Очень интересно! Владимир, дайте, пожалуйста ссылку на источник.
Порекомендовали научно-популярную книгу по белокаменному зодчеству:
"Белокаменное зодчество" - монументальное исследование искусствоведа и реставратора, директор "Владимирспецреставрации", профессора Александр Скворцова. В сообществе этого человека именуют не иначе, как "Рыцарь белого камня"
Вот, что
автор в интервью говорит о полихромной росписи древнерусской архитектуры:
Многие десятилетия руководимый им коллектив борется с разрушениями белого камня. Закономерен вопрос: зачем строить из такого непрочного материала?
- Этот камень служил бы еще тысячу лет, если бы не наше бездумное отношение, - отвечает Александр Игнатьевич. -
Первоначально все храмы Андрея Боголюбского находились под защитой покрасок и росписей. Многовековые наслоения кальцинировались и служили броней для белого камня. Ни одна капля воды не могла туда проникнуть.
Богатый материал для такого сенсационного вывода дала реставрация 70-х годов. "Под поздними штукатурками в труднодоступных местах за иконостасом обнаружились фрагменты орнаментов и часть фигур святых, - пишет автор о реставрации Успенского собора. -
Они были расположены на северном и южном фасадах бывшего собора Андрея Боголюбского, которые при расширении храма Всеволодом III оказались внутренними стенами. У нас появилось прямое подтверждение того, что снаружи Успенский собор первоначально был расписан".Белые камни расписывались и на храме Покрова на Нерли, и на соборе Рождества Богородицы в Суздале, и на церкви Бориса и Глеба в Кидекше, и на Георгиевском соборе в Юрьев-Польском. Но самое ошеломляющее открытие ожидало на Золотых воротах во Владимире. Под многовековыми слоями штукатурок и побелок открылись фрагменты фресок на своде хорошо всем известной проездной арки. Оказалось, что она была расписана в то самое время, когда были построены Золотые ворота - в 1164 году.Такой прием Скворцов объясняет стремлением не только облагородить "дикий" материал, но и защитить с таким трудом доставшуюся работу.
- Все беды начались с середины XX века, - утверждает ученый. - Тогда камень "раздраили" так, что он стал беззащитным. Этому способствовало стремление показать белый камень во всей его красоте и первозданности без углубления в историю. И сегодня эта "гламурность" настолько вошла в сознание, что никто, и я в том числе, не представляет церковь Покрова на Нерли не белой. Должна произойти смена поколений, чтобы изменилась эстетическая ориентация.
Кстати:
В XVIII веке все белокаменные храмы имели металлические водостоки. Они быстро прижились и существовали весь XIX век, а в советские годы их заменили белокаменными лотками. Но они не помогали: вода с кровли растекалась по стенам памятников, растворяя рельефы как сахар. Пришлось вступить в спор со сторонниками теоретической концепции, что в древнем сооружении ценность представляет только его "первобытный вид". Теперь на всех памятниках есть водосточные трубы.