ФОРУМ CASTLE COINS

ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ => АННАЛЫ-ХРОНИКИ-ИСТОРИИ => Тема начата: Sterling от 08 Марта 2015, 15:32:52

Название: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 08 Марта 2015, 15:32:52
Многие реальные исторические деятели бесследно канули в Лету, и в лучшем случае - известны узкому числу историков данного периода... Другим же людям было суждено стать прототипами классических литературных, театральных и кинематографических персонажей, которые представляют собой целые эпохи!
Коллеги. предлагаю здесь делиться прототипами исторических личностей, гением писателей ставших культовыми персонажами. Такова судьба малоизвестного при жизни лейтенанта д'Артаньяна, ставшего визитной карточкой эпохи Людовика XIII.  Собирательный образ поручика Ржевского и Василия Теркина тоже интересны,но более сложны для поиска прототипа, вдохновившего автора на создание образов вымышленных героев...

Начну с одного из самых любимых мной в детстве персонажа...
Кто-нибудь узнает в чертах исторического лица портрет моего литературного любимца?
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Vlad1971 от 08 Марта 2015, 16:03:06
А вот тоже тогда ветку продолжу:
"Янкель"- Григорий Черных  и "Лёнька" -Алексей Пантелеев из "Республики ШКИД"
Писатели Григорий Георгиевич Белых, 1906-1938 (был осужден на три года по обвинению в контрреволюционной деятельности, умер от туберкулёза в пересыльной тюрьме 14 августа 1938 года в возрасте 31 года) и Алексей Иванович Еремеев (Л.Пантелеев), 1908-1987.



Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 08 Марта 2015, 16:31:55
А вот тоже тогда ветку продолжу:
"Янкель"- Григорий Черных  и "Лёнька" -Алексей Пантелеев из "Республики ШКИД"
Очень яркий киношный Янкель - сын кучера первой гильдии :D
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Vlad1971 от 08 Марта 2015, 17:51:46
А в первом посте на фото- Джозеф Белл. (литературный герой -Шерлок Холмс).
"В студенческие годы, когда Артур Конан-Дойль учился на медицинском факультете, его кумиром был профессор Джозеф Белл. Блестящий хирург, он поражал всех способностью мгновенно ставить точный диагноз пациенту, прежде чем тот успевал открыть рот. "Пускайте в ход силу дедукции", - неустанно повторял он студентам. Именно с него Конан-Дойль и скопировал своего главного героя.
Сходства с популярным литературным персонажем профессор не отрицал, но указывал на еще одного прототипа - самого автора. "Вы и есть подлинный Шерлок!" - писал Джозеф Белл бывшему ученику и... прирожденному детективу. Ему не раз удавалось распутывать дела, ставившие в тупик полицию."
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: lirik85 от 08 Марта 2015, 21:12:06
А если так? Что общего между двумя этими персонажами? И кто в итоге получился? :bs:
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: манро от 08 Марта 2015, 21:13:38
 Агент 007?
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: lirik85 от 08 Марта 2015, 21:17:58
Таки да... И пяти минут не прошло.  :-\ Заношу в Карму. :ay:
http://dumskaya.net/news/prototipom-legendarnogo-shpiona-dgejmsa-bonda-by-025228/
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: lirik85 от 08 Марта 2015, 21:57:17
А если так? Кто это в литературе? (На портрэтах один реальный пэрсонаж, в разное врэмя :bs:)
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: манро от 08 Марта 2015, 22:00:25
http://webkamerton.ru/2013/04/raevskij-li-vronskij-roman-i-zhizn-dostojnaya-prodolzheniya/

 Прототип Вронского из "АННЫ КАРЕНИНОЙ " Толстого?
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: lirik85 от 08 Марта 2015, 22:06:25
http://webkamerton.ru/2013/04/raevskij-li-vronskij-roman-i-zhizn-dostojnaya-prodolzheniya/

 Прототип Вронского из "АННЫ КАРЕНИНОЙ " Толстого?
Да, на лицо преимущества классического образования... :bs:
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: lirik85 от 08 Марта 2015, 22:11:04
Теперь попробуем так.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 08 Марта 2015, 22:13:22
А в первом посте на фото- Джозеф Белл. (литературный герой -Шерлок Холмс).
Молодец Влад! :ay:
Это действительно автор дедуктивного метода, приятель Конан Дойля и прямой прототип Шерлока Холмса, - профессор Эдинбургского университета, известный в своё время шотландский хирург!
Сходство не ограничивается методом и интеллектом,- судя по архивным фото, КД позаимствовал и черты внешности у Джозефа Белла, вплоть, до всемирно известной охотничей кепки и пальто!
Кстати, Белл был в курсе, что являлся прототипом литературного персонажа и гордился своей дружбой с автором Холмсианы!
Наш Холмс-Ливанов дает полное попадание в образ не только литературного персонажа, но имеет и портретное сходство с прототипом!
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 08 Марта 2015, 22:47:51
Теперь попробуем так.
Таки, случайно был в курсе :D  :ay:
Пусть другие мучатся :laugh:
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: lirik85 от 08 Марта 2015, 22:50:10
Теперь попробуем так.
Таки, случайно был в курсе :D  :ay:
Пусть другие мучатся :laugh:
Внимание всем остальным! Даю маячок. :D
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Vlad1971 от 08 Марта 2015, 22:59:11
Я случайно тоже в курсе  :bs:
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: lirik85 от 08 Марта 2015, 23:51:11
Третий маячок!!! :-\
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 09 Марта 2015, 01:28:58
Давид Михайлович (Менделевич) Курлянд (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4,_%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87) , - прототип Давида Марковича Гоцмана :ay:
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 16 Марта 2015, 18:22:11
Третий маячок!!!
Про прототип Остапа Бендера так никто и не рассказал, а зря!
Потрясающая личность, - ни чем не уступающая своему литературному воплощению в остроумии, изворотливости и... любви к Жизни!
Остап (О́сип) Беньяминович Шор (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D1%80,_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87) :ay:


Большой мечтой Осипа было уехать в Бразилию или Аргентину, поэтому он даже начал по-особому одеваться: носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и, конечно же, шарф.
Но это только внешность, - сама жизнь героя, - один большой приключенческий роман!
А вот как выглядел Остап Бендер в старости!
---
А это бонус: Зарубежные экранизации "12 стульев", - не пожалеете! :ay:
http://nnm.me/blogs/garners/zarubezhnye-ekranizacii-romana-ilfa-i-petrova-12-stulev/page2/
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 16 Марта 2015, 18:31:24
А вот готовая серия потрясающих рассказов о судьбах прототипов литературных персонажей! :bi:
http://www.yaplakal.com/forum3/topic908625.html
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 16 Марта 2015, 18:35:28
А это еще одна потрясающая историческая личность, - прототип оДного из самых жутких литературных героев - Синей Бороды!
Французский барон из рода Монморанси-Лавалей, маршал Франции и алхимик, участник Столетней войны и ключевого сражения - Битвы при Пате, сподвижник и поклонник Жанны д’Арк.
Был арестован и казнён по обвинению в серийных убийствах, хотя достоверность этих обвинений в настоящее время оспаривается.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%BB%D1%8C_%D0%B4%D0%B5_%D0%A0%D0%B5
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 15 Мая 2015, 21:15:12
Прототипом Карабаса-Барабаса, считается, был другой "хозяин театра" - современник Толстого - Мейерхольд.
А вот имя... кто-нибудь знает, кто послужил прототипом? ;)
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: stirlitz от 15 Мая 2015, 22:55:12
Барабас - это Варрава. У Маркеса, кажется, тоже есть персонаж по имена Баррабас.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 15 Мая 2015, 23:26:31
Барабас - это Варрава.
Именно! - убийца, которого помиловали вместо Христа... Латинское написание - Barabbas
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: stirlitz от 17 Мая 2015, 02:27:48
Именно! - убийца, которого помиловали вместо Христа... Латинское написание - Barabbas

"Какая мерзкая рожа!" (с)
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Wildman от 18 Июня 2017, 21:15:11

Коллеги ,одумайтесь,пока не поздно. Монетная планетарная масса исчисляется в тысячах тон!

Собирайте криптовалюту. Это перспективно.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: ростовский от 18 Июня 2017, 21:19:22
крипта---кого ?)) :o

для души надо
для кайфа опять-таки

вот например-"Пестрая Лента "
первое издание
с иллюстрациями by Sidney E. Paget
содержание в целом  и сюжетные ходы помню-читаю-понимаю-кайфую
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: ростовский от 18 Июня 2017, 21:23:21
 cool !


третья картинка-из другого рассказа )
 чисто для понимания уровня графики
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: манро от 18 Июня 2017, 21:28:40
 Последняя картинка?
 Ну как же, помним, помним!

https://www.youtube.com/watch?v=IU-7a5X3sbk
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: ростовский от 18 Июня 2017, 21:45:42
меня с детцтва интересовал вопрос : почему Конан-Дойл не отправил Холмса расследовать преступления Джека-Потрошителя ? и вообще в его холмсовских рассказах никак и нигде не упоминается эта серия весьма громких преступлений ! (правда эти события относятся к 1888 году -а Холмс появился года на три-четыре позже ) но как было не использовать такую фактуру ?
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Boris Karloff от 19 Июня 2017, 15:34:11
меня с детцтва интересовал вопрос : почему Конан-Дойл не отправил Холмса расследовать преступления Джека-Потрошителя ? и вообще в его холмсовских рассказах никак и нигде не упоминается эта серия весьма громких преступлений ! (правда эти события относятся к 1888 году -а Холмс появился года на три-четыре позже ) но как было не использовать такую фактуру ?

Тоже задавался этим вопросом, но к определенному,не требующему никаких
доказательств выводу так и не пришел.Действительно,повесть «Этюд в багровых тонах»,где
появляется персонаж Шерлок Холмс написана Артуром Конан Дойлом в 1887 году, а эпопея с
участием Потрошителя между августом и ноябрем 1888 года.Почему же Дойл не использовал
такой материал?Наиболее правдоподобной мне кажется следующая версия.
Известно,что Дойл в 1870-х годах служил клерком в подчинении у доктора Белла в Эдинбургском
королевском госпитале,и Белл в последствии стал основным прототипом в создании образа
легендарного литературного сыщика.Cам писатель неоднократно подчеркивал,что Белл уже к
тому времени обладал новаторскими научными знаниями ученого-криминалиста,в том числе
и известным всем дедуктивным методом.Так же известно,что Белл благодаря пиару со стороны
Дойла и своей известности был в числе экспертов,которые были приглашены Скотленд-Ярдом
во время расследования дела убийства пяти проституток в Уайтчепеле в 1888 году.
Сам Дойл без сомнений тоже знал подробности этого дела и провел своё расследование,по
результатам которого и Белл ,и Дойл пришли к выводу и независимо от друг-друга назвали имя
одного и того же подозреваемого.Свои выводы Белл представил Скотленд-Ярду.Вскоре после этого
убийства прекратились.Таким образом основная гипотеза гласит,что именно из-за личности
подозреваемого его имя так никогда и не было названо,поскольку он был членом королевской семьи.
Поскольку Дойл и Белл были известными роялистами и чтили викторианский кодекс, возможно правительство
рекомендовало им не разглашать данную информацию,чтобы не скомпрометировать монархию в глазах
общества.Вероятно Дойл и Белл сохранили эту тайну и автор не написал даже короткого
рассказа на тему преступлений Джека Потрошителя.
надо отметить,что эта версия событий еще не самая фантастическая,есть предположение в
виде бреда некоторых "исследователей",что Джек Потрошитель был ни кем иным,как....Артуром Конан
Дойлом!  :laugh:

https://probaway.wordpress.com/2009/12/08/jack-the-ripper-was-arthur-conan-doyle/
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: манро от 19 Июня 2017, 17:16:12
 Я тоже так думаю.
 Имя Джека Потрошителя до сих пор не названо только потому, что он был из высшего свете, а может быть и из королевской семьи.
 Все остальные версии - дымовая завеса, призванная скрыть этот нелицеприятный факт.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: ростовский от 19 Июня 2017, 18:29:26
ужос !
не верю(с)

кстати один рассказ у Конан-Дойля в серии про Холмса ,где упоминается отделение частей ( ушей в частности) от тела жертвы, есть-
это "Картонная Коробка" ( the Adventure of the Cardboard Box ) первая публикация в журнале Strand Magazine в начале 1892 года
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Boris Karloff от 19 Июня 2017, 20:59:10
ужос !
не верю(с)

кстати один рассказ у Конан-Дойля в серии про Холмса ,где упоминается отделение частей ( ушей в частности) от тела жертвы, есть-
это "Картонная Коробка" ( the Adventure of the Cardboard Box ) первая публикация в журнале Strand Magazine в начале 1892 года

Уши?И всё? Маловато будет!  :laugh:
А если серьезно,то не трудно себе представить,что творилось в то время
в Лондоне на фоне резонансного,как бы сейчас сказали преступления Потрошителя.
Различные "правдивые версии",раздутые журналистами и подпитываемые
сплетнями из пабов Уайтчепела сыграли на руку полиции,которая всеми силами
старалась закрыть это дело и только делала вид,что расследование продолжается.
Да и можно ли было раскрыть это преступление в тех условиях,когда Потрошитель
уже стал легендой,а на главной улице (Хай-стрит) вовсю процветал бизнес-демонстрировались
восковые фигуры с гротескными изображениями жертв серийного убийцы?
Возмжно поэтому (как версия) Конан Дойл "не пустил" Шерлока Холмса c фешенебельной
Бейкер стрит в грязный Уайтчепел и ограничился отрезанными ушами в "Картонной коробке".

Ниже-письмо Потрошителя в Центральное информационное агентство от 27 сентября 1888 года,
"улика" с которой все началось?
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: ростовский от 19 Июня 2017, 21:55:44
и вот это письмо тоже :o со странным обратным адресом

надо пересмотреть (пожалуй лучший) фильм на эту тему
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 03 Мая 2018, 01:36:27
Кем была легендарная Мурка?
На просторах бывшего СССР не найдется человека, который бы хоть раз не слышал песню «Мурка», считавшуюся чуть ли не гимном в криминальных кругах. Но сюжет этих строчек – на самом деле зашифрованный рассказ о секретном задании ЧК. Маруся Климова, по прозвищу Мурка, была реальным персонажем – агентом МУРа, находившимся под прикрытием.

На протяжении нескольких десятилетий считалось, что «Мурка» — песня народная. Однако, судя по одесским архивам, автором песни был поэт Яков Ядов, а композитором – Оскар Строк. Когда же в «Мурка» приобрела небывалую популярность в криминальном мире, авторы предпочли забыть о своем шедевре, опасаясь репрессий. В 1921-1923 гг. в Одессе каждый знал историю Мурки, но далеко не все был в курсе, что она агент МУРа.
В одесских архивах сохранились тексты песни. Фраза «Прибыла в Одессу банда из Амура» имела несколько вариантов, среди которых «с Петрограда», «из Ростова» и «из-за МУРа». Последний вариант стоит рассмотреть. Строка «И за ней следила Губчека» позволяет предположить, что действие разворачивалось с 1918 по 1922 гг., т. к. Губернская чрезвычайная комиссия (ГубЧК) после 1922 года была расформирована.
Московский уголовный розыск (МУР) образовали в 1918 году. За пару лет он успел показать свою эффективность. После Октябрьской революции в городах процветал бандитизм. Для «зачистки» криминальной верхушки в Одессу была направлена опергруппа из Москвы. Легенда прорабатывалась около полугода, и основным действующим лицом в ней стала Мария Климова, которой нужно было внедриться в банду и влюбить в себя ее главаря по кличке Бриллиант, пишет В мире чудес.

Если обратиться к строкам «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган», то становится ясно, что автор песни знал истинное лицо героини. В то время обычные, и тем более, воровские девушки не носили облачение, типичное для представителей ЧК, и наган в придачу.
Последняя фраза «… и за это пулю получай» косвенно подразумевает кончину Мурки. Многочисленные поиски ее могилы не увенчались успехом. К тому же в архивах имеется учетная карточка на имя Климовой Марии Прокофьевны (1897 г. р.) в звании капитана. Получается, что на момент проведения операции ей было всего 25 лет, а звания появились только в середине 1930-х годов. Из этого следует, что Мурка могла выжить после дела в Одессе.
https://www.youtube.com/watch?v=zC7fx_gQD_M
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 04 Июля 2020, 23:10:14
вот например-"Пестрая Лента "
первое издание
с иллюстрациями by Sidney E. Paget
содержание в целом  и сюжетные ходы помню-читаю-понимаю-кайфую


Основные даты в жизни Шерлока Холмса (те, что можно определить)

1854 (приблизительно) — рождение Шерлока Холмса.
От 1874 до 1877 (приблизительно) — где-то в эти годы Холмс закончил колледж и распутал свое первое дело («Глория Скотт»).
1881 — Холмс снимает квартиру на Бейкер-стрит, 221В и знакомится с доктором Ватсоном. В это время ему около 27 лет. «Этюд в багровых тонах».
1883 — «Пестрая лента».
1887 — «Рейгетские сквайры».
1888 — Ватсон женится на Мэри Морстен и съезжает с квартиры на Бейкер-стрит. «Знак четырех».
1889 (приблизительно) — Знакомство с Ирэн Адлер. «Скандал в Богемии». «Собака Баскервилей».
В 1891 — мнимая гибель Холмса в Рейхенбахском водопаде. «Последнее дело Холмса».
1891–1894 — Холмс путешествует. Побывал во Флоренции, на Тибете, посетил Лхасу и провел несколько дней у далай-ламы, объехал всю Персию, заглянул в Мекку, побывал с визитом у калифа в Хартуме (и отчитался об этом министру иностранных дел Великобритании). Потом вернулся в Европу, провел несколько месяцев на юге Франции, в Монпелье, где занимался исследованиями веществ, получаемых из каменноугольной смолы.
1894 — Холмс «оживает» и возвращается в Лондон. Покончив с остатками организации Мориарти, он вновь поселяется на Бейкер-стрит вместе с овдовевшим за годы его отсутствия Ватсоном и возвращается к детективной деятельности. «Пустой дом».
1895 — «Чертежи Брюса-Партингтона», «Одинокая велосипедистка», «Три студента», «Черный Питер».
1896 — «Дело необычной квартирантки». Примерно в это время Холмс излечивается от пристрастия к наркотикам («Пропавший регбист»).
1897 — «Убийство в Эбби-Грейндж», «Дьяволова нога».
1899 — «Москательщик на покое».
1902 (приблизительно) — Ватсон снова женится и опять съезжает с Бейкер-стрит.
1904 — Холмс уходит на покой и уезжает в Суссекс, где занимается разведением пчел.
1907 — Холмс находит труп и временно возвращается к работе сыщика. «Львиная грива».
1912 — выполняя просьбу премьер-министра, Холмс едет в Америку и вступает в тайное ирландское общество, чтобы раскрыть шпионскую сеть в Лондоне.
1914 — последнее дело Холмса, раскрытие шпионской сети. Ему в это время около шестидесяти лет. «Его прощальный поклон».
1923 (приблизительно) — Холмс советует Ватсону написать о «Человеке на четвереньках», из чего можно сделать вывод, что они оба в 1923 году были живы и по-прежнему дружили.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 06 Ноября 2020, 10:16:10
Еще пара фото Мурки - Маруси Климовой, сотрудницы ЧК, врача, внедренной в банду для устранения вора «Бриллианта» по предложению Дзержинскому Федором Мартыновым (устранившим вора Яшку Кошелька, который ограбил и угнал у Ленина автомобиль).

Автор Мурки — Яков Давыдов Ядов), который также написал песни «Гоп со смыком», «Цыпленок жареный» и «Бублички». Мотив мелодии взят из еврейской песни «Шурка».

Заехавшая в Одессу под видом гастролеров от Батьки Махно, группа чекистов смогла внедрить Климову к Бриллианту, который был слаб на женский пол.

Но вскоре Климова вошла в роль воровки, перестала выходить на связь и начала свою игру, результатом которой стала крупная заваруха. Она замутила с другим вором - Чревенем и Бриллиант начал перестрелку из ревности, когда он с друзьями зашел в кабак («раз пошли на дело, выпить захотелось»).

Но она выжила. Есть версия, что девушка всё устроила нарочно - свела в одном месте представителей двух банд, чтобы они перестреляли друг друга.
На месте перестрелки двух банд нашли 20 трупов.

Сама Мурка исчезла. Из архивов МВД СССР следует, что уроженка г. Великий Устюг, капитан запаса Мария Прокофьевна Климова, 1897 г.р., исключена из органов в 1952 году. То есть вышла на пенсию в возрасте примерно лет 55. Сама учетная карточка датирована примерно 1962 годом. Возможно, тогда легендарная Мурка ушла из жизни.

Так что песню про себя, Мурка слышала не раз. Такая вот история.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 26 Ноября 2020, 03:08:18
Алиса неспроста удивилась, узнав, что Хампти-Дампти (Шалтай-Болтай) оказался яйцом.
Вообще-то, до Л.Кэролла (в смысле Ч.Доджсона), это была история об огромной пушке, рухнувшей со стены в 1648 году во время осады Колчестера.
Но то, что применимо к огромной пушке, которую после падения не смогли восстановить все имеющиеся в наличии силы короля, применимо и к маленькому хрупкому яйцу.
Такая вот шутка математика :)

Humpty Dumpty sat on a wall
Humpty Dumpty had a great fall.
All the king’s horses,
And all the king’s men,
Couldn’t put Humpty Dumpty together again
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 17 Января 2021, 15:27:41
Фигура галантерейщика Бонасье вряд ли имеет прямого прототипа, но она очень типичная для коррупционного режима Франции времен Решельё и времен Дюма.
Жуткая история от журналиста Алексей Дурново о том, как французские силовики кошмарят малый и средний бизнес >:(

В общем, в столице жил предприниматель (я намерено не называю имени), у которого был собственный магазин одежды, аксессуаров и личной гигиены. Дела шли неплохо, бизнесмен подумывал о расширении. А еще у него была в центре столицы  квартира, которую он решил сдавать, дабы не простаивала. Все его проблемы начались в тот момент, когда в эту квартиру въехал совсем еще молодой сотрудник службы охраны - уроженец, к слову, одного из южных регионов страны. Этот силовик, как потом выяснилось, попал в органы по блату, благодаря кумовству и личной дружбе его родственников с высокопоставленным человеком в погонах из службы охраны. 
Юный силовик вел себя отвратительно, за квартиру не платил месяцами, зато систематически закатывал у себя пьянки с друзьями. И тут, вдруг, на мелкого бизнесмена очень круто наехали. Для начала следствие арестовало его жену. Для верности, чтоб не мелочиться, ей пришили госизмену. Госизмену, Карл! Жене мелкого предпринимателя. На квартире и в магазине устроили шмон, а потом арестовали еще и самого бизнесмена. А его жилец, у которого тот, от отчаяния, просил защиты, еще сам и сдал предпринимателя в заботливые руки своих коллег.
И, что бы вы думали? Бизнесмену тоже стали шить госизмену! Еще раз, мелкого предпринимателя обвинили в госизмене! Полный абсурд и произвол. Обращались, разумеется, чудовищно. Держали в адских условиях. Допрашивали по несколько раз в сутки, в том числе, и среди ночи. Устраивали очные ставки с каким-то силовиком, который, как выяснилось, выдавал себя за другое лицо.
В конце концов, правда, бизнесмена выпустили, вынудив того сотрудничать со следствием. Когда он вернулся, то выяснилось, что его жилец домогался до жены (ее тоже отпустили) и склонил ее к сексуальной связи. На свободе бизнесмен пробыл недолго. Вскоре органы опять арестовали его жену, а затем и его самого.
Он отсидел несколько лет без приговора суда. Его просто мурыжили в СИЗО, ничего не предъявляя. Когда бизнесмена, все-таки, отпустили, он уже был полностью разорен. Магазин отжали, квартиру отобрали. Это был наглый рейдерский захват, с которым честный предприниматель не мог бороться.
Так преуспевающий столичный бизнесмен превратился в городского бомжа, жившего на милостыню.
Жилец, кстати, сделал фантастическую карьеру в службе охраны.  Жену бизнесмена убили в тюрьме.
Такова грустная история парижского галантерейщика по фамилии Бонасье.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: пеперкорн от 17 Января 2021, 17:11:00
кстати, про Шерлока Холмса, - у Гауфа есть рассказ  Еврей Абнер, который ничего не видал (http://www.planetaskazok.ru/gauf/evrejabnerkotoryjnichegonevidalgaufskz), так этот Абнер мне напомнил именно Шерлока Холмса и его дедуктивный метод, возможно Конан Дойль в детстве читал этот рассказ  :-\
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Vlad1971 от 17 Января 2021, 18:55:47
кстати, про Шерлока Холмса, - у Гауфа есть рассказ  Еврей Абнер, который ничего не видал (http://www.planetaskazok.ru/gauf/evrejabnerkotoryjnichegonevidalgaufskz), так этот Абнер мне напомнил именно Шерлока Холмса и его дедуктивный метод, возможно Конан Дойль в детстве читал этот рассказ  :-\

Обязательно прочитаю рассказ.
Но Огюст Дюпен Эдгара По - это первый литературный персонаж, прототип всех сыщиков со своими методами построения логических цепочек. Рассказ «Убийство на улице Морг», считается первым произведением в мировой литературе в жанре детектива.

Да, прочитав Э.По в 12 лет, я остался под бОльшим впечатлением чем от Дойловского Шерлока Холмса (в его литературной версии, а вот наш фильм - шедевр неоспоримый). И, хочу сказать, что методику Дюпена использую в повседневной жизни, иногда шокирующе удивляя близких продолжением хода их мыслей в слух  :laugh: Навык и опыт приобретен с годами  :bs: 
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: пеперкорн от 17 Января 2021, 19:33:00
кстати, про Шерлока Холмса, - у Гауфа есть рассказ  Еврей Абнер, который ничего не видал (http://www.planetaskazok.ru/gauf/evrejabnerkotoryjnichegonevidalgaufskz), так этот Абнер мне напомнил именно Шерлока Холмса и его дедуктивный метод, возможно Конан Дойль в детстве читал этот рассказ  :-\

Обязательно прочитаю рассказ.
Но Огюст Дюпен Эдгара По - это первый литературный персонаж, прототип всех сыщиков со своими методами построения логических цепочек. Рассказ «Убийство на улице Морг», считается первым произведением в мировой литературе в жанре детектива.

Да, прочитав Э.По в 12 лет, я остался под бОльшим впечатлением чем от Дойловского Шерлока Холмса (в его литературной версии, а вот наш фильм - шедевр неоспоримый). И, хочу сказать, что методику Дюпена использую в повседневной жизни, иногда шокирующе удивляя близких продолжением хода их мыслей в слух  :laugh: Навык и опыт приобретен с годами  :bs:
Еврей Абнер вовсе не сыщик, просто у него способности такие   :)
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: пеперкорн от 17 Января 2021, 19:46:03
кстати, про Шерлока Холмса, - у Гауфа есть рассказ  Еврей Абнер, который ничего не видал (http://www.planetaskazok.ru/gauf/evrejabnerkotoryjnichegonevidalgaufskz), так этот Абнер мне напомнил именно Шерлока Холмса и его дедуктивный метод, возможно Конан Дойль в детстве читал этот рассказ  :-\

Обязательно прочитаю рассказ.
Но Огюст Дюпен Эдгара По - это первый литературный персонаж, прототип всех сыщиков со своими методами построения логических цепочек. Рассказ «Убийство на улице Морг», считается первым произведением в мировой литературе в жанре детектива.

Да, прочитав Э.По в 12 лет, я остался под бОльшим впечатлением чем от Дойловского Шерлока Холмса (в его литературной версии, а вот наш фильм - шедевр неоспоримый). И, хочу сказать, что методику Дюпена использую в повседневной жизни, иногда шокирующе удивляя близких продолжением хода их мыслей в слух  :laugh: Навык и опыт приобретен с годами  :bs:
интересно, что и на рассказ «Убийство на улице Морг» возможно оказало влияние творчество Гауфа, а именно его сказка  Человек-обезьяна (http://www.planetaskazok.ru/gauf/chelovekobezjanagaufskz), там рассказывается об орангутане, которого принимали за человека, который говорил на каком-то непонятном иностранном языке  :)
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 17 Января 2021, 19:52:23
Еврей Абнер, который ничего не видал
Я тут на днях после прочтения биографии Жене Франсуа Видока (https://ru.wikipedia.org/wiki/Видок,_Эжен_Франсуа#/media/Файл:Achille_Devéria_-_Vidocq.jpg) посмотрел фильм "Видок, охотник на призраков" и испытал чудовищное разочарование(((
Красивое кино ни о чём...
А Видок - убийца, грабитель, пират, ставший величайшим сыщиком Франции, создавшем уголовный розыск в том виде, как он существует сейчас! Каждый эпизод его удивительной жизни - это захватывающее приключение, - невероятные превратности судьбы и повороты, которые не снились современным драматургам и режиссерам!
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Vlad1971 от 17 Января 2021, 21:42:59
кстати, про Шерлока Холмса, - у Гауфа есть рассказ  Еврей Абнер, который ничего не видал (http://www.planetaskazok.ru/gauf/evrejabnerkotoryjnichegonevidalgaufskz), так этот Абнер мне напомнил именно Шерлока Холмса и его дедуктивный метод, возможно Конан Дойль в детстве читал этот рассказ  :-\

Обязательно прочитаю рассказ.
Но Огюст Дюпен Эдгара По - это первый литературный персонаж, прототип всех сыщиков со своими методами построения логических цепочек. Рассказ «Убийство на улице Морг», считается первым произведением в мировой литературе в жанре детектива.

Да, прочитав Э.По в 12 лет, я остался под бОльшим впечатлением чем от Дойловского Шерлока Холмса (в его литературной версии, а вот наш фильм - шедевр неоспоримый). И, хочу сказать, что методику Дюпена использую в повседневной жизни, иногда шокирующе удивляя близких продолжением хода их мыслей в слух  :laugh: Навык и опыт приобретен с годами  :bs:
интересно, что и на рассказ «Убийство на улице Морг» возможно оказало влияние творчество Гауфа, а именно его сказка  Человек-обезьяна (http://www.planetaskazok.ru/gauf/chelovekobezjanagaufskz), там рассказывается об орангутане, которого принимали за человека, который говорил на каком-то непонятном иностранном языке  :)

Рад, что есть интересные факты к обсуждению. Кстати, очень интересный факт, отметил для себя с самой премьеры "17 мгновений весны",  слушал начальные титры фильма, смотрел несколько кадров и засыпал. Но!!! День рождения Штирлица, Меня и ещё Кой-кого в этой истории один и тот же. Вопрос - загадка: назвать дату и Третьего человека, связанного со всей этой историей  ))))))
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Vlad1971 от 17 Января 2021, 21:57:36
Пеперкорну завтра от меня + за интересные литературные факты  :bs: (на сегодня лимит закончился) :bs:
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 17 Января 2021, 21:59:22
Но Огюст Дюпен Эдгара По - это первый литературный персонаж, прототип всех сыщиков со своими методами построения логических цепочек. Рассказ «Убийство на улице Морг», считается первым произведением в мировой литературе в жанре детектива.
Эдгар По явно вдохновятся мемуарами Видока, - вот такой замкнутый круг из взаимного влияния исторических лиц на писателей, а литературных персонажей - на реальных людей! :)
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Vlad1971 от 18 Января 2021, 23:45:17
 "В новелле «Убийство на улице Морг» (1841), имеется прямое упоминание имени Видока и причём дается не очень лестная характеристика его аналитических способностей: «У Видока, например, была догадка и упорство, при полном неумении систематически мыслить; самая горячность его поисков подводила его, и он часто попадал впросак»"  :bs:
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 19 Января 2021, 16:43:52
"В новелле «Убийство на улице Морг» (1841), имеется прямое упоминание имени Видока и причём дается не очень лестная характеристика его аналитических способностей...
Во-первых это подтверждает, что По читал мемуары Видока, а во-вторых эта характеристика вкладывается в уста литературного персонажа, что не является не то что истиной, а даже отражением мнения автора.
В любом случае Видок был тем, без кого полиция еще долгие десятилетия (если не столетие) представляла бы из себя средневековую банду, ни чем не отличающуюся от преступников, разве что работающую от имени государства и добывающую показания пытками.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Vlad1971 от 20 Января 2021, 21:35:34
В доинтернетную эпоху, все же, читали то, что удавалось достать: купить самим, что реже бывало, или взять у знакомых, по блату,  на пару вечеров почитать. Когда учительница рисования и черчения в начале 80-х раздобыла книгу Амброза Бирса "Словарь сатаны. Рассказы" на пару дней, она спросила учеников в классе, никто не возражает, почитать страшные рассказы вместо уроков? Никто, конечно, не возражал....но и пару ночей потом не спали...."Заколоченное окно", "Страж мертвеца", "Глаза пантеры"....в общем, как на поверку оказалось, все обосрались от страха :bm:
Но автора и название книги запомнили и записали...И позже прочитали  :bs:
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Vlad1971 от 20 Января 2021, 22:05:33
Это сейчас, чтоб взбодриться нужны "запрещенные препараты", а раньше, чтоб взбодриться, достаточно летом в каникулы было почитать с фонариком "Вий" Гоголя, "Пиковую даму" Пушкина, "Черный кот" Эдгара По, "Рука" Мопассана и бессонница до утра обеспечена :laugh:
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 23 Января 2021, 00:10:19
Аннушка уже пролила масло...
Это фотография Аннушки, той самой, которая пролила масло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".
Персонаж она была реальный, соседка Михаила Афанасьевича, бич всей коммунальной квартиры №50. Склочная, сварливая и скандальная Анна Горячева, известная также под прозвищем "дура с Садовой". Её неприятный, но яркий персонаж кочевал у Михаила Булгакова из книги в книгу: ее можно встретить на страницах «Театрального романа», в "Самогонном озере", а в рассказе "Дом Эльпит-рабкоммуна" Аннушка задолго до Воланда умудрилась спалить дотла дом на Садовой, где сама и проживала.
В 2006 году булгаковскому музею была подарена чудом уцелевшая, возможно, единственная в мире, её фотография. Фотографию Аннушки-Чумы, типичной представительницы люмпен-пролетариата, булгаковскому музею подарил ее правнук — преуспевающий адвокат, живущий в Швейцарии :bm:
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 07 Февраля 2021, 13:23:50
А вот эпитафия простого русского/малороссийского мужика, выведенного в десятках произведений русской литературы от "Севастопольских рассказов" Толстого до "Василия Теркина" Твардовского! :ay:

Лычман (Босой) Николай Трофимович
1857-1951
Родился крепостным.
Служил под знаменами Скобелева.
Трудился до последнего.
Любил хорошо погулять (повеселиться).
Пел "Дорошенко".
Не курил и не знал пенсии.
Если бы уважал первую жену и не знался со звонкоголосой Соней, из-за которой в 1937 году (в 70 лет!) переселился из села Зеленьки в Матвеевку, может быть пожил бы еще. (94 года)
Славный был козак.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 24 Апреля 2022, 10:24:02
Если бы "Анну Каренину" написала сильная независимая женщина...  :laugh:
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 24 Апреля 2022, 19:10:25
Кстати, реальным прототипом АК была...
Старшая дочь Александра Пушкина - Мария Гартунг!
В 1868 году в Туле в доме генерала Тулубьева Мария Александровна познакомилась со Львом Толстым, отразившим позднее некоторые черты её внешнего облика в романе «Анна Каренина». Свояченица (сестра жены) Толстого Т. А. Кузминская в своей книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» писала: « … Когда представили Льва Николаевича Марии Александровне, он сел за чайный столик подле неё; разговора я их не знаю, но знаю, что она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью, Он сам признавал это». В экспозиции Государственного музея Л. Н. Толстого в разделе, посвящённом роману «Анна Каренина», помещён портрет М. А. Гартунг, выполненный И. К. Макаровым в 1860 году. Портрет этот приобретён в 1933 году у давней знакомой Марии Александровны — Е. С. Макаренко. На нём Мария Александровна изображена с жемчужным ожерельем, доставшимся ей от матери, и гирляндой анютиных глазок в волосах. В романе же автор так описывал Анну Каренину:
Анна не была в лиловом… …На голове у неё, в чёрных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу.
— Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 22 Ноября 2022, 14:38:16
Лариосик - кузен из Житомира.
 (https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A2/tinchenko-yaroslav-yurjevich/belaya-gvardiya-mihaila-bulgakova/12)
Илларион Илларионович Суржанский, а если проще — Лариосик, благодаря своим нелепым, смешным, но в то же время весьма грустным выходкам завоевал сердца многих читателей. Некоторые булгаковеды уже окрестили его "Бледным Пьеро", сопоставляя литературного героя с известным театральным персонажем. Сходство Лариосика с реальным историческим прототипом Николаем Судзиловским, племянником Карума, некоторое время жившем в семье Булгаковых, подметили многие из окружения Михаила Афанасьевича.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 12 Января 2023, 18:53:04
"Мастер и Маргарита" , как Дьяволиада или Антиевангелие Михаила Булгакова.
https://youtu.be/Z_dlxll7QNc
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 27 Марта 2023, 13:04:48
Как появилось слово "гопник"

В конце XIX века в помещениях современной гостиницы «Октябрьская», располагающейся на Лиговском проспекте, было организовано Государственное общество призора (ГОП), куда доставляли беспризорных детей и подростков, занимавшихся мелким грабежом и хулиганством. После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное общежитие пролетариата (ГОП) для тех же целей.

Количество малолетних преступников в этом районе выросло в несколько раз. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 26 Июня 2023, 02:52:41
Как звали Чука и Гека
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Беръ от 27 Июня 2023, 01:18:17
Так меня ещё ни кто ни называл. :D
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 27 Июня 2023, 09:20:31
Так меня ещё ни кто ни называл. :D
Раньше имена меняли зачем-то.
В Старике Хотабыча главного героя зовут Волька Костыльков.
Это тоже форма имени Владимир: Володька - Волька.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 26 Марта 2024, 23:02:30
Игорь Лужецкий.

Коровьев-Фагот и до Гелл. Перечитывая роман, я задал себе вопрос: «А зачем два эти персонажа нужны? В чем их суть и их особенность»?
Да, Коровьев душка и лапочка, прекрасно выписанный шут и переводчик, но зачем он нужен? Его функционал прекрасно можно переложить на одного Бегемота, а чтобы бедолаге коту не было скучно и он обрел спутника, участие Азазелло в действии можно было расширить и углубить. А Гелла? Она вообще появляется несколько раз на эпизодических ролях. Она там зачем?

Вряд ли Булгаков множил персонажей просто потому, что мог. Слишком долго он писал этот роман, слишком внимательно подходил к датам, местам, деталям и именам, чтобы там осталось место случайности.

Особенно к деталям. Например, Азазелло (Азазель, как всем известно), демон пустыни, шахат – демон-губитель, познакомивший мужчин с холодным оружием, а женщин с зеркалами, косметикой и искусством соблазнения. И как этот демон дан в романе? Мало того, что он исполняет свою функцию боевика, расправляясь с Поплавским, Лиходеевым и иными, именно он дает Маргарите волшебное косметической средство – крем, именно он соблазняет ее прибыть на бал. И, кроме того, в первый раз он появляется именно из зеркала, своего изобретения.

Вернемся к Фаготу и Гелле – тем представители свиты Воланда, которые не являются демонами, в отличии от Бегемота, Азазелло и Абадонна.

Они – люди. Но какие люди? Ответив на этот вопрос можно приблизится к возможному ответу на вопрос о их роли в романе.

Начнем с Фагота. Это рыцарь, одетый в фиолетовое, возможно певец (бывший регент), возможно литератор (написал же он тот злополучный каламбур на тему света и тьмы), возможно прорицатель и маг (вспомните историю с предсказанием смерти буфетчика). Итак, рыцарь, певец и писатель, как-то связанный с магией или прочей нечистью. Одетый в фиолетовое и носящий странное французское имя-прозвище. Какого такого рыцаря и откуда мог найти Булгаков?

А ведь есть такой. В словаре Брокгауза и Ефрона, которым писатель активно пользовался. Есть там трубадур Каденет, одетый в темно фиолетовое. И не просто трубадур, а еретик-альбигоец. А отсюда ниточка тянется к массе трубадуров еретического французского юга: Фолькету Марсельскому, Гильему Тудельскому, Пейре Кардиналю. И там же есть «Песнь об Альбигойском крестовом походе» в которой исследователь Н. Пейра находит намек на тот самый каламбур.

Да и имя Фагот оно оттуда же. Из старо-французского. Fagot – буквально, связка дудок и или связка веток, вязанка хвороста. Отсюда есть два устойчивых выражения: etre habille comme une fagot – быть одетым как вязанка хвороста, то есть, не пойми как, безвкусно и sentir le fagot – отдавать (пахнуть) дровами для костра, пахнуть ересью.
Что мы имеем? Рыцаря трубадура, еретика, альбигойца, одно из литературных творений которого оказалось настолько неудачно, что он попал во власть Сатаны и вынужден был прошутить больше и дольше, чем он планировал.

Но в ту ночь, Пасхальную ночь, которой оканчивается роман, долг Фагота оказывается оплаченным и закрытым. Но почему именно тогда?

И вот мое предположение. Долг Фагота оказывается закрытым потому, что в свите Воланда оказывается новый писатель, который написал не очень удачный текст на тему света и тьмы – Мастер.

Фагот, на мой взгляд, нужен в романе для того, чтобы живописать будущее самого Мастера. Смотрите, Воланд обещает Мастеру покой, но какой? Это ведь очень скучное адское Переделкино. Он обещает ему гусиное перо, но Мастер уже не может и не хочет писать, он обещает ему вишневый, вечно цветущий сад. То есть сад, который никогда не даст плода. Он обещает Мастеру остановившееся время и скуку.

От которой Мастеру захочется убежать. А если и не захочется самому Мастеру, то непременно захочется Маргарите, с которой Мастер крепко связан, натуре деятельной и не готовой сидеть на одном месте. Ну разве эта женщина, упоенно громившая квартиру Латунского, сможет долго быть счастливой в тихом домике, в комнате, окна которой дивно убраны витражами. Женщина, которая вот только недавно обрела поразительную красоту и колдовские способности. Разве ей хватило одной ночи, чтобы всем этим наиграться?

И вот здесь как нельзя к месту вспоминается образ Геллы, красавицы, умершей насильственной смертью. Больше мы о ней ничего не знаем, кроме того, что она обладает вампирскими способностями.

И Гелла, как мы помним, не сопровождает Воланда в последнем полете. Может быть потому, что она не демон, а всего лишь вампир, может быть потому, что у нее нет никакого истинного облика кроме того, который мы и так видели, а может быть и потому, что ее место, пусть на время будет занято Маргаритой, которая очень быстро взвоет от тоски рядом с Мастером, таким же погруженным в свою мысль и никогда не улыбающимся человеком, как и Фагот.
Название: Re: РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ КУЛЬТОВЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Отправлено: Sterling от 26 Марта 2024, 23:02:55
Тот самый злополучный каламбур:
Во время осады крестоносцами Тулузы был убит их предводитель граф Симон де Монфор. Защитники города встретили это известие бурной радостью. Трубадур Гийом Тудельский, автор «Песни об Альбигойском крестовом походе», описал это так: «A totz cels de la vila, car en Symos moric, Venc aitals aventura que l'escurs esclarzic». («На всех в городе, поскольку Симон умер, Снизошло такое счастье, что из тьмы сотворился свет») Каламбур «l'escurs esclarzic» («из тьмы сотворился свет») адекватно по-русски, к сожалению, передан быть не может. По-провансальски же с точки зрения фонетической игры «l'escurs esclarzic» звучит красиво и весьма изысканно. Так что каламбур темно-фиолетового рыцаря о свете и тьме был «не совсем хорош» (оценка Воланда) отнюдь не по форме, а по смыслу. И действительно, согласно альбигойским догматам, тьма — область, совершенно отделенная от света, и, следовательно, из тьмы свет сотвориться не может, как бог света не может сотвориться из князя тьмы. Вот почему по содержанию каламбур «l'escurs esclarzic» в равной степени не мог устраивать ни силы света, ни силы тьмы.