Теперь перейдем непосредственно к монете. Напомню, что в конце 1806 года из-за возникших междоусобиц между неграми и мулатами Гаити раскололось на «Государство Гаити» (с 1811 года - королевство) на севере, под руководством негра Анри Кристофа и южную «Республику Гаити», контролируемую мулатом Александром Петионом.
Монеты с данным дизайном чеканились в Республике Гаити в 1813-15 гг. номиналами 6, 12, 25 cантимов (на фотоколлаже монеты получились одного диаметра). Логично было бы думать, что уроборос на монете имеет масонское происхождение. И действительно уроборос как символ вечности изображен например на гербовой печати масонской ложи Великий Восток Франции (Grand Orient de France) образовавшейся после трансформации Великой Ложи Франции (Grande Loge de France) и вполне мог быть известен депутатам-масонам в правительстве Александра Петиона. В тоже время уроборос являлся довольно известной аллегорией круговорота жизни и смерти как например на гравюре из книги «A Collection of Emblems, Ancient and Modern» 1635 года английского поэта George Wither, где уроборос иллюстрирует латинскую пословицу Finis Ab Origine Pendet (Конец зависит от начала).
Не исключено также, что получивший образование во Франции, президент Александр Петион, не менее желал представить сцену африканскими культурными символами, чем его северный соперник, бывший раб, король Анри Кристоф, который даже элитный корпус гвардейцев cформировал из привезенных бенинских воинов, назвав их «Королевскими дагомейцами». Поэтому уроборос на монете вполне может представлять собой змеиное божество из культа Вуду - Damballah Wedo (Дамбала Ведо). В мифологии Вуду змей Damballah Wedo является старейшим из всех духов-loa, участвовавший в сотворении мира, покровитель инвалидов, калек, маленьких детей. Однако уроборос никогда не использовался в качестве символа (т.н. veve) данного божества в обрядах Вуду на Гаити. Но зато он хорошо известен на родине гаитянских рабов - в Королевстве Дагомея на побережье Западной Африки. В западноафриканских историях о сотворении мира все элементы космоса объединены в спирали великого змея Danh-gbi (Дан-би). Змей сжимает хвост во рту, чтобы предотвратить ослабление витков и если он отпустит свой хвост, мир растворится в хаосе. Вот такой уроборос Danh-gbi, как символ мировой гармонии, изображен на глиняной плитке украшающей дворец короля Ghezo, который правил в Дагомее в 1818-1858 годах.
Мне не удалось найти источник, где однозначно бы говорили о масонском или вудуиском происхождении уробороса на монете. Скорее всего истина где-то посередине - аристократ-мулат видел в нём аллегорию, масон - символ вечности, бывший раб видел в нем Великого змея-покровителя слабых. Однако несомненно, что поскольку рабам в колониальном Сан-Доминго официально запрещалось носить и использовать деньги, эта серебряная монета стала своеобразным символом новых свобод, которыми стали пользоваться свободные граждане Гаитянской республики.