Медаль «50 лет Беломорско-Балтийскому каналу» (1985 г.)
Медаль отчеканена на Ленинградском монетном дворе в 1985 году.
Автор медали И. С. Комшилов. Диаметр – 60 мм.
На аверсе медали изображен топографический план трассы канала от Повенца до Бело-морска, по окружности легенда – «Беломорско-Балтийский канал. 1933-1983».
На реверсе – изображение носа судна в подходном канале шлюза, справа – изображение ордена Трудового Красного Знамени, которым канал был награжден в 1983 году в честь своего юбилея.
Тираж: 850 экз. Шкурко, Салыков# 1580.
Материал: томпак.
Беломорско-Балтийский канал
История строительства Беломорско-Балтийского канала трагична. Беломорканал стал од-ной из первых великих строек страны Советов и первой великой стройкой, где использовался труд заключенных.
Согласно официальным данным, всего за время строительства (1931—1933 г.г.) в Бел-БалтЛаге умерло 10 936 заключённых, в том числе 2066 чел. в 1932 г. и 8870 чел. в голод-ном 1933 г. Всего от лишений и тяжёлого труда на строительстве канала погибло от 50 до 200 тысяч человек (по разным источникам).
Самый прославленный из всех каналов России, благодаря бессмертным одноименным па-пиросам, Беломорско-Балтийский канал остается, тем не менее, самым неизвестным.
Построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок. Строительство велось силами заключённых Белбалтлага. Это была одна из значительных строек первой пятилетки и первое в СССР полностью лагерное строительство. Считался гордостью первой пяти-летки (1928—1932), но к числу «Великих строек коммунизма» не относился.
Транспортный путь Беломорско-Балтийского канала имеет протяжённость в 227 км с под-ходными каналами от Онежского озера до Белого моря, из них 37,1 км составляют искус-ственные пути. Гарантированные минимальные габариты фарватера: глубина — 4 метра, ширина — 36 метров, радиус закругления — 500 метров. На многих участках канала раз-решено только одностороннее движение судов.
Условным направлением течения считается направление от Онежского озера к Белому морю, все навигационные знаки (буи, маяки) оборудованы в соответствии с этим правилом.
Сооружения канала включают 128 объектов, из которых шлюзов — 19 (из них — 13 двух-камерных и 6 однокамерных), плотин 15, водоспусков — 19, дамб — 49 и 33 искусственных канала, 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений. Питание водой канала естественное.
Перепад уровней на северной части канала используется для выработки электроэнергии Выгским каскадом ГЭС, состоящим из 5 ступеней: Ондская ГЭС, Палокоргская ГЭС, Маткожненская ГЭС, Выгостровская ГЭС,Беломорская ГЭС. Мощность каскада — 240 МВт, среднегодовая выработка — 1310,5 млн. кВт•ч.
Строительство завершилось 20 июня 1933 года, канал был назван «каналом имени Стали-на». 25 июня 1933 г. по всему каналу от начала до конца прошёл пароход «Чекист». В июле этого же года И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. По свидетельствам очевидцев, Сталин сказал, что канал получился мелкий и узкий, а также охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный (глубина канала в то время составляла всего 3,65 м).
Официальное открытие канала состоялось 2 августа 1933 года.