Автор Тема: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ  (Прочитано 18683 раз)

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #45 : 31 Января 2022, 00:34:07 »
Интересная статья ГИМа авторства Елены Бирюковой об истории чеканки венецианского гроссо:
Монетное дело Венецианской республики в XIII – XIV вв.
Венецианская республика, прославленная своими богатствами и могуществом на море, чьи корабли принесли гибель Константинополю в 1204 г. и держали в страхе всю Адриатику вплоть до турецких завоеваний, в XIII–XIV вв. была одним из главных центров средиземноморской торговли. И хотя успеху сделок с ближневосточными и адриатическими купцами часто способствовала военная мощь венецианского флота, государство, чьи земельные владения не способны были прокормить собственное растущее население, не могло полагаться только на силу. Мощнейшим мирным орудием Венеции стали ее монеты из драгоценных металлов: с конца XII в. – серебряный гроссо (матапан), а с 1284 г. – золотой дукат. Этими монетами венецианские купцы расплачивались по всему Восточному Средиземноморью за зерно, специи, меха, лес и рабов, ими оплачивали услуги шпионов, их преподносили в дар. За качество монеты и пробу содержащегося в ней металла отвечал Венецианский монетный двор.

В собрании отдела нумизматики ГИМ хранится более 50 серебряных гроссо Венеции XIII–XIV вв. На аверсе этих монет изображен Христос, сидящий на престоле, с Евангелием в левой руке, на реверсе – правящий дож, принимающий знамя у святого Марка, покровителя Венеции. Надпись, обрамляющая эту композицию, содержит их имена и титул дожа.

Традиционно считается, что гроссо весил 2,17 г, но в реальности вес отдельных экземпляров мог колебаться на десятые доли грамма как в большую, так и меньшую сторону. Процесс производства предполагал получение определенного количества монет из марки серебра (238,5 г). Например, в 1278 г. монетному двору было предписано изготавливать 109,5 гроссо из марки серебра.

Забота венецианцев о стабильности и поддержании высокой пробы валюты вызывает истинное восхищение, особенно если вспомнить о том, что собственных месторождений драгоценных металлов в их владениях не было. В Средние века зачастую при оскудении рудников или экстренной потребности в крупных суммах содержание драгоценного металла в монете значительно сокращалось. Венецианцы же пошли иным путем. На монетном дворе был введен жесткий контроль качества металла, а вопросы, связанные с регулированием денежного обращения, периодически возникали на повестке органа исполнительной власти республики – Совета Сорока.
---
Монета из собрания ГИМа:
Венеция. Гроссо. Дож Лоренцо Тьеполо. 1268-1275.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #46 : 31 Января 2022, 00:35:05 »
Источником драгоценных металлов для республики стали рудники Германии, Чехии, Венгрии, Сербии и Боснии, поступало серебро и из Византии. Частные лица могли продать монетному двору или сдать в перечеканку имевшееся у них серебро и золото. Здесь принимались не только старые, обрезанные монеты, но и, по желанию собственников, украшения и сосуды, как это было во время печально известной войны Кьоджи в 1378–1381 гг. Кроме того, на все иностранные деньги и слитки, ввозимые на территорию республики, требовалось подать декларацию в течение двух–трех дней, а после представить на монетный двор для перечеканки. Здесь их принимали на вес и переплавляли, а получившийся сплав очищали от примесей и брали пробы, доводя чистоту драгоценного металла до установленного стандарта. Для очистки серебра применяли т.н. процесс купеляции. Франческо Пеголотти, автор знаменитой «Практики торговли», в рецепте смеси для купеляции упоминает пепел виноградной лозы, рога козы и оленя, дважды вываренные кости самца косули, наждак и буру (натриевую соль борной кислоты), но в целом выбор ингредиентов был достаточно широк. После разогревания этой смеси в печи требовалось в определенной пропорции добавить свинец, а когда он расплавится – серебро или его сплав с золотом. Далее следовало при помощи мехов подавать к тиглю воздух. В результате недрагоценные металлы и лишние примеси вступали в реакцию с компонентами смеси, отделяясь от драгоценного металла. После охлаждения его взвешивали снова, определяя таким образом потерю в весе, или «угар». Процедуру купеляции на Венецианском монетном дворе повторяли до трех раз. Если в очищенном серебре оказывалась примесь золота, их разделяли, нагревая в тигле с серой. Серебро, смешиваясь с серой, поднималось на поверхность, а золото оставалось на дне. Далее серебро от серы отделяли, нагревая смесь с железом, а золото очищали до самой высокой пробы (24 карата), многократно повторяя нагревание в смеси с глиной и солью. Недрагоценные металлы также выделяли, чтобы использовать в качестве лигатуры – добавки к драгоценному металлу для прочности и износостойкости. Прежде чем снова смешаться в тигле, но уже в предписанной пропорции, драгоценные металлы проходили апробацию на камне.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #47 : 31 Января 2022, 00:35:36 »
Из подготовленного сплава отливались слитки определенного веса, расковывались в тонкие металлические листы и разрезались на квадратики, из которых вырезались круглые заготовки. Эти заготовки выборочно взвешивались, прогревались, отбеливались в толченом винном камне, соли, иногда – моче. И только после этих разнообразных процедур заготовки передавались чеканщикам, чтобы стать полноценными монетами.

Проба венецианских серебряных гроссо десятилетиями оставалась стабильно высокой. Результаты современных рентгено-флуоресцентных анализов показывают, что на поверхности монет конца XIII в. содержалось от 89 до 97,5% серебра. В сплаве также присутствовало не менее 2–3% меди, незначительные количества свинца, ртути и золота.

Прежде, чем сияющие кружочки драгоценного металла отправлялись в руки торговцев и менял, они еще раз проходили процедуру проверки веса и качества. На этом, правда, контроль не заканчивался. Специальные чиновники, имевшие полномочия проверять сейфы и дома менял, следили, чтобы вес монеты в обращении сохранялся, а особо предприимчивые граждане не обрезали ее, лишая части стоимости. Уличенных в хранении обрезанных монет ожидал штраф. Для менял он составлял 8 денариев с 1 гроссо (т.е. ¼ часть), для частных лиц, не столь искушенных в подобных ухищрениях, – 2 денария (1/16 часть). Наказания для тех, кто непосредственно принимал участие в таком мошенничестве, были куда строже, вплоть до отсечения руки с последующим изгнанием из города. Взяточничество и махинации с драгоценными металлами на самом монетном дворе карались еще более строго, вплоть до смертной казни. Такова была Венеция – утопая в богатстве и роскоши, она в первую очередь стремилась защищать интересы собственных граждан, того сообщества людей, что днем и ночью трудились во имя блага и чести республики, оберегая ее от военных угроз, экономических неурядиц и природных катастроф. И даже если речи хитрого и прагматичного венецианца оказывались лживы, все еще можно было верить венецианскому гроссо или дукату.

Автор — Е.В. Бирюкова, научный сотрудник отдела нумизматики ГИМ
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #48 : 15 Февраля 2022, 10:55:59 »
Нумизматическая мечта - ранний матапан Венеции ::)
Приобрести первые гроссо Энрико Дандоло практически нереально, - их чеканили меньше двух лет с 1203 по 1205 год.
Мой же матапан отчеканен после смерти Дандоло в Константинополе, но в точности повторяет стиль первых гроссо его чеканки.

Эта же монета бита от имени Пьетро Дзиани (1205-1229) - дожа, что создал ту Венецию, которую мы все знаем!
Успех его правления во многом определил Четвертый крестовый поход и падение Константинополя.
В правление Дзиани Венеция блестяще воспользовалась уходом Византии: помимо разграбления бесценных сокровищ самого богатого города мира, Республика Святого Марка получила главный трофей крестового похода - торговые пути и земли Византии! Это фактически превратило Светлейшую республику в процветающую империю с обширными колониями и торговыми факториями на островах и в прибрежных городах Адриатического, Средиземного, Эгейского, Черного моря.
 
Именно при доже Пьетро Дзиани столицей Венеции чуть было не стал Константинополь, - на Совете с перевесом лишь в один голос метрополия чудом осталась на островах лагуны в Адриатике.
« Последнее редактирование: 15 Февраля 2022, 11:17:32 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #49 : 15 Февраля 2022, 12:40:31 »
Нумизматические типы монет Дзиани определяются по секретным значкам эмиссии, форме рисунка на гонфалоне (штандарте), количеству точек в одеянии дожа, св. Марка и на троне Христа!
Моя монета имеет уникальное количество точек в одеянии дожа! :o
12 точек вместо 13, 14,15,16:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #50 : 18 Февраля 2022, 00:04:04 »
Первый гроссо Венеции чеканки Энрико Дандоло 1203-1205 годов.
Это лучший экземпляр, что я встречал в сети:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #51 : 18 Февраля 2022, 17:33:22 »
Дизайн венецианских гроссо (монеты, изменившей весь XIII век!) не был в полной степени оригинальным.
Композиции аверса и реверса были скопированы дожем Энрико Дандоло с византийских монет, что само по себе не удивительно - вся история нумизматики состоит из сплошного заимствования названий и дизайна чужих номиналов!
Но что примечательно, - монет разного номинала и не современных Дандоло, а почти двухсотлетней давности!
Так прототипом для реверса своих полновесных серебряных монет Энрико Дандоло выбрал композицию с изображением Христа Пантократора на золотых гистаменонах императора Романа III Аргира (1028-1034).
Не смотря на каноничность образа Христа Вседержителя, восседающего на престоле с Библией в руке, прототип легко определяется по деталям оформления трона, жеста, складок одеяния, в точности перешедшим с монет Романа III на гроссо Дандоло.
Определить точно прототип аверса к сожалению невозможно: сюжет передачи лабарум или креста императору Богоматерью, Архангелом или святым патроном был распространен на византийских монетах XI-XII веков.
Но я предполагаю, что вероятнее всего прототипом послужила монета аспрон трахея более близкого к появлению гроссо - императора Мануила I Комнина (1143-1180), на которой изображен император, принимающий крест из рук Богоматери. от сюда и нехарактерные для иконографии Святого Марка туника вместо хитона и гиматия. А главное -  звезды (точками) на плечах - символ непорочности Девы Марии, как на всех иконах и на монетах Византии.
Сравнивая гроссо и его прототипы можно увидеть как поразительно латинские мастера адаптировали византийские сюжеты к новому серебряному номиналу, а романский стиль отличается от византийского.
« Последнее редактирование: 07 Февраля 2023, 00:31:56 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #52 : 03 Мая 2022, 19:44:28 »
Первые гроссо Венеции невероятно суровые и наивные по стилю: монета Пьетро Дзиани (1205-1229)
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #53 : 04 Декабря 2022, 20:25:24 »
А этот АКАКИЙ точно можно детям показывать?
Вот наиболее чёткое изображение раннего Акакия, что мне удалось найти: Консул, облаченный в трабею. Римский рельеф VI века. Великобритания. Лондон. Музей Виктории и Альберта.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #54 : 05 Декабря 2022, 19:56:25 »
Красивая подборка ранних венецианских гроссо:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Спартановка

  • Гуд мэн
  • *
  • Сообщений: 6
  • Уважение: +2/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #55 : 06 Февраля 2023, 20:51:23 »
Господа, прошу прощения, если вопрос слишком простой, но я не нашел сходу ответа на него...
На аверсе гроссо Венеции XIII и начала XIV вв изображен сюжет передачи Св. Марком штандарта дожу, который последний принимает правой рукой.
А кто-нибудь знает, что дож держит в левой руке? ???
Жезл, свиток?.. Просветите пожалуйста, если кто в курсе, или знает у кого спросить.  :bs:
Прочитал всю ветку, но правильного ответа не увидел.
Дож держит Promissione ducale -- завёрнутый в фиолетовый шёлк свиток с присягой дожа и прочими обязательствами.
Вчера описывал одну такую монету, тоже заинтересовался, т.к. в итало- и англоязычной нумизматической литературе этот предмет практически не упоминается.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #56 : 06 Февраля 2023, 22:04:40 »
Прочитал всю ветку, но правильного ответа не увидел.
Дож держит Promissione ducale -- завёрнутый в фиолетовый шёлк свиток с присягой дожа и прочими обязательствами.
Вчера описывал одну такую монету, тоже заинтересовался, т.к. в итало- и англоязычной нумизматической литературе этот предмет практически не упоминается.
Евгений, интересная версия! :ay:
Но позволю себе не совсем согласиться с этой точкой зрения :bs:
Попробую обосновать логически:
1) Матапан возник в Венеции, как подражательная чеканка монетам Византии, с которой республика Святого Марка имела многовековые культурные, политические, военные связи, а долгое время эта территории вообще была непосредственной и составной частью Ромейской империи.
2) Так реверс в точности копирует иконографию Христа Пантократора с византийских монет XII века, а аверс монеты - творчески перерабатывает каноничную для византийской нумизматики двухфигурную композицию правителя и патрона.
Наибольшее сходство и близость чеканки по времени гроссо имеет с монетами второй половины XII века, современными для мастеров монетного двора и чиновников, утверждавших дизайн первых венецианских полновесных монет.
На большинстве подобных двухфигурных композиций, где святой покровитель передает светскому правителю Крест, лабарум, благословение, - император держит в руке т.н. Акакий - один из символов императорской власти.
3) Бесспорно в венецианских реалиях никакого акакия могло не существовать, а изображение продолговатого предмета было не более чем следованием византийской иконографии и копированием деталей монеты, выбранной за образец для венецианской чеканки.
4) Но я вполне допускаю, что венецианцы начала XIII века видели в этом предмете именно упомянутую вами присягу дожа Promissione ducale, а не забытый древний символ.
5) Но в пользу того, что это было лишь графическое повторение византийской традиции, не имеющей самостоятельной венецианской семантики в виде свитка с присягой, говорит тот факт, что с уходом византийской композиции на серебряных монетах в XIV веке моментально пропадает "продолговатый предмет" из рук дожа. А на золотой чеканке, легендарных дукатах-цехинах, он отсутствовал уже с XIII века, при том, что  присяга дожа не теряла своей значимости.
6) Поэтому логичнее я вижу описание предмета, как: повторяющий форму византийского акакия или свитка.
А версия со свитком, все же, требует аналогов в изо...
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Спартановка

  • Гуд мэн
  • *
  • Сообщений: 6
  • Уважение: +2/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #57 : 07 Февраля 2023, 00:17:30 »
Евгений, интересная версия! :ay:
Но позволю себе не совсем согласиться с этой точкой зрения :bs:
Попробую обосновать логически:
1) Матапан возник в Венеции, как подражательная чеканка монетам Византии, с которой республика Святого Марка имела многовековые культурные, политические, военные связи, а долгое время эта территории вообще была непосредственной и составной частью Ромейской империи.
2) Так реверс в точности копирует иконографию Христа Пантократора с византийских монет XII века, а аверс монеты - творчески перерабатывает каноничную для византийской нумизматики двухфигурную композицию правителя и патрона.
Наибольшее сходство и близость чеканки по времени гроссо имеет с монетами второй половины XII века, современными для мастеров монетного двора и чиновников, утверждавших дизайн первых венецианских полновесных монет.
На большинстве подобных двухфигурных композиций, где святой покровитель передает светскому правителю Крест, лабарум, благословение, - император держит в руке т.н. Акакий - один из символов императорской власти.
3) Бесспорно в венецианских реалиях никакого акакия могло не существовать, а изображение продолговатого предмета было не более чем следованием византийской иконографии и копированием деталей монеты, выбранной за образец для венецианской чеканки.
4) Но я вполне допускаю, что венецианцы начала XIII века видели в этом предмете именно упомянутую вами присягу дожа Promissione ducale, а не забытый древний символ.
5) Но в пользу того, что это было лишь графическое повторение византийской традиции, не имеющей самостоятельной венецианской семантики в виде свитка с присягой, говорит тот факт, что с уходом византийской композиции на серебряных монетах в XIV веке моментально пропадает "продолговатый предмет" из рук дожа. А на золотой чеканке, легендарных дукатах-цехинах, он отсутствовал уже с XIII века, при том, что  присяга дожа не теряла своей значимости.
6) Поэтому логичнее я вижу описание предмета, как: повторяющий форму византийского акакия или свитка.
А версия со свитком, все же, требует аналогов в изо...
Это не моя версия. Описывая упомянутую монету пришлось покопаться в тырнете. Нашёл, проверил -- всё сходится.
Действительно, восходит Promissione ducale к византийскому акакиа, но наполнение свёртка разное, только форма визуально совпадает.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41571
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #58 : 07 Февраля 2023, 00:54:27 »
Действительно, восходит Promissione ducale к византийскому акакиа, но наполнение свёртка разное, только форма визуально совпадает.
Тогда сразу возникает вопрос: что было в свëртках королей Сербии? Или у них акакии в руках?
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Спартановка

  • Гуд мэн
  • *
  • Сообщений: 6
  • Уважение: +2/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: СЕРЕБРЯНЫЕ ГРОССО-МАТАПАНЫ ВЕНЕЦИИ
« Ответ #59 : 07 Февраля 2023, 20:40:08 »
 :) За Сербию я не возьмусь отвечать.
Как предположение: сербские монетчики просто скопировали изображение с матапана изменив легенду, они могли и не знать деталей изображения. Зачем им, жившим и работавшим под властью rex-а, венецианские республиканские символы власти.

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика