Автор Тема: ТАЛЕРЫ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА Эрцгерцога Максимилиана III  (Прочитано 22945 раз)

Оффлайн Boris Karloff

  • Форумчанин 2020 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 1532
  • Уважение: +470/-0
  • AD FONTES
В продолжение темы немного дополню подробностями информацию предоставленную Александром о Петере Хартенбеке.
В 2007 году в свет вышла книга  известного немецкого краеведа и исследователя
Андреаса Удо Фитцеля (Andreas Udo Fitzel) "Петер Хартенбек (около 1550 † 1616): об отважном швабе из Гмюнда, чудо-машинах, авантюрных путешествиях и тысячах и тысячах серебряных талеров".
Приведу здесь выборочно некоторые сведения о жизни знаменитого гравера и резчика штемпелей из Швебиш-Гмюнда (Schwabisch Gmund).
« Последнее редактирование: 19 Февраля 2024, 15:26:01 от Sterling »

Оффлайн Boris Karloff

  • Форумчанин 2020 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 1532
  • Уважение: +470/-0
  • AD FONTES
Петер Хартенбек родился около 1550 года в вольном имперском городе Швебиш-Гмюнд, население которого в то время составляло около 3500 человек. Почти наверняка кузнец Ульрих Хартенбек, упомянутый метрических кнгигах в 1559 и 1581 году, мог быть его прямым родственником, возможно, даже отцом.

О юности Питера Хартенбека ничего не известно из-за отсутствия письменных свидетельств. Вероятно, он постигал азы своего будущего ремесла как и все граверы и резчики штемпелей того времени в качестве ученика или подмастерья у мастеров по золоту и серебру в одной из многочисленных гильдий города. В то время медальерное искусство в Швебиш-Гмюнд переживало подъём, связанный с процессом Контрреформации и решениями Тридентского собора (1545–1563) когда почитание святых и паломничество вновь получили большое распространение, в результате чего увеличилось количество заказов на изготовление  высокохудожественных изделий религиозного содержания. В строго католическом вольном имперском городе Швебиш-Гмюнд, с его сильной церковной и монашеской средой, во второй половине XVI века резко возросло и число мастеров по золоту и серебру кто мог производить такие изделия, как медали с реалистичным изображением святых и памятные жетоны для паломников. Именно в этот период формировался художественный талант Петера Хартенбека.
« Последнее редактирование: 19 Февраля 2024, 15:29:43 от Sterling »

Оффлайн Boris Karloff

  • Форумчанин 2020 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 1532
  • Уважение: +470/-0
  • AD FONTES
В 1583 году Хартенбек переехал из швабского города Гмюнда в фуггерский и торговый
город Аугсбург, где его сразу взял на работу один из монетных дворов, поскольку он уже обладал навыками гравировки на вальцах. Самое мощное оборудование для чеканки по технологии вальцверк находилось на тот момент в Халле (Тироль) недалеко от Инсбрука, установленное там в начале 1580-х годов. Эти машины для чеканки монет представляли собой настоящих монстров из дерева и железа впечатляющих размеров: до восьми метров в длину, четырех метров в ширину и двух с половиной метров в высоту. Их считали технической сенсацией, а новая технология чеканки была «революционной» в прямом смысле этого слова.

Король Испании Филипп II Габсбург узнал о новой технологии чеканки монет из писем
своего двоюродного брата эрцгерцога Фердинанда II Тирольского. С помощью Фуггеров было быстро принято решение, что в Тироле следует построить еще одну машину для чеканки вальцами и экспортировать её в Испанию. Поскольку такую технику мог установить и эксплуатировать только специально обученный персонал, специалистов пришлось нанять и командировать в Испанию, поэтому Хартенбек вместе с другими мастерами был завербован в Аугсбурге и отправлен на три месяца в Халл в Тироле для подготовки выполнения этой деликатной миссии. После многочисленных задержек, в сентябре 1584 года предназначавшаяся для Испании установка для "вальцового тиснения" была доработана и наконец завершена. Немногочисленные документы того времени характеризуют Хартенбека как человека в равной степени целеустремленного и очень делового, уверенного своем художественном таланте.
« Последнее редактирование: 19 Февраля 2024, 18:14:40 от Sterling »

Оффлайн Boris Karloff

  • Форумчанин 2020 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 1532
  • Уважение: +470/-0
  • AD FONTES
2 октября 1584 года Хартенбек и его жена (Регина Классмюллер) отправились в долгое и опасное путешествие в Испанию вместе с восемью другими техническими специалистами монетного двора, а также  несколькими погонщиками вьючных животных и слугами. Разобранная машина общим весом около двух с половиной тонн была погружена на 25 вьючных лошадей для перехода через Альпы.
Конвой отправился из Халла в Тироле, миновал Инсбрук, а затем медленно следовал по долине реки Инн в Энгадин. Поскольку была  осень дорога находилась в плачевном состоянии а в некоторых альпийских  регионах вспыхнула эпидемия чумы, поэтому конвою пришлось изменить первоначальный маршрут и пойти по отдаленным, неизвестным тропам через долины Вальтеллина, затем через долину Адда к озеру Комо, Милан, через Ломбардию в Лигурию. Наконец 18 января 1585 года конвой прибыл в портовый город Геную. 1 февраля 1585 года машину погрузили на галеру
и вышли в открытое море. После стоянки в Ницце, продолжавшейся несколько дней, корабль прибыл в порт Барселоны в понедельник, 18 февраля 1585 года. В это время скончался от болезни глава миссии Грегор Герлин и после задержки и прибытия нового главы, конвой 11 мая двинулся дальше в глубь Испании. Процессия, которая теперь состояла из десяти повозок, медленно, без каких-либо происшествий, проделала путь через просторы Пиренейского полуострова и через Гвадалахару в Мадрид, где её встретили высокопоставленные придворные чиновники и снабдили провиантом и
деньгами. Затем последовал заключительный этап путешествия на 100 километров севернее и 1 июня 1585 года, после 8 месяцев в дороге обоз прибыл в пункт назначения — Сеговию в Старой Кастилии, историческом центре Испании.
« Последнее редактирование: 19 Февраля 2024, 18:15:44 от Sterling »

Оффлайн Boris Karloff

  • Форумчанин 2020 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 1532
  • Уважение: +470/-0
  • AD FONTES
Всего через несколько недель Хартенбек и его коллеги установили оборудование для чеканки на старой бумажной фабрике на реке Эресма, протекающей через Сеговию. 8 июля в Сеговию прибыл имперский посол Хевен Хюллер вместе с примерно 20 представителями испанского двора, чтобы посмотреть на "немецкий монетный двор". Доклад посла испанскому королю о состоянии дел был положительным, после чего  прибыло серебро, необходимое для производства монет.

С марта 1586 года до конца года немецкие чеканщики переработали 18 279 килограммов серебра и еще 20 тонн в следующем году. В основном чеканились крупные серебряные монеты номиналом в 8 реалов, а также 4 и 2 реала.
Петер Хартенбек, который в испанских документах обычно значился как Педро Ардебеко (Pedro Ardebeco) характеризовался как очень хороший специалист, работающий с большой самоотдачей. 15 октября 1587 года, Филипп II, король Испании, посетил безусловно самый эффективный монетный двор. Коллега Хартенбека Линггахель отметил о визите, который длился несколько часов, что король Филипп был очень впечатлен работой нового оборудования и немедленно распорядился о дальнейшем расширении монетного двора. Передолвая на тот момент технология чеканки быстро распространилось из Сеговии по всей Испании, причем в самой Сеговии вальцверк работал ещё более 170 лет (до 1756 года)!
« Последнее редактирование: 19 Февраля 2024, 18:16:50 от Sterling »

Оффлайн Boris Karloff

  • Форумчанин 2020 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 1532
  • Уважение: +470/-0
  • AD FONTES
В 1593 году Хартенбек (единственный из всех нанятых специалистов из Халла) захотел вернуться домой и обратился за разрешением непосредственно к испанскому королю.
В ноябре 1593 году он получил за работу выходное пособие в размере 150 золотых дукатов.

Петер Хартенбек и его жена Регина Классмюллер вернулись в Тироль в 1594 году, после десяти лет отсутствия. Хартенбек сразу же подал заявку на вакантную должность гравера монетного двора в в Тироле (Халл), был принят туда 1 апреля 1595 года и поселился с женой в своем собственном доме рядом с монетным двором. Жена Хартенбека Регина Классмюллер скоропостижно умерла 22 сентября 1596 года, брак был бездетным. В следующем году Хартенбек женился на Регине Кёгль (Regina Kogl) у которой в 1599 году родилась дочь Урсула, которая умерла всего через три месяца.
13 июля 1600 года у пары родилась еще одна дочь по имени Маргарета. Но казалось, что несчастья преследуют Хартенбека и во время родов третьего ребенка из-за возникших осложнений и жена и ребёнок погибли.

В мае 1601 года у Хартенбека появился новый молодой начальник по имени Фердинанд Лёффлер. Способный и дерзкий Лёффлер невзлюбил самоуверенного шваба и пожаловался на него в городской совет Инсбрука: Хартенбек вел себя так, как если бы он работал резчиком штемпелей в Испании. Леффлер также писал ,что хоть Хартенбек и провел 10 лет в Испании и всегда был одет как католик, но в течении года его можно было увидеть в церкви только три или четыре раза по воскресеньям. Хартенбек отреагировал по-своему: он пригрозил уйти, если нападки на него не прекратятся. Однако донос Леффёра был с негодованием отклонен, поскольку без такого
специалиста монетному двору было просто не обойтись, и не зря- одни из самых красивых монет (талеров и кратных талеров) резчиком штемпелей которых стал Хартенбек были выпущены между 1601 и 1604 годами.

Среди них великолепный двойной талер посмертной чеканки с портретом эрцгерцога Фердинанда II и тирольским орлом на реверсе.
« Последнее редактирование: 19 Февраля 2024, 18:18:03 от Sterling »

Оффлайн Boris Karloff

  • Форумчанин 2020 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 1532
  • Уважение: +470/-0
  • AD FONTES
В 1602 году перед Хартенбеком была поставлена особая художественная задача: на талерах и кратных талерах чеканки Халла теперь должно было появиться изображение императора Рудольфа II.
Мало того, ему поручили изобразить на монетах Тироля еще одну влиятельную личность: великого магистра Тевтонского ордена, эрцгерцога Максимилиана III Австрийского, брата императора, таким образом  начиная с 1603 года, Хартенбек  изготавливал штемпели для известного и очень популярного "тевтонского талера".

В 1611 году Тироль поразила тяжелая эпидемия тифа, но лично для Питера
Хартенбека этот год все же стал удачным: в конце 1611 года он снова женился, на этот раз на некой Элизабет Мёрстер (Elisabeth Morster). Этот третий брак, как и первый, оказался бездетным. Известно, что единственная дочь Хартенбека Маргарета в возрасте девятнадцати лет (в 1619 году) вышла замуж за трактирщика Освальда Галлера, который управлял гостиницей «Goldener Engl», существующей и по сей день в непосредственной близости от монетного двора.

Но Петер Хартенбек уже не узнал ни об этом, ни о том, что у него появились внуки: он умер 20 апреля 1616 года в Халле (расположение его могилы неизвестно).
« Последнее редактирование: 19 Февраля 2024, 18:20:29 от Sterling »

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Игорь, браво! :bi:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн вахмурка

  • Эсквайр
  • ****
  • Сообщений: 523
  • Уважение: +39/-0
Игорь,спасибо! 
Расследование Ваше подтвердило ,что резчиком этого знакового красивого ,всеми узнаваемого  талера был именно Петер. :az:

Оффлайн вахмурка

  • Эсквайр
  • ****
  • Сообщений: 523
  • Уважение: +39/-0
По Фердинанду  дополню доппелей.Его самые ранние работы.По Рудольфу, у него,  1604 г (дв.)было 3 типа(явные отличия по штемпелям) и много много одинарных, по ним уже непонятно авторство.И его нечастый  двойник 1613 Максимилиана(портретник) просто нечто.

Оффлайн вахмурка

  • Эсквайр
  • ****
  • Сообщений: 523
  • Уважение: +39/-0
Рудольф.

Оффлайн вахмурка

  • Эсквайр
  • ****
  • Сообщений: 523
  • Уважение: +39/-0
И двойной 1614г.  талер магистра.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Чувствуется самобытный стиль мастера!  :ay:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Boris Karloff

  • Форумчанин 2020 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 1532
  • Уважение: +470/-0
  • AD FONTES
Игорь,спасибо! 
Расследование Ваше подтвердило ,что резчиком этого знакового красивого ,всеми узнаваемого  талера был именно Петер. :az:

Чувствуется самобытный стиль мастера!  :ay:

 :az:  :az:

Да, выразительные портреты , узнаваемый стиль, безусловно один из лучших граверов своего времени!
Интересно было бы взглянуть на портрет Хартенбека, но увы, не удалось найти, тем более если уж
Фитцель не нашёл...
Кстати, автор в биографическом очерке о знаменитом резчике штемпелей не упоминает о том,что Хартенбек
успел поработать и на монетном дворе Энсисхайма в Эльзасе в 1605 году, что ещё раз доказывает его
востребованность как отличного специалиста.
Moser Tursky, Heinz: Die Munzstatte Hall in Tirol 1477– 1665. Innsbruck 1977.

Оффлайн Boris Karloff

  • Форумчанин 2020 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 1532
  • Уважение: +470/-0
  • AD FONTES
Экземпляр тройного талера 1614 года из Венского музея:
Habsburg
Maximilian III Erzherzog von Oesterreich (1558—1618)
Münzmeister Christoph Örber
Stempelschneider  Peter Hartenbeck

Диаметр 46,4 мм  Вес 85,88

Этот предмет являлся частью коллекции художника и краеведа Игнаца Шпеттля (1836-1892)
и был передан в музей  после его смерти в 1892 году.

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика