Короткий рассказ про папскую свинцовую печать БУЛЛУ времен понтификата римского папы Евгения IV (1431-1444). Легенда на этой печати гласит: Obv. Трехстрочная легенда EVGEN/IVS · P P/· IIII Rev.: S PA S PE (св. Павел св. Петр) с изображением портретом апостолов Петра и Павла. Вес печати 50,22 гр. Диаметр - 41 мм. Ссылка Serafini I 55.
Одним из атрибутов римских пап является булла, служащая для скрепления официальных документов. Булла – в узком значении – свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к которому привешивалась такая печать.
В средние века буллой называли металлическую печать, а затем капсулу, в которую заключалась печать, скреплявшая государственный акт, также название самого акта (императорского или папского). В позднейшие века буллой стали называть только важные указы и торжественные послания пап.
В средние века свинец был обычным материалом для печатей духовных и светских владык. Свинцовой печатью (bulla plumbea) скреплялись различные типы папских посланий на папирусе, а затем на пергаменте, самые ранние из которых относятся к VI веку.
Папская булла - круглая по форме, диаметром около 4 см, толщиной около 0,5 см. Она крепилась на документе на конопляной или шелковой нити (красной или желтой). Оттиски папской печати ставятся на обе стороны буллы. Приблизительно с XII века на одной стороне появилось изображение голов апостолов Петра и Павла с надписью S. РА S. РЕ (Sanctus Paulus, Sanctus Petrus), так называемая печать апостолов. На другой стороне помещалась именная печать: имя папы, разделенное на 2 или 3 строчки.
Римский папа Евгений IV (в миру Габриэле Кондульмер), чью печать я предлагаю на продажу родился в семье богатых венецианских купцов. По матери он приходился племянником папе Григорию XII. В молодости он стал обладателем крупного состояния, но, неожиданно раздав 20 000 дукатов бедным, ушел в августинский монастырь св. Георгия в Венеции. В 24 года дядя назначил его епископом Сиены, но горожане не желали видеть на этом посту иногороднего человека, и Кондульмер предпочел оставить епархию.
Перед своим избранием Евгений IV подписал капитуляции, в которых его обязывали, что он не будет самовольно назначать новых кардиналов и без согласия кардинальской коллегии не примет ни одного важного решения, касающегося церковных дел. Кардиналы также обеспечили за собой право контролировать финансы папства.
Однако, будучи человеком строгих нравов, нетерпимый к кумовству, Евгений сразу после коронации отказался от клятвы. Он решительно приступил к пересмотру привилегий, выданных его предшественником. В первую очередь, при этом пострадали члены семейства Колонна, спровоцировавшие беспорядки в Риме. Однако папе удалось быстро справиться с ними. Колонна пошли на мировую и сдали Евгению свои замки в обмен на компенсацию в 75 000 дукатов.
Евгений IV cобрал знаменитый Собор в Ферраре, перенеся его из Базеля, в котором приняло участие высшее духовенство греческой церкви под руководством императора Византия Михаила Палеолога и Константинопольского патриарха Иосифа. Греки не без сопротивления, но в конце концов были вынуждены принять филиокве и примат папы, но сохранили свои литургические традиции. Для них уния была политической необходимостью, на восстановление единства церкви, они надеялись, что католический мир окажет им вооруженную поддержку в борьбе с турками.
Действительно, авторитет Евгения IV возрос благодаря тому, что 6 июля 1439 года декрет, начинавшийся словами «Laetantur coeli» и подписанный греческими иерархами, привел, в соответствии с требованиями папы, по крайней мере на бумаге, к унии. Практическое же осуществление унии потерпело неудачу, натолкнувшись на сопротивление греческого низшего духовенства и верующих. Когда ожидавшаяся помощь Запада не поступила, то и император не настаивал на дальнейшем претворении унии в жизнь. Собор же, на котором была подписана уния, после своего 15-го заседания из-за вспыхнувшей в Ферраре чумы переехал во Флоренцию.
На этом же соборе была достигнута договоренность о крестовом походе против турок. Основное бремя по организации похода взвалил на себя венгерский король Владислав. Однако после первых успехов в 1444 г. он потерпел сокрушительное поражение при Варне. Последние годы жизни Евгений посвятил возвращению Рима прежнего блеска, реставрируя церкви и приглашая в город скульпторов, музыкантов и художников.