Автор Тема: БИБЛЕЙСКАЯ НУМИЗМАТИКА и христианские символы на монетах  (Прочитано 55117 раз)

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2103
  • Уважение: +201/-0
Интересно. Посмотрел кто такой этот Меликерт - оказалось, бог. А я думал, что местный правитель. Тогда получается, в Храм платили платили монетами с изображением языческого бога. И даже сами такие изготавливали (?).

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Интересно. Посмотрел кто такой этот Меликерт - оказалось, бог. А я думал, что местный правитель. Тогда получается, в Храм платили платили монетами с изображением языческого бога. И даже сами такие изготавливали (?).

 Мелькарт - это ближневосточная ипостась Геракла, он считался покровителем города Тира, где начали первоначально чеканить.
 

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Кстати, при том, что сама по себе тема "Библейская нумизматика" имеет огромное историческое и религиозное значение, она к сожалению, сегодня отдана на откуп дилерам, а не ученым((
Поэтому практически вся тема построена больше на домыслах и коньюнктуре, чем на научном анализе, а этим и пользуются дилеры, задирая цены на монеты региона...
Вызвано это в первую очередь тем, что денежное обращение Иудеи времен Христа имело очень сложную структуру, объеденявшую одновременно греческую, римскую и местную денежные традиции.
Именно по этому, затрудненно определение даже упоминающихся в Евангелиях (написанных, кстати, в разных точках огромной Империи) монет.
Так, например, как самые мелкие монета упоминаются лепта и квадранс. При этом лепта уже не использовалась в Иудеи при прокураторах, - самой маленькой монетой была местная прута, равная квадрансу. Скорей всего, в Евангелиях под лептой подразумевается именно прута, чеканки Понтия Пилата.
То же самое с сребрениками Иуды - такого номинала не существовало... Под этим названием могли выступать, как римские денарии (есть и такая точка зрения), равные драхме, так и тетрадрахмы Александрии, Антиохии или Тира...

Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2103
  • Уважение: +201/-0
Вот я, как раз, хотел сказать: почему именно Тирские тетрадрахмы? Неужели они не принимали другие тетры? Если они такого же веса? Селевкидские, например. Если бы на монетах для храма были специальные иудейские изображения, то это бы имело сакральный смысл. А так - языческие боги - не все ли равно какие?

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Вот я, как раз, хотел сказать: почему именно Тирские тетрадрахмы? Неужели они не принимали другие тетры? Если они такого же веса? Селевкидские, например. Если бы на монетах для храма были специальные иудейские изображения, то это бы имело сакральный смысл. А так - языческие боги - не все ли равно какие?

 Это были трейд-доллары того региона в Библейские времена.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Вот я, как раз, хотел сказать: почему именно Тирские тетрадрахмы? Неужели они не принимали другие тетры? Если они такого же веса? Селевкидские, например. Если бы на монетах для храма были специальные иудейские изображения, то это бы имело сакральный смысл. А так - языческие боги - не все ли равно какие?
Во первых, Селевкиды к тому времени уже ничего не чеканили по причине падения династии... А во вторых Тир чеканил более высокопробные монеты, которые отличались пробой от Антиохийских и особенно Александрийских монет этого номинала... Но в Иерусалиме находят все эти монеты... На каком основании именно тирским тетрам выпала честь быть "сребрениками Иуды" вам никто не объяснит... Судя по тому, что сборы для нужд Храма и жертвования поломников стекались со всей Иудеи, сокровищница могла содержать разнообразнейшие типы монет, из которых часть перепала Иуде...
Кстати, вычитал, что если Иуда получил в денариях, то  1 денарий составляла плата солдата за день, писец получал 2д, и на один денарий можно было день вкусно и сытно кушать.
То есть смысл, что продался иудушка за дешево, - не корысти ради, а по мотивам личным... Именно так оценивает "продажу" Христа богословие!
Ежели перевести денарии (драхмы) в тетры (помножить на 4), то корысть в поступке Иуды проступает отчетливей... За эти деньги можно было 4 месяца предаваться неге и праздности, ничего не делая и сладко кушая.
Хорошей подсказкой для определения номинала является упоминание того, что за эти деньги был куплен участок земли, принадлежавший горшечнику, на котором хоронили путников...
Так что, мне кажется, что вероятней всего Иуда получил 30 "мальчиков с грампластинками" - наиболее популярный денарий Августа, чеканившийся и после его смерти, а не 30 тетрадрахм...
« Последнее редактирование: 04 Августа 2017, 09:13:00 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн wwwqqz

  • Ветеран
  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 205
  • Уважение: +14/-0
  • Alexandr
Первая монета с изображением Иисуса Христа. Золотой солид Юстиниана II Ринотмета (685-695/705-711 гг.), монетный двор города Константинополь 692-695 годы,  вес: 4,33 гр., д.: 19 мм.
На монете впервые изображается Христос, крест позади, в левой руке Евангелие, правая сложена в благословении, надпись на аверсе: "IHS. CRISTOS REX REGNANTIUM" - "Иисус Христос Царь царствующих".  Иконография образа Христа Пантократора, который позже станет центральным в монументальной живописи Византии, восходит к энкаустической иконе VI в. из монастыря св. Екатерины на Синае.
На реверсе изображен Юстиниан II в полный рост. Крест, который он держит в руке символизирует Голговский крест. Надпись : "DJUSTINIANUS SERVUS CHRISTI" т.е. "Господин Юстиниан слуга Христа".
Совместно изображение с обеих сторон монеты - Христа и самого Византийского императора возможно имел определенный смысл, а именно, хотели выразить то, что власть императора дана Богом, на тот период Византийские императоры считались наместниками Бога. Император таким образом хотел показать как бы воссоединение себя с Богом для показа "твердости" своей власти.

Цена такой монеты колеблется в районе - 5-8 тысяч американских рублей. Монета потрясающе красивая, вот так она выглядит в живом виде.
« Последнее редактирование: 04 Августа 2017, 09:13:22 от Sterling »

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Иконография образа Христа Пантократора, который позже станет центральным в монументальной живописи Византии, восходит к энкаустической иконе VI в. из монастыря св. Екатерины на Синае.
 "Господин Юстиниан слуга Христа".
Александр, спасибо!
Отмечу только маленький нюанс, - первое изображение Иисуса Христа на монетах Юстиниана было несколько иным, - не столь привычный нам образ молодого Спасителя:
« Последнее редактирование: 04 Августа 2017, 09:13:40 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн wwwqqz

  • Ветеран
  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 205
  • Уважение: +14/-0
  • Alexandr

Александр, спасибо!
Отмечу только маленький нюанс, - первое изображение Иисуса Христа на монетах Юстиниана было несколько иным, - не столь привычный нам образ молодого Спасителя:

Владимир, здравствуйте, я конечно извиняюсь, но у вас не достоверная информация по этому поводу. По моим всем источникам, монету которую Вы показываете, это тоже солид Юстиниана II, но он выпущен уже во втором правлении императора и на несколько лет позже (705—711), это вторая монета в истории с изображением Иисуса Христа. http://www.wildwinds.com/coins/byz/justinian_II/t.html
Существуют разные суждения, почему Иисус изображен на этой монете в не столь привычном стиле, да ещё и с кудрями на голове, я точно ответить на этот вопрос не могу. Кто то говорит, что император таким путем совместил свой образ с образом Иисуса в одном лице. Другие говорят, что такой образ был более правдападобен Христу, чем предыдущий. Если кто владеет этой информацией, будет интересно узнать.
Вот так эта монета выглядит в живую
« Последнее редактирование: 04 Августа 2017, 09:14:00 от Sterling »

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
...монету которую Вы показываете, это тоже солид Юстиниана II, но он выпущен уже во втором правлении императора и на несколько лет позже (705—711)
Если кто владеет этой информацией, будет интересно узнать.
Признаю :bs:
НО, тем более интересен факт смены иконографии с классической на более архаичную!!!
Я могу объяснить это следующим образом:
1. Изображения Христа в первые века христианства отсутствовали в принципе! Их не было, так как первые христиане вышли из иудаизма, где было под заперетом изображение человека...
2. Изначально имя Христа было закодировано в разные знаки, которые были призваны скрыть истинное вероисповедание последователей Христа от язычников. По этому создавались аллегорические образы, самый известный из которых - Добрый Пастырь в образе юноши (а еще был Агнец, Пеликан, Рыба даже Орфей!). 
3. В то же самое время в IV-Vвв появляются изображения Христа с бородой, это вызвано в первую очередь тем...
4. что в IV веке христианство становится государственной религией Империи, которой было необходимо "официальное" искусство и новые образы. Так молодой Христос уступает место зрелому. Аллегорические изображения были запрещены и многие - уничтожены...
5. НО при этом в 5 веке возникла ересь несториан, отрицавшие божественную сущность Спасителя ДО Крещения. По всей видимости, для борьбы с этим учением возник образ юного Христа, с божественным нимбом! Многие из безбородых изображений Спасителя были уничтожены в VIII веке в период иконоборчества...
Тогда образ Христа становится почти неизменным: с раздвоенной бородой и длинными волосами.
А так же Христос-младенец и редкий образ юного Спасителя Эммануила.
---
Как вывод, я полагаю, что образ Юного Христа был вполне в традиции того времени, но был использован под определенный политические реалии.
Например, вот современное Юстиниану изображение Христа в образе... молодого офицера, попирающего змия и льва (?) - явные аллегории на сатану и какого-то земного правителя.
« Последнее редактирование: 04 Февраля 2014, 17:07:40 от KHOMA »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2103
  • Уважение: +201/-0
А вот почему на римских монетах - портреты в профиль, а на ромейских (византийских) - анфас?
Понятно, что есть противоположные примеры, но тенденция налицо. Связано с появлением иконописных традиций?

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Связано с появлением иконописных традиций?

 Безусловно так.

Оффлайн shdm

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 351
  • Уважение: +18/-0
В IIII альманахе античной нумизматике есть интересная статья "монеты и денежные суммы в книгах Нового Завета".

Оффлайн wwwqqz

  • Ветеран
  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 205
  • Уважение: +14/-0
  • Alexandr

Как вывод, я полагаю, что образ Юного Христа был вполне в традиции того времени, но был использован под определенный политические реалии.
Например, вот современное Юстиниану изображение Христа в образе... молодого офицера, попирающего змия и льва (?) - явные аллегории на сатану и какого-то земного правителя.

Спасибо, очень интересные суждения.

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика