Раз уж зашел в этой ветке разговор про Леонардо, то приведу маленький отрывок из моей статьи «По следам кода да Винчи или монеты мессира Леонардо», написанной в 2008 году и опубликованной в Альманахе Античной Нумизматике №3.
Любопытный факт.
Совсем недавно в Стамбуле был обнаружен листок с турецким переводом письма Леонардо к турецкому султану Баязету II, относящегося к 1503 году. В этом письме Леонардо предлагал султану несколько своих изобретений и проектов, в том числе проект моста, соединяющего предместье Стамбула Галату на берегу Золотого рога и собственно сам Стамбул. Флорентийцы поддерживали в те годы с турками дружеские отношения.
В письме к султану Леонардо писал: «Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего мастера». Леонардо предлагал султану построить мост, под которым могли бы проплывать парусные суда. Не случилось… И первый понтонный мост через пролив был построен лишь в 1836 году.
Глава четвертая. Вечный город Рим (1512- 1516)
23 декабря 1512 года сын Лодовико Моро Максимилиан Сфорца с 20 000 швейцарскими наемниками взял Милан и изгнал оттуда французов. По выражению одного из современников, в некогда цветущем Милане наступила пора «смут, мести и всеобщего разорения». Леонардо покинул Милан и отправился в Рим вместе со своими учениками.
В Риме в мае 1512 году на папский престол был избран под именем Льва Х сын Лоренцо Медичи Джованни. Льву Х принадлежит изречение: «Будем наслаждаться папством, если бог его нам дал». Лев X в юности воспитывался во Флоренции при дворе блистательного Лоренцо Великолепного и был чистым продуктом флорентийского Ренессанса на папском престоле. При дворе этого папы происходили театральные представления, наслаждаясь ими, сам Лев X пользовался технической новинкой того времени - лорнетом. Этот римский папа был страстным охотником и очень любил маскарады, игры и придворных шутов. Бой быков и борьба обнаженных борцов часто устраивались им прямо во дворе Ватикана. Вся обстановка папского Рима была псевдоантичной, например, при въезде Льва Х после его избрания была поставлена триумфальная арка, украшенная изображениями античных богов. Он окружил себя художниками и поэтами, для него работали Рафаэль и Микеланджело, но к Леонардо папа относился с недоверием. Слишком разносторонний Леонардо не мог сосредотачиваться на заказе и постоянно отвлекался на свои другие работы. Тем самым Леонардо сам себе заработал репутацию талантливого, но медленно работающего и необязательного художника.
Ближайшим покровителем Леонардо в Риме стал брат папы герцог Джулиано Медичи – талантливый управленец и не менее талантливый полководец, которого папа хотел посадить на трон Неаполитанского королевства.
Тем не менее в Риме Леонардо да Винчи жилось нелегко. Его анатомические исследования послужили поводом для доносов папе и директору госпиталя, откуда Леонардо получал человеческие трупы. В результате этих доносов директор отказал ему в получении трупов для изучения анатомического строения человека. И все же при всех невзгодах и разочарованиях Леонардо остается Леонардо. В этот период, а именно в 1514—1515 годах Леонардо создает свою знаменитую картину «Джоконда».
«Мне удалось создать картину действительно божественную» - так отзывался Леонардо да Винчи о женском портрете, который вместе с «Тайной вечерей» считается вершиной его творчества. 17 марта 1516 года в расцвете сил умирает покровитель Леонардо в Риме Джулиано Медичи. К концу этого римского периода относится лаконичная запись в дневнике мессира Леонардо, подводившая итог его работы в Риме при папском дворе: «li Medici creorono e destrussono - Медичи меня создали и разрушили».
Иллюстрация 14. Джулио (гулио) весом 3, 67 гр, отчеканенное на монетном дворе Анконы во время понтификата римского папы Льва X Медичи (1513-1521). На аверсе изображен достроенный новый собор Святого Петра в Риме, на реверсе – сам римский папа преподносит это величественное строение в дар Святому Петру.