Автор Тема: ЛОМБАРДСКИЕ ВЕРСАЛЫ - НЕ ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ!  (Прочитано 3321 раз)

Оффлайн giedrius

  • Йомен
  • **
  • Сообщений: 66
  • Уважение: +11/-0
Примеры смешанных легенд с готическим аверсом / ренессансным реверсом или ренессансным аверсом / готическим реверсом полугрошей ВКЛ 1518-1519 года. Ренессанс в ВКЛ окончательно пришел из Италии с женитьбой Сигизмунда Старого на Боне Сфорце в 1518 году. Хотя попытки ренессансного шрифта на монетах ВКЛ были еще при правлении его брата Александра (две последние картинки). Картинки из нашего каталога.
Любителям полугрошей ВКЛ – https://www.facebook.com/halfgroats/
канал Youtube, посвященный монетам ВКЛ https://www.youtube.com/channel/UCwEPpYSqc_8AVX6ObayWn6w/videos

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЛОМБАРДСКИЕ ВЕРСАЛЫ - НЕ ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ!
« Ответ #1 : 18 Апреля 2019, 00:08:12 »
Да, очень наглядный материал в том, как новый ренессансный шрифт проникал в легенду монет! :ay:
---
НО стоит уточнить, что вопреки расхожему мнению, на литовских монетах никакой не Готический стиль!!!
Готическое письмо встречается на средневековых монетах крайне редко, - чаще всего это отдельные литеры, - легенда же в высоком и позднем средневековье оформлялась Ломбардскими версалами.
Полноценная готическая легенда появляется на монетах XVI-XVIIвв
Это же письмо использовалось и на монетах Литвы, что горе-нумизматы прозывали Готическим шрифтом по причине своего невежества.
Это ошибка закрепилась в общественном сознании и растиражирована сотнями публикаций.
Но форумчанам стоит знать, что к действительности эта нумизматическая ошибка не имеет ни малейшего отношения!
Не путайте Готический шрифт с Ломбардскими версалами!
Это два абсолютно разных шрифта!
:bi:
« Последнее редактирование: 03 Июня 2019, 12:53:16 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЛОМБАРДСКИЕ ВЕРСАЛЫ - НЕ ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ!
« Ответ #2 : 18 Апреля 2019, 15:40:56 »
Для наглядности:
1) Монета в готическом стиле с ломбардскими версалами, как на полугрошах Литвы
2) Монета с элементами готического стиля, но с ренессансной легендой
3) Монета барочного стиля, но с готической (!) легендой:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЛОМБАРДСКИЕ ВЕРСАЛЫ - НЕ ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ!
« Ответ #3 : 18 Апреля 2019, 15:44:09 »
Готический шрифт не перепутать ни с каким другим, не смотря на то, что их несколько основных видов: текстура, фрактура, ротунда, швабахер, но все они кардинально отличаются от Ломбардских версалов - перпутать невозможно!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн John

  • Йомен
  • **
  • Сообщений: 32
  • Уважение: +4/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Попробую оживить старую тему.

По моему мнению, тут не идет речь о разном звучании или еще о чем-то значимом.
Поясню на примере французских королевских монет.

При Карле Великом и его последователях был распространен так называемый каролингский минускул с очень простой графикой букв. На монетах использовались заглавные буквы. Шрифт на всех монетах эпохи Каролингов очень простой и легко читаемый. С XI века появляются готические шрифты, в том числе обсуждаемый тут на другой ветке шрифт “ломбардские версалы”. Буквы становятся более вычурными и с плавными изгибами.
Изменения в сторону готических шрифтов на монетах проявляются впервые при Филиппе II (1179-1223). Это буквы A и E. При этом E в слове REX появляется равновероятно в обоих формах.
У Людовика IX (1226-1270) с выпуском золотых монет и гро турнуа появляются более красивые надписи. Рассмотрим ситуацию с обсуждаемой здесь буквой N. 
Золото: FRAnCOR, VInCIT, REGnAT
Гро турнуа: BNDICT, NOME, DNI, но nRI
При этом встречаются варианты написания N, H, И.
Филипп IV (1285-1314) на гро турнуа копирует легенды предшественников, изменив только имя. А вот у золотых монет появляются значительные изменения в сторону готических и унциальных шрифтов (буквы A, C, h, M, E). Но, при этом, FRANCOR, VINCIT, REGNAT пишутся в старом варианте N. В более поздних выпусках гро турнуа (после 1302г) встречаются варианты nOME NRI, а на мелких серебряных монетах (maille tierce) есть оба варианта NRI и nRI.
А уже у Карла VI (1380-1422) на gros dit florette видим “SIT nOME DnI BEnEDICTV”
Таким образом, длительное время существовали два шрифта. Старый, каролингского типа с “прямой” N, и новый готический, в котором варианта написания N просто не было. Достаточно посмотреть таблицу ломбардских версалов. Второй шрифт постепенно вытеснял первый. Гравировщики штемпелей использовали как образец ранние монеты и добавляли постепенно более красивые буквы. Замена букв в первую очередь появлялась на золоте и крупном серебре. А старые варианты пуансонов наверняка долго сохранялись, и нужно было их как то использовать.

1) Людовик I Благочестивый (814-840), Denier, реверс
2) Филипп II Август (1179-1223), Denier parisis, 2й тип, Dy.168, части аверсов монеты одинакового типа
3) Филипп IV Красивый (1285-1314), Gros tournois, Dy.213, часть аверса
4) Карл VI Безумный (1380-1422), Gros dit "florette, Dy.387A, часть реверса

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
При Карле Великом и его последователях был распространен так называемый каролингский минускул с очень простой графикой букв. На монетах использовались заглавные буквы. Шрифт на всех монетах эпохи Каролингов очень простой и легко читаемый.
Нееет :bu: :bu: :bu:
Друзья, я вас умоляю, пожалуйста: Раз и навсегда разберитесь в терминах каллиграфии и запомните простые вещи:
1) Каролингский минускул - это шрифт, состоящий из строчных букв!!!
Строчных, т.е. маленьких от слова minusculus - маленький!
У минускульного письма не может быть заглавных букв, как не может быть огромных карликов, длинного круга, квадратного овала и плоского шара!
Этот шрифт никогда не использовался в нумизматике!
Это в большинстве случаев рукописный шрифт для убористого письма, чтобы как можно экономнее заполнять бесценный пергамент крохотными буковками!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
2) Начало страницы, главы, начало абзаца и иногда предложения в средние века выделяли цветом.
А еще использовали буквы заглавные.
Ими служили не минускульные буквы большого размера, а литеры Квадратного капитального письма!
Это древнеримский шрифт с засечками:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
3) Именно римское квадратное капитальное письмо и использовалось в нумизматике со времен Древнего Рима вплоть до XIII века!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
4) Как я писал выше римское капитальное письмо использовалось для обозначения заглавных букв в средневековых рукописях до тех пор, пока монахи на севере Италиистали от скуки не писать их тростниковым пером, а начали РИСОВАТЬ!
Рисованный шрифт в корне отличается от рукописного своей сложностью, хотя и повторяет узнаваемую форму римских букв.
Так родились на севере Италии Ломбардские версалы - рисованный шрифт, который стал жутко модным и популярным не только в рукописях, но тут же перекочевал и в декоративно-прикладное искусство!
Так в XII веке появились надгробия, мозаики, витражи, фризы, доспехи, посуда, украшенные ломбардскими версалами.
В середине XIII века версалы проникли и на монеты, но по причине несовершенства технологии изготовления пуансонов эти версалы были еще очень грубы, но уже узнаваемы по характерным гротескным засечкам лите L и T:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
5) В XIV веке искусство изготовления пуансонов достигает невероятного мастерства и появляется одна из самых красивых монет средневековья - пражский грош Вацлава II, где литеры ломбардских версалов наиболее точно воспроизводят свои рукописные прототипы.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЛОМБАРДСКИЕ ВЕРСАЛЫ - НЕ ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ!
« Ответ #10 : 02 Марта 2022, 18:30:33 »
6) В зависимости от региона, времени, моды и пристрастий мастера некоторые литеры видоизменялись, меняли пропорции и детали начертания, но вплоть до начала XVI века ломбардские версалы господствовали на монетах севернее от Альп!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЛОМБАРДСКИЕ ВЕРСАЛЫ - НЕ ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ!
« Ответ #11 : 02 Марта 2022, 18:36:12 »
7) Ломбардские версалы заменил ренессансный шрифт, который возник на основе древнеримского капитального шрифта на волне моды на все античное в эпоху Возрождения!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЛОМБАРДСКИЕ ВЕРСАЛЫ - НЕ ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ!
« Ответ #12 : 02 Марта 2022, 18:41:49 »
8) Ломбардские версалы на монетах Литвы не имеют ни малейшего отношения к готическому шрифту! :bu:
Это - продукт невежества литовских нумизматов, назвавших на нумизматическом сленге эти монеты "готическими", что проникло и в научную литературу!
Их с таким же успехом, как готическим, можно было бы назвать модернистским, стимпанковским, футуристичным :bm:
Это позднесредневековые ломбардские версалы - точка!
Постепенно более простые ренессансные литеры заменяли вычурные версалы, пока они окончательно не канули в лету истории средневековой нумизматики...
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн John

  • Йомен
  • **
  • Сообщений: 32
  • Уважение: +4/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: ЛОМБАРДСКИЕ ВЕРСАЛЫ - НЕ ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ!
« Ответ #13 : 02 Марта 2022, 18:48:54 »
 Про шрифты согласен. Особо в это не вникал. Но смысл того что я излагал это не меняет.
Одни типы букв с течением времени постепенно заменяются другими.
Никакой логики в употреблении тех или иных вариантов не прослеживается.
Кстати, A. Dieudonné в своем каталоге от 1932г ничего не пишет про ломбардские версалы.
"Этот алфавит, строго говоря, не является «готическим», за исключением нескольких исключительных букв, ....
это алфавит «унциальных» букв. .....
редкие соответствия заглавным буквам E, H, M, N, но в основном это римские заглавные буквы, которые развиваются под унциальным влиянием."
  Книга эта, конечно несколько устарела, но не совсем. Jean Duplessy по сути просто творчески ее переработал.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41692
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ЛОМБАРДСКИЕ ВЕРСАЛЫ - НЕ ГОТИЧЕСКИЙ ШРИФТ!
« Ответ #14 : 02 Марта 2022, 18:49:17 »
9) Готический же шрифт - это шрифт, который постепенно пришел на смену каролингскому минускульному письму в XII веке.
В нумизматике в средние века он почти не применялся - чаще всего в качестве инициалов монархов и минтмарках!
Дело в том, что это очень сложный шрифт, имеющий множество элементов, которые сложно изготовить на пуансоне.
Поэтому готические легенды появляются лишь в XVI-XVII веках, когда готическое письмо в лютеранской германии стало снова модным.
Вот как выглядит готический шрифт:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика