Автор Тема: КОРОНАЦИОННЫЕ РЕГАЛИИ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ  (Прочитано 4391 раз)

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: КОРОНАЦИОННЫЕ РЕГАЛИИ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ
« Ответ #15 : 11 Сентября 2022, 21:18:44 »
В рамках рубрики #kremlin_zoom рассматриваем великолепный драгоценный скипетр из экспозиции зала древних государственных регалий и предметов парадного церемониала XIV-XIX веков.
 
Исходя из стилистических особенностей скипетра, можно предположить, что он выполнен не позднее начала XVII века. Имеются сведения, что в 1604 году в Москву из Праги от императора Священной Римской империи Рудольфа II посольством Генриха фон Логау были привезены инсигнии (внешние знаки могущества, власти или сана), в числе которых были скипетр и держава. Опираясь на эти данные, можно думать, что золотой скипетр находился в царской казне еще до Смутного времени, и именно он был задействован в церемонии венчания на царство Михаила Федоровича. В Чине венчания этого царя говорится, что при перенесении регалий в Успенский собор «скифетр нес боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский», при совершении обряда помазания «скифетр держал боярин же князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой».

Скипетр. Западная Европа, конец XVI – начало XVII века. Длина 70.5 см.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Richelieu_2M

  • Рыцарь
  • Бюргер
  • ******
  • Сообщений: 188
  • Уважение: +46/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Москва, 1896 г.
Придворные переносят царский трон для подготовки к коронации Николая II.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Изумруды в этих жезлах - 200 и 329 каратов!
 
Известно, что оба памятника — жезл Верховного маршала и жезл Верховного церемониймейстера — выдавали из хранилища к коронации императрицы Екатерины II в 1762 году, а до этого их использовали во время коронации императрицы Елизаветы Петровны в 1742.
 
Судя по Описи 1855 года, составленной перед коронацией Александра II, жезл Верховного маршала подвергся переделке: «серебряный, вызолоченный, четырехугольный цельный, на нем шестиглавый орел, сверху коего еще одноглавый орел, украшенный выше значительной величины неграненым изумрудом…» Именно таким его можно видеть на гравюрах из описания коронации императрицы Елизаветы Петровны. Навершие жезла Верховного церемониймейстера подверглось такой же переделке, а сам бронзовый жезл был удлинен.

© Музеи Московского Кремля
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Этот великолепный драгоценный крест неоднократно упоминается в описях царской казны второй половины XVII века среди регалий и других предметов царского чина, входящих в Большой наряд государя.

В центре креста помещен съемный крест с алмазами, под которым можно видеть выполненные прозрачными эмалями многофигурные сцены – «Благовещение», «Рождество Христова», «Крещение». На яслях с Младенцем в сцене Рождества Христова стоит дата – 1662. На концах креста также помещены эмалевые композиции на евангельские сюжеты – «Тайная вечеря», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие во ад».

Изображения сопровождаются русскими и греческими надписями. Это означает, что над созданием креста работали наряду с отечественными и приезжие мастера. Известно, что среди иноземцев, трудившихся в кремлевских мастерских, были греки, в основном выходцы из Турции. Архивные документы подтверждают, что в 1660-х годах в состав придворных ювелиров были приняты прибывшие в Москву греки. В своей челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, они писали: «Хотим на Москве пожить год или два, объявити работишку свою, показать рукоделие свое золотого и серебряного, какое годно сделать про твое царское величество в золоте с чернью и финифтью».

По-видимому, нарядный золотой крест, выполненный первоначально для царя Алексея Михайловича, был позднее переделан для его старшего сына Федора Алексеевича. Об этом свидетельствует помещенное на оборотной стороне эмалевое изображение святого Федора Стратилита, небесного патрона Федора Алексеевича, вступившего на престол в 1676 году шестнадцатилетним юношей и занимавшего его в течение шести лет.
.
Крест наперсный, с цепью Москва, мастерские Кремля, 1662, оборотная сторона – 1676–1682; цепь – Москва, XVII век. Крест – высота 15, ширина 11,5; цепь – длина 82,5.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Алмазы старинной огранки ::)
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Richelieu_2M

  • Рыцарь
  • Бюргер
  • ******
  • Сообщений: 188
  • Уважение: +46/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Трон Карла Великого в кафедральном соборе Ахена.
Состоит пяти мраморных плит, скреплённых бронзовыми скобами, установлен на постаменте.
К трону ведут шесть ступеней.
Создан по образу и подобию трона библейского царя Соломона. При интронизации все императоры Священной Римской империи, вплоть до 1531 года, поднимались по ступеням к трону и садились в него. Это действо имело большое символическое значение – тем самым подчеркивалось, что тот, кто сидит на троне, является истинным императором и наследником библейских царей.
Разная толщина плит, из которых сделан трон, и сохранившаяся на одной из плит разметка для игры в «мельницу» свидетельствуют о том, что эти плиты имеют характер реликвий и, возможно, были привезены из Иерусалима, где они когда-то были элементами одного из святых мест.
Трон установлен по оси храма, напротив алтаря. Император, сидевший на троне, мог наблюдать всех своих подданных, находившихся в соборе, а подданные –видеть своего императора.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Кстати, в России в число коронационных регалий входили не только короны-скипетры-державы, трон-меч-мантия-аграф но коронационные кареты!
Вот почему в России сохранилась одна из крупнейших в мире коллекция царских и императорских экипажей, являющихся нашим историческим и культурным достоянием! В остальных странах кареты при выходе из моды чаще всего разбирали и утилизировали.
Так в Кремле хранится старейший из европейских экипажей - двуместная карета (колымага) царя Бориса Годунова - подарок короля Англии Якова I 1604 года!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Главной же каретой Российской империи была Большая карета, заказанная императором Петром I во Франции на парижской Гобеленовой мануфактуре к коронации его супруги - Екатерины I, которая прошла в 1724 году.
Эта карета принимала участие в коронации многих императоров, в том числе Екатерины I, Екатерины II, Николая II, когда в ней ехала мать Николая - Мария Федоровна.
Безумие, но после Революции крупнейшая коллекция карте и экипажей была распылена по нескольким музеям и Большая карета попала в... Московский Музей игрушек :an:
Там один из главных символов российской государственности пробыл до 1929 года, пока ее не передали в Эрмитаж.
« Последнее редактирование: 19 Апреля 2023, 19:14:40 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Карета же Екатерины Великой 1793 года, в которой на коронации Николая II ехала Александра Федоровна, тоже хранится в Эрмитаже. Известна эта карета тем, что послужила моделью для изготовления сюрприза одного из самых известных императорских яиц Фаберже - Коронационного 1896 года.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Для понимания ценности Российской коллекции карет: во Франции всё королевские кареты были уничтожены революционерами :bm:
И французам приходится довольствоваться моделями дореволюционных карет:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Одна из главных регалий императоров России - большая пряжка-аграф, которой скреплялась на груди в дни торжеств коронационные мантии, подбитые горностаем.
Принадлежала эта пряжка императрице – Елизавете Петровне, которая, равно, как и другие правители носили ее в качестве застежки для горностаевой мантии.

Эта пряжка была изготовлена в 1750-е годы. Ее изготовлением  занимался знаменитый ювелир И. Позье. Он же изготовил знаменитую Большую корону российской империи. Справедливости ради, стоит отметить, что в отношении мастера, который занимался изготовлением пряжки, существуют определенные неясности. По некоторым предположениям это были мастера Ж.А Дюбюлон и М.И. Ратцев.

Длина роскошной пряжки-аграф составляет 25 см., а ширина 11 см. В качестве формы для пряжки ювелир выбрал форму банта. Этот бант состоит из трех ветвей, усыпанных бриллиантами. Благодаря искусному переплетению эти ветви, хотя и довольно массивны, смотрятся легкими и воздушными. Легкость придают небольшие цветочки, которые разбросаны на тоненьких стебельках между ветвями. В изделии мастер сочетал самые различные ограненные бриллиантовой огранкой алмазы.

Сколько драгоценных камней понадобилось для того, чтобы изготовить такую пряжку и какие драгоценные металлы использовались? Для изготовления пряжки ювелиры использовали традиционные драгоценные металлы – золото и серебро. На все изделие понадобилось 20 грамм золота и 319,34 грамма серебра. А в качестве украшения были выбраны бриллианты. Их понадобилось 805 штук. Общий вес этих бриллиантов составил 475,44 карата.

Аграф выполнен в форме банта, длиной 25 сантиметров и шириной 11 сантиметров, и состоит из трех ветвей, усыпанных индийскими и бразильскими бриллиантами. Ветви искусно переплетены, поэтому, невзирая на массивность, они кажутся легкими и воздушными. Важную роль в создании настроения играют и мелкие цветки, разбросанные на хрупких стеблях между ветвями. В аграфе сочетаются бриллианты различной, но очень искусной огранки.

Сегодня пряжку-аграф можно увидеть среди экспонатов Алмазного фонда России.
---
Серебро, бриллианты
Длина 25 см
Ширина 8-11 см
Около 1750 года. Мастер И. Позье
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
В Оружейной палате Московского Кремля и в Лиссабонском Музее карет хранятся самые древние экипажи, единственные в своём роде сохранившиеся в мире.

В Кремле можно увидеть колымагу английского производства, принадлежавшую русскому царю Борису Годунову, а в Лиссабоне – испанскую карету короля Филиппа II (Филиппа III Испанского).
По существу оба транспортных средства это ещё предшественники карет, и правильнее их называть колымагами. Слово это тюркского происхождения и означает «большая повозка».
Оба старинных экипажа обладают большими открытыми кузовами, подвешенным на ремнях. У них ещё нет поворотного круга, «лебяжьей шейки», рессор, козел для кучера и запяток, которые появятся позже и будут способствовать улучшению условий поездки.

Управлял такими экипажами кучер, который должен был идти рядом или сидеть на одной из ведущих лошадей, или двое, один из которых ехал на лошади рядом, а другой сидел на одной из лошадей в упряжке. Такие экипажи были очень неповоротливы, им требовалась большая амплитуда для выполнения манёвра, путешествие в них должно было быть испытанием не из лёгких: укачивало, и длились они очень долго, так как амортизация была плохой, и скорость движения была невелика. Почти 700 км пути из Мадрида в Лиссабон испанская карета преодолела за 68 дней, и за время пути было сделано 52 остановки. Для сравнения: сегодня на машине это занимает 6-7 часов. Английская же колымага использовалась русскими царями для парадных выездов, а не для путешествий.
Исследователи спорят о точных датах их изготовления, некоторые относят их к концу XVI, другие к началу XVII. Но никто не оспаривает уникальности и художественной ценности наших «ровесниц».
Декор их различен, но они обе удивят вас своеобразием убранства и интересными историями.
Колымага из московского музея была привезена в Россию в 1604 году английским послом Томасом Смитом. Она была среди прочих подарков английского короля Якова I русскому царю Борису Годунову.
Карета из португальской коллекции прибыла в Лиссабон своим ходом из Мадрида.
Филипп III Испанский посещает Португалию в 1619 году. В его кортеже было ещё 5 или 6 подобных экипажей, которые, скорее всего, вернулись потом обратно.

Обращает внимание то, что наша карета не только старейшая в мире, но еще и богато украшена фигурной ковкой, сюжетной и орнаментальной резьбой (даже на колесах), росписью и позолотой, отчего выглядит презентабельнее, чем экипаж испанского корол:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Сегодня в России собрана одна из крупнейших коллекций исторических карет - сопоставимые с нашим собранием экипажей галантного века есть только в Австрии и Португалии, - в остальных странах кареты остались в единичных экземплярах!
Я насчитал порядка 60 российских экипажей, которые хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Архангельска, Царского Села, Архангельского, Пскова... В основном это придворные кареты или экипажи, участвовавшие в коронационных мероприятиях, из которых парочка карет остались на территории Украины в Киеве и Днепропетровске... К сожалению помимо трех карет из собрания князей Юсуповых, которое составляло 10 карет, до наших дней сохранилось лишь 3, - но это много на фоне того, что после революции были уничтожены и разграблены все частные дворянские каретные сараи...
---
А когда-то только в коронации императрицы Елизаветы Петровны принимало участие 45 карет и 6 саней, принадлежавших короне и придворным монарха! Кстати, возок, изображенный на гравюре сегодня хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Церемония Шествия Ее императорского величества в Москву, 1744г.
« Последнее редактирование: 30 Апреля 2023, 02:52:07 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Английские коронационные регалии, которые через неделю примут участие в коронации Карла III: т.н. корона св. Эдуарда, скипетры, шпоры, держава и браслеты, флакон для елея.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41699
  • Уважение: +941/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Так как все королевские регалии средневековой Англии были уничтожены революционерами, старейшим предметом, участвующим в коронации является... ложечка :bm:
В нее архиепископ кентерберийский обмакивает пальцы для помазывания монарха:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика