» в монастыре Сан Николо, но кошка от него по дороге сбежала. Свои злоключения Спаньоло описал в письме маркизе, в ответ же получил сухое «вы очень обрадуете меня, если по возвращении привезёте мне маленькую сирийскую кошечку». И без котика в Мантую не возвращайся!
В том же году Лоренцо да Павиа послал маркизе «прелестного сирийского котёнка». Увы, в дороге котёнок умер, а да Павиа получил письмо с инструкцией: «Найдите такого же, только ещё красивей. И желательно – живого. Спасибо».
Шёл пятый год поисков. В 1501 году мантуанец Эльвизио Марселло добыл-таки в Венеции сирийскую кошку для маркизы. Он вручил кошку своему приятелю Франческо Тревизано, чтобы тот отвёз её в Мантую. Тревизано поселил кошку на балконе своего дома, снабдил мисочками с едой и водой и стал собираться в дорогу. Своих котиков у Тревизано, видимо, никогда не было, поэтому он счёл балкон достаточно надёжным местом, из которого кошка никуда не денется... В длинном покаянном письме маркизе д’Эсте Тревизано слёзно просил её притвориться, что кошку она получила, «дабы избежать скандала и множества грубых слов, которые ему придётся выслушать от Марселло». Изабелла д’Эсте по праву считалась правителем просвещённым и гуманным, она спасла незадачливого подданного от потери лица. Но котиков-то от этого больше не стало.
В конце концов, упомянутый выше Лоренцо да Павиа обрадовал маркизу: его брат привёз из Дамаска пару сирийских кошек. Но и тут не всё было гладко: одну из кошек – причём, с сожалением пишет да Павиа, ту, что красивей - в дороге у брата похитили. Так или иначе, зоомагазин с сирийскими кошками был успешно найден, и на протяжении нескольких лет братья да Павиа усердно снабжали маркизу д’Эсте котиками из Дамаска. В письме, датированном 1508 годом, Изабелла д’Эсте просит их в следующий раз привезти ей пару, кошку и кота. Видимо, чтобы разводить котиков прямо в Мантуе: это явно надёжней и быстрее, чем рассылать за ними целеустремлённых, но бестолковых мантуанцев!»
Автор текста: Алексей Борисов
* Портрет Изабеллы д’Эсте (1474-1539) работы Тициана.