ФОРУМ CASTLE COINS
ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ => ГАЛЕРЕЯ ЗАМКА => ЭПОХА В ЛИЦАХ => Тема начата: genosse от 19 Декабря 2019, 15:35:20
-
Пожалуй вторым сюжетом в жанровой живописи, после «Менял», где «крупным планом» показаны монеты являются «Игроки в карты». Думаю не лишним будет открыть под них отдельную тему, наполняя интересным материалом.
Первой же хотел показать литографию итальянского художника Клаудио Линати (1790-1832) «Монте» из серии литографий «Гражданские, военные и религиозные костюмы Мексики» (Trajes civiles, religiosos y militares de México) выпущенной в 1828 г. Сами монеты на ней правда не очень видны, но мне она близка своим латиноамериканским колоритом)))))
По правилам монте (или монте в три карты) схоже с игрой в наперстки - банкомет раскидывает на столе рубашками вверх три карты среди которых нужно угадать даму черви. Обратите внимание на участников игры - за одним «столом» собрались офицер (его денщик на заднем плане как понимаю стоит «на шухере»), оборванец и ковбои-ранчеро.
П.С. кстати в монте играли переодетые команчами мексиканские бандюганы поджидавшие Мориса-мустангера во «Всаднике без головы» Майн Рида.
-
Так как сюжет действительно очень популярный покажу лишь картины с хорошо различимыми монетами. Ян Ливенс (Jan Lievens, 1607-1674), друг Рембрандта между прочим. Его «Игроки в карты» какая то солдатня времен Тридцатилетней войны. Играют на крупное серебро.
-
Жорж Дюмени́ль де Лату́р (Georges de La Tour, 1593-1652), пишут что с 1646 года главный художник короля Людовика XIV. Про его картину «Шулер с бубновым тузом» целая статья на Вики. Играют на золото, у игрока справа, сверху на кучке монет, крупный золотой с четким портретом.
-
Давно хотел открыть тему по старинным картам.
Но и картежники в искусстве, тоже очень интересная!
-
отличная тема
как-нибудь обсудим испанские карты и что в них играли
-
Кстати, Елизавета I была заядлой картежницей, хотя в те года карты считались не делом благородных людей.
-
Кстати, Елизавета I была заядлой картежницей, хотя в те года карты считались не делом благородных людей.
Я вас умоляю! Да как же карты были не делом благородных людей, когда все монаршие дворы резались в карты сутки на пролет!
Российский двор не был исключением. Более того, монетный двор специально чеканил золотые монеты для карточных игр императриц Елизаветы и Екатерины!
-
Вот как описывал имераторский двор того времени В. О. Ключевский:
Дворец представлял не то маскарад с переодеванием, не то игорный дом...
С утра до вечера шла азартная игра на крупные суммы... По вечерам сама императрица принимала деятельное участие в игре. Карты спасали придворное общежитие: другого общего примиряющего интереса не было у этих людей, которые, ежедневно встречаясь во дворце, сердечно ненавидели друг друга.
Для высоких ставок в карточных играх подходили золотые империалы или полуимпериалы, изготавливаемые для массового обращения с 1755 года.
Однако уже в 1756 году начинается производство мелких золотых. И. Г. Спасский указывает, что эта чеканка велась «более для внутреннего дворцового обихода, чем для широкого обращения», однако отмечает, что такие монеты встречаются довольно часто и в значительно потёртом виде.
-
как-нибудь обсудим испанские карты и что в них играли
Кстати во «Всаднике без головы» Майн Рид пишет о колоде испанских карт - «вечном спутнике любого мексиканского бродяги». Хотя в монте явно играли обычной (французской) колодой, так как в испанской (Baraja espanola) отсутствовали дамы и масти были оригинальные.
П.С. жена в свое время увлекалась картами Таро и я в течении месяца за ужином после работы прослушивал лекции об истории карт)))))
-
Да как же карты были не делом благородных людей, когда все монаршие дворы резались в карты сутки на пролет!
Интересный вопрос о социальных аспектах игры в карты.
Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden, 1494-1533) его «Игроки в карты» судя по цветной одежде и драгоценностям на женщинах, даже не богатые бюргеры, а дворяне. И картина хоть и жанровая по сути, но скорее всего конкретных людей изображала. Кстати в инете эта картина есть в высоком разрешении и хорошо виден рисунок монет. Думаю можно даже установить конкретный номинал.
-
Или вот такая картина неизвестного английского художника 1568 года «Портрет Эдварда Виндзора и его семьи», пэр Англии между прочим изображен.
-
А вот видимо после Караваджо (хотя и до него хватало картин), пошла повальная мода на жанровые сценки карточной игры в борделях, кабаках, солдатских привалах.
Вутер Крабет II (Wouter Crabeth II, 1594-1644), на его «Игроках в карты» сцена в борделе, где показан классический шулерский прием - внимание «фраера лопоухого» отвлекают женским «декольте».
П.С. тема «сисег» раскрыта полностью)))))
-
ну что , коллеги , разберёмся с аллегjриями на этой немецкой медали 1800- года ? ))
-
ну что , коллеги , разберёмся с аллегjриями на этой немецкой медали 1800- года ? ))
Давайте попробуем!
Валет пик прогоняет женщину в звездном балахоне, увешанную маковыми коробочками. Очевидно, что это аллегория Сна и Ночи.
На реверсе дама треф прогоняет крылатого старика с песочными часами на голове. Это известная аллегория Времени.
Мне кажется, незамысловатый сюжет медали обыгрывает фразы: провожать ночь, коротать время за игрой в карты...
-
всё верно
но есть ещё несколько прикольных :) подробностей
-
медальер Loos изобразил здесь основные козырные карты в игре Ломбер
дама треф - она же - Spadilla - старший козырь
валет червей - он же - Basta - младший козырь
насколько я понял из описаний так была задумана композиция медали
однако медальер допустил ошибку :
Basta - младший козырь - в вышеуказанной игре - это дама пик
-
А вот про эти карты и их масти
пусть коллега genosse расскажет :
-
Кстати, Елизавета I была заядлой картежницей, хотя в те года карты считались не делом благородных людей.
Я вас умоляю! Да как же карты были не делом благородных людей, когда все монаршие дворы резались в карты сутки на пролет!
Российский двор не был исключением. Более того, монетный двор специально чеканил золотые монеты для карточных игр императриц Елизаветы и Екатерины!
На самом деле, имел в виду Елизавету Тюдор :) в Британии боролись с карточными играми, но двор королевы этому конечно же не подчинялся.
-
А вот про карты и их масти
пусть коллега genosse расскажет :
Да собственно говоря мне больше жанровые картины с карточными играми интересны, а не сами карты. Поэтому только "по верхам")))))
Baraja espanola или naipes - испанская (или скорее итало-испанская) карточная колода из 48 карт. Достоинства числовых карт с 1 до 9. Фигурные - sota (паж, валет), caballo (конь, соответствует даме), rey (король) Достоинство у них так же обозначается цифрами.
Масти оригинальные - мечи (пики), кубки (черви), палицы (трефы), монеты (бубны). Вот нашел в инете образцы карт аж 1390 и 1574 годов.
-
Как говорит мой 10-ти летний племянник: "Япацталом")))))))
Самодельные игральные карты испанского образца индейцев-апачей середины 19 в. Ну и фото компании индейских картежников
-
Ещё немного латиноамериканского колорита)))) Мексиканская (судя по тому что на кувшине снизу изображен орел на кактусе) картина с «Игроками в карты» играющими в монте. Судя по размерам монет играют на серебряные 8 реалов.
И совершенно шикарные карты испанской колоды 1815 года, которые просто не мог не показать. Колода изготовлена в самый разгар войны за независимость на открытой итальянским иммигрантом José Maria Quercia y Possi в Буэнос-Айресе фабрике игральных карт, известной как "Fábrica de Buenos Aires". Ну а что - война войной, а бизнес бизнесом.
Пишут, что José Maria Quercia y Possi состоял в масонской ложе и поэтому на карте «четверка кубков» - масонское «всевидящее око».
-
Краткий ликбез по истории дизайна игральных карт и происхождению мастей:
http://www.tavika.ru/2012/07/blog-post_06.html?m=1