Чтобы сделать маточник, требовалась
матрица( по сути тот же штемпель), на котором вырезалось негативное изображение или
надпись будущей монеты. На предварительно размягченном маточнике с помощью матрицы выбивали
рисунок или надпись, которые в дальнейшем дорабатыволись резцами . Видимо, матрицы приходили
в негодность после первого же применения."
И ни слова о пуансонах, что подтверждает, никем не опровергнутое, утверждение А.С.Мельниковой
о том , что техника пуансонов в русском денежном деле не применялась.
Можно я отвечу одним словом, - бред!
Полное отсутствие понимания процесса изготовления штемпеля!
Эмоции, и ничего более.
Ну просто у всех "полное отсутствие понимания... "
Что ж, обратимся к первоисточнику - статье В.А.Калинина .
Здесь есть и про пуансоны.
" Главными орудиями чеканки являлись штемпели, способы изготовления которых
совершенствовался. В начальный период русской монетной чеканки штемпели вырезались... Впрочем , при вырезывания штемпеля в ручную набор инструментов мастера не ограничивался резцами - для нанесения на штемпель кольцевого ободка, различных
точек, некоторых деталей изображений или надписей употреблялись простейшие пунсоны.
Новгородские денежники в отдельных случаях пользовались даже буквенными пунсонами,
набирая ими на штемпеле оборотной стороны всю надпись.
Эпизодическое употребление буквенных пунсонов при работе над монетными
штемпелями пока отмечено только в денежном деле Новгорода, основная же масса
русских монет удельного времени отчеканена штемпелями изготовленными с помощью
разного рода резцов. "
Все!
"Уже в начале XVв. московскими денежниками был изобретен так называемый маточник -
- штемпель с выпуклым позитивным изображением и надписью на рабочем поле, который
позволял механическим путем получить несколько совершенно одинаковых штемпелей."
Дальше - технология. И еще:
"Наибольшее затруднение вызывает решение вопроса о способе изготовления выпуклого
позитивного изображения и надписи на рабочем поле маточника. В документах второй
пол. XVIIв. почти всегда говорится о резке маточников.
...Практика современного монетного производства подсказывоет, что за маточником может
стоять еще одно орудие- негативная "форма". Детали будущего маточника или только их
общие контуры- изображения, надпись и ободок мастер мог сначало вырезать заглубленно
и негативно, как на обычном штемпеле, на торце специальной стальной болванки -
- матрицы. С этой матрицы на рабочем поле маточника формировался позитивный оттиск,
..., который являлся еще заготовкой маточника, мастер дорезал в ручную."
Думаю Вам, как специалисту,будет интересна эта работа
В.А.Калинин. Некоторые вопросы техники чеканки русских монет второй половины 30-х
годов XVIв. // Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики. Сборник статей. - Л.
"Аврора", 1977г.
http://vsemonetki.ru/books/item/f00/s00/z0000018/st004.shtml