FRANCE-1904-PANAMA CANAL-HAY-BUNAU VARILLA TREATY- SILVER PLAQUE BY CHAPLAIN
Франция. Панама, главный инженер канала Бунау-Варилла, Капеллан, 1904
Чрезвычайно редкое оригинальное изделие NOUVEAU SILVER от JULES-CLEMENT CHAPLAIN
Аверс: PHILIPPE BUNAU-VARILLA. Бюст Филиппа Бунау-Вариллы слева, выше EXEGIT. Monvmentvm. ÆRE / PERENNIVS, за ДОГОВОРОМ. АЙ. БУНАУ-ВАРИЛЛА / 18. НОЯБРЬ. 1903, подписанный J. CHAPLAIN.
Реверс: ИЗ СТРАИНЫ. OF. ПАНАМА / СЕНТЯБРЬ. 1905. Победа с венком и пароходом пролетает над проектом Панамского канала между Атлантикой и Тихим океаном.
SUP
RRR
Серебряная бронза, 120,0 мм, 402,15 г, 12 ч.
Майер cf.86.
Стартовая цена: 1500 €
Оценка: 2500 €
Проход аукцион iNumis 26.05.2011 года.
Филипп-Жан Бюно-Варийя (фр. Philippe-Jean Bunau-Varilla, 26 июля 1859 — 18 мая 1940) — французский инженер.
В 1884 году отправился на Панамский перешеек, чтобы под руководством Фердинанда де Лессепса строить Панамский канал. Сначала был начальником Тихоокеанского отделения, а после ухода главного инженера Жюля Динглера стал в 1885 году директором «Compagnie universelle du canal interocéanique de Panama» (ушёл с поста в начале 1886 года).
Пережив жёлтую лихорадку, вернулся во Францию, где вместе с инженерами Огюстом Артигом и Конрадом Зондерреггером основал компанию для строительства секции канала, проходящей через горный массив Кулебра, и в 1887 году вернулся на Панамский перешеек.
4 февраля 1889 года «Compagnie universelle» обанкротилась, и Филипп-Жан Бюно-Варийя вернулся во Францию, где его брат Морис вложился в газету «Le Matin[fr]». В 1892 году разразился «Панамский скандал», и чтобы избежать наказания, Филипп-Жан и Морис были вынуждены вложиться в созданную в 1894 году Фердинандом де Лессепсом «Compagnie nouvelle du canal de Panama» (к которому перешли все дела и права ликвидированной прежней компании).
Чтобы запустить вновь проект строительства Канала, который он принимал близко к сердцу, Филипп-Жан Бюно-Варийя писал статьи и издавал книги. Не найдя поддержки во Франции, он в 1901 году отправился в США, где наладил контакты с руководством Республиканской партии. По возвращению во Францию Бюно-Варийя уговорил руководство Компании продать бизнес Соединённым Штатам за 40 миллионов долларов («Акт Спунера»). 22 января 1903 года госсекретарь США Джон Хэй и колумбийский посол Томас Эрран подписали договор, в соответствии с которым США должны были получить в аренду на 100 лет полосу шириной 6 миль поперёк Панамского перешейка. Однако Конгресс Колумбии отказался его ратифицировать, и тогда Бюно-Варийя под угрозой потери 40 миллионов долларов решил поддержать сепаратистов.