Автор Тема: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ  (Прочитано 10568 раз)

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #15 : 01 Апреля 2015, 13:09:08 »
Глава четвертая. Вечный город Рим (1512- 1516)

23 декабря 1512 года сын Лодовико Моро Максимилиан Сфорца с 20 000 швейцарскими  наемниками взял Милан и  изгнал оттуда французов. По выражению одного из современников, в некогда цветущем Милане наступила пора «смут, мести и всеобщего разорения». Леонардо покинул Милан и отправился в Рим  вместе со своими учениками. 

В Риме в мае 1512 году на папский престол был избран под именем Льва Х сын Лоренцо Медичи Джованни. Льву Х принадлежит изречение: «Будем наслаждаться папством, если бог его нам дал». Лев  X в юности воспитывался во Флоренции при дворе блистательного Лоренцо Великолепного и был чистым продуктом флорентийского Ренессанса на папском престоле. При дворе этого папы происходили театральные представления, наслаждаясь ими, сам Лев X пользовался технической новинкой того времени - лорнетом. Этот римский папа был страстным охотником и очень любил маскарады, игры и придворных шутов. Бой быков и борьба обнаженных борцов часто устраивались им прямо во дворе Ватикана. Вся обстановка папского Рима была псевдоантичной, например, при въезде Льва Х после его избрания была поставлена триумфальная арка, украшенная изображениями античных богов. Он окружил себя художниками и поэтами, для него работали Рафаэль и Микеланджело, но к Леонардо папа относился с недоверием. Слишком разносторонний Леонардо не мог сосредотачиваться на заказе и постоянно отвлекался на свои другие работы. Тем самым Леонардо сам себе заработал репутацию талантливого, но медленно работающего и необязательного художника.

  Ближайшим покровителем Леонардо в Риме стал брат папы герцог Джулиано Медичи – талантливый управленец и не менее талантливый полководец, которого папа хотел посадить на трон Неаполитанского королевства.
Тем не менее в Риме Леонардо да Винчи жилось нелегко. Его анатомические исследования послужили поводом для доносов папе и директору госпиталя, откуда Леонардо получал человеческие трупы. В результате этих доносов директор отказал ему в получении трупов для изучения анатомического строения человека. И все же при всех невзгодах и разочарованиях Леонардо остается Леонардо. В этот период, а именно в 1514—1515 годах Леонардо создает свою знаменитую картину «Джоконда».

 «Мне удалось создать картину действительно божественную» - так отзывался Леонардо да Винчи о женском портрете, который  вместе  с  «Тайной  вечерей» считается вершиной его творчества. 17 марта 1516 года в расцвете сил умирает покровитель Леонардо в Риме Джулиано Медичи. К концу этого римского периода относится лаконичная запись в дневнике мессира Леонардо, подводившая итог его работы в Риме при папском дворе: «li Medici creorono e destrussono - Медичи меня создали и разрушили».

Иллюстрация 14. Гулио весом 3, 67 гр, отчеканенное на анконском монетном дворе во время понтификата римского папы Льва X (1513-1521). На аверсе изображен достроенный новый собор Святого Петра в Риме, на реверсе – сам папа преподносит это величественное строение в дар Святому Петру.

Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #16 : 01 Апреля 2015, 13:11:39 »
Глава пятая. Франция. Замок Амбуаз. (1516-1518)

Французские короли Людовик XII, а затем и Франциск I восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно «Тайной вечерей» Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 году Франциск I, хорошо осведомлённый о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его к своему двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Он приехал туда уже как прославленный художник, как «божественный» Леонардо и стал при французском дворе подлинным законодателем мод, вызывая всеобщее восхищение.

На годы правления Франциска I приходится расцвет французского Возрождения и  усиление королевского абсолютизма. Острая нужда в деньгах для ведения долгих 4 войн с Империей Габсбургов в Италии вынудила короля не только удвоить налоговое бремя, но и прибегнуть к ряду нововведений: практике продажи должностей, введению государственного долга в виде муниципальных рент, возрастание роли финансовых чиновников при одновременном усилении королевского контроля за ними.
Франциск I стремился укрепить качество французских монет, сократить вывоз драгоценных металлов, покровительствовал внутренней и внешней торговле, поощряя морские экспедиции, увенчавшиеся, в частности, открытием Канады Жаком Картье в 1534 году. В своем самом замке Фонтенбло король собрал богатейшую библиотеку и основал типографию, заказав уникальные шрифты для греческих книг.

  По  свидетельству Бенвенуто Челлини Франциск I заявлял,  что  «никогда  не  поверит,  чтобы нашелся на свете другой человек, который не  только  знал  бы  столько  же, сколько Леонардо, в скульптуре, живописи и архитектуре, но и  был  бы,  как он, величайшим философом». Несмотря на болезнь и постоянное внимание короля Франциска, который любил приходить к художнику без предупреждения приблизительно с такими словами: «Расскажи мне о душе», Леонардо ухитрялся продолжать в Амбуазе свои исследования, он работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, хотя из дошедших до нас  записок скульптора Бенвенуто Челлини  следует, что его основным занятием была почётная должность придворного мудреца и советника как некогда у Мерлина при дворе короля Артура.

 Иллюстрация 19. На приведенном тестоне, отчеканенным на монетном дворе в Париже изображен покровитель Леонардо да Винчи король Франциск I Валуа (1515 - 1547)

 Иллюстрация 20. Маленькая серебряная монета денье турнуа, отчеканенная в Лионе во время правления Франциска 1 (1515-1547), вес всего 0,66 гр.


Оффлайн манро

  • Форумчанин 2017 года
  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 4936
  • Уважение: +398/-0
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #17 : 01 Апреля 2015, 13:12:30 »
  Если верить Дэну Брауну Леонардо был кроме всего прочего еще и Великим магистром Сионской общины как раз в период с 1510 по1517 год, то есть как раз во время его французского периода жизни.
 К 65 годам силы Леонардо  начали  сдавать и он уже с  трудом двигал правой рукой, однако продолжал работать, устраивая для двора всевозможные пышные празднества и даже проектировал соединение рек Луары и Соны большим каналом.
2 мая 1519 года Леонардо скончался 67 лет от роду в замке Амбуаз.

 Вот  как описывает последние часы жизни Леонардо знаменитый биограф мастеров Возрождения Вазари: "Будучи уже стар, Леонардо заболел и пролежал несколько месяцев, чувствуя близость кончины, он занялся исключительно истинами нашей святой католической религии. Скорбя о своих грехах, больной исповедался со смирением и, приготовляясь набожно принять причастие, приподнялся, хотя не мог стоять. Друзья и слуги поддерживали его, король, часто посещавший его по-приятельски, вошел как раз в эту минуту. Леонардо, весьма уважавший монарха, снова лег в постель и, рассказывая королю подробности своей болезни, просил прощения у Бога и людей в том, что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать.Король встал и стал поддерживать ему голову, чтобы облегчить страдание, но божественный художник как будто почувствовал, что не может надеяться на ещё высшие земные почести и испустил дух в объятиях короля". Вазари тут явно приврал, так как достоверно известно, что в момент смерти Леонардо короля не было в Амбуазе, он находился в резиденции Сен-Жермен-ан-Лейе под Парижем.

 Могила Леонардо да Винчи была забыта уже в XVII веке, в наше уже время могилу после долгих поисков обнаружил французский ученый Арсен Гуссе, которому удалось найти череп с сохранившимися восемью зубами и высоким лбом, затем были найдены камни с полустертыми буквами INC. Позже там же он нашел надгробные плиты с буквами LEO и DUS. Эти буквы, украшенные затейливыми арабесками очевидно гласили LEOnarDUS vINCius.

  Кто знает, может, сегодня в некоторых нумизматических коллекциях лежат дожившие до нашего времени монеты, которых касались руки Леонардо Да Винчи, величайшего гения эпохи Возрождения.

  Использованная Литература
Р. Уоллейс «Мир Леонардо», М, 1997, «Терра»
Е. Гергей «История папства», М, 1996, «Республика»
Л. Любимов «Искусство Западной Европы», М., 1982
Я. Буркгардт «Культура Италии в эпоху Возрождения», Смоленск, 2002, «Русич»
М. Байджент, Р. Лей «Священная загадка», Спб, 1993
Рыжов «Все монархи мира»
Ю.Е Ивонин, Л.И. Ивонина «Властители судеб Европы», Смоленск, 2004, «Русич»

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #18 : 01 Апреля 2015, 13:55:36 »
Спасибо, Роман! :az:
Замечательная статья о монетах, сопровождавших Леонардо! :ay:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #19 : 01 Апреля 2015, 14:11:21 »
Кто знает, может, сегодня в некоторых нумизматических коллекциях лежат дожившие до нашего времени монеты, которых касались руки Леонардо Да Винчи, величайшего гения эпохи Возрождения.
Кстати, о жизни Леонардо рекомендую роман Д.Мережковского "Воскресшие боги" :ay:
Равно как советую прочитать и всю трилогию, из которой мне особо запомнился рассказ о Юлиане Отступнике... Художественные достоинства произведений невелики, но знания истории того периода и педантичность автора в передаче духа и деталей быта эпохи внушает огромное уважение!
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8._%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE_%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн vavan

  • Raubritter
  • Фрик
  • Герцог
  • *
  • Сообщений: 5478
  • Уважение: +557/-1
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #20 : 06 Апреля 2015, 01:23:31 »
Превосходно! Спасибо!

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #21 : 19 Мая 2015, 04:24:17 »
Предлагаю нумизматам проверить верность написанного ниже и проиллюстрировать время действия романа "Трим Мушкетера" изображениями монет:
-----
Мы все с удовольствием читаем Дюма. Его «Три мушкетёра» и «Граф Монте-Кристо» стали настольными книгами для многих поколений читателей. Но всё ли мы понимаем в них, особенно если дело касается финансовой стороны произведения? Очевидные для современников вещи проходят мимо нас совершенно незамеченными. Все уже успели привыкнуть к тому, что во Франции имеют хождение евро, кто-то ещё помнит про франки. А как это было раньше?
Главная особенность старой денежной системы Франции состояла в том, что она не была метрической и поэтому является странной для современного человека. В 16–17 веках во Франции для того, чтобы сходить в магазин, нужно было обладать недюжинными математическими способностями. Самой мелкой денежной единицей считался денье. Потом шёл лиар, равный трём денье. Эти монеты чеканили из меди, а иногда из железа. Средней по составу считалась су, которая состояла из 4 лиаров и, соответственно, 12 денье. Уже эта монета зачастую производилась из серебра. Крупной монетой считался ливр, который приравнивался к 20 су, 80 лиарам или 240 денье. Эта денежная единица была опорной во всех расчетах и чеканилась только из серебра.
Далее следовали особо крупные денежные единицы - экю, состоящий из 3 ливров, 60 су, 240 лиаров или 720 денье. Эту денежную единицу чеканили как из серебра, так и из золота, в зависимости от экономического положения в стране.
Пистоль равнялся 10 ливрам, 200 су, 800 лиаров или 2400 денье. Сама денежная единица была заимствована в Испании и чеканилась, в основном, из золота.
Луидор чеканился только из золота и равнялся 2 пистолям, 20 ливрам, 400 су, 1600 лиаров или 4800 денье.
Самой крупной монетой был двойной луидор или, как тогда говорили, квадрюпль. Он равнялся 4 пистолям. Или соответственно 40 ливрам, 800 су, 3200 лиаров и 9600 денье.
Вот с такими чудесами сталкивались простые люди в средневековой Франции при простом желании что-либо купить. Также можно представить себе объём мелочи, которую могли отвесить, в буквальном смысле слова, в виде сдачи.
Как бы то ни было, но прогресс в современной денежной системе явно пошёл на пользу простым людям, да и экономике в целом.
Подведем итог: Французская средневековая монетная система была довольно запутанной, и если вы не владеете устным счетом, то во времена мушкетеров на рынке бы вас обдурили, как ребенка.
Для любознательных и кроссвордистов:
•Самая мелкая французская монета - Денье,
•Один Лиар = три Денье
•Один Су = 4 лиара = 12 Денье
•Один Ливр = 20 Су = 80 Лиаров = 240 Денье
•Один Экю = 3 Ливра = 60 Су = 240 Лиаров = 720 Денье
•Один Пистоль = 10 Ливров = 200 Су = 800 Лиаров = 2400 Денье
•Один Луидор = 2 Пистоля = 20 Ливров = 400 Су = 1600 Лиаров = 4800 Денье
http://3mushketera.forumrpg.ru/viewtopic.php?id=364
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #22 : 19 Мая 2015, 04:25:11 »
И по критическому анализу "литературного денежного обращения" в Трех Мушкетерах:
http://krotov.info/yakov/history/17_moi/dengi.htm
Яков Кротов
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
XVII ВЕК: ОТ ПИСТОЛЕЙ ДО ПИАСТРОВ
Пиастры, ради которых пиратствовали пираты – это сколько на наши деньги? Д'Артаньян получал на вершине карьеры 20 тысяч ливров в год – это много или мало? У Портоса был доход с имения 40 тысяч ливров. Почему кардинал Мазарини умудряется в одной фразе перечислить три валюты: радуется, что «за сто пистолей» купил тайну, «за которую Ришелье заплатил бы двадцать тысяч экю» - и при этом заполучил перстень с алмазом, «который стоит самое меньшее десять тысяч ливров».
«Пистоль» - это золотая испанская монета весом в 7 граммов. 7 граммов – традиционный вес, столько весили и «ауреусы», золотые монеты времён Христа. В Средние века золото было в дефиците, чеканили в основном монеты половинного веса – три с половиной грамма (таковы «флорины»). Но с XVI века пошёл поток золота и серебра из Южной Америки. Семь граммов вернулись.
Франция стала чеканить свои золотые 7 граммов с 1641 года – они получили название «луидор», «золотой луи» (как «помидор» - «золотое яблоко»).
«Пистоль» вовсе не от слова «пистолет», а от названия итальянского города Пистойя. Поразительно, сколько хорошо знакомых по историческим романам монет – всё те же семь золотых грамм. Дублон – «двойной» - это тот же пистоль, а «двойной» именно в воспоминание о предыдущих половинных золотых, которые назывались «эскудо». «Эскудо» - от слова «щит». Имелся в виду герб в виде щита, изображавшийся на монете. На французском «щит» - «экю», так тут и называли золотую монету в 3,5 грамма (а ещё такие монеты называли дукатами).
Так что 20 000 экю, о которых говорит Мазарини – это 10 000 пистолей, дублонов или луидоров.
Впрочем, за пределами Испании дублонами чаще называли золотые весом в 14 граммов – двойные пистоли. А бывали ещё и золотые в 28 граммов – «квадрупли», «учетверённые».
Лошадь стоила 100 пистолей. Во всяком случае, именно такую цену называет Дюма в «Трёх мушкетёрах». Каждая из подвесок королевы – полторы тысячи пистолей.
Если считать в пистолях-дублонах-луидорах, то Дюма любезно сообщает, что провинциальный небогатый дворянин имел годовой доход в 60 золотых, придворный в Париже уже нуждался по крайней мере в 200 золотых. Именно 200 золотых получал Кольбер, который не мог удержаться от возгласа изумления, узнав, что Д'Артаньяну, попавшему в фавор, назначено жалованье в 2000 золотых. Сам-то мушкетёр мечтал о тысяче золотых в год. Его друг Портос со всех своих имений получал 8 тысяч золотых.
В России 2008 года золотая монета весом в 7 граммов («червонец») продаётся банком за 7000 рублей – почти триста долларов. Покупают её в том же самом банке за 900 рублей. Так что зарплата Д'Артаньяна на посту, близком генералу армии, то ли составляла 14 миллионов рублей «на наши деньги», то ли не дотягивала до двух миллионов.
Дюма пишет, что Д'Артаньян имел при себе годовое жалованье в золотых – это 2000 монет по 7 граммов. Почти пуд! Ну, своя ноша не тянет.
Впрочем, в золотых считали редко и в XVII веке. Хождение имели в основном серебряные монеты. Здесь-то и появляются пиастры, они же песо. Это испанская серебряная монета весом в 28 граммов. Вес, впрочем, мог быть и меньше – 26 граммов, а уж реальное содержание серебра вообще изрядно прыгало. В России XVII века про пиастры не знали, а знали серебряные монеты весом в те же 28 граммов под названием «талеры».
При царе Алексее Михайловиче (а последняя часть трилогии о мушкетёрах происходит именно в годы его правления – кстати, во Франции тогда было почти столько же населения, сколько в тогдашней России, при всей разнице размеров) – при царе Алексее придумали штуку: на монетном дворе на талерах делали надпечатку, словно это марка, и такая монета уже называлась «ефимок». Ею награжали своих подданных, ею платили иностранцам жалованье.
«Талер» в устах испанцев стал звучать более звонко. Так появился «доллар». Это ещё что: в России талеры превратились в ефимки, потому что с ними познакомились под названием «иоахимталеры»
Для русских по царскому указу был установлен курс талера в 64 копейки. А как иначе: талер весил 28 граммов, копейка – около 0,4 грамма. То-то царь Пётр Алексеевич называл копейки «старые вши».
Спустя двести лет коммунистический царь Никита Сергеевич приказал считать, что доллар стоит… 64 копейки. Так доллар и стоил треть века. Может, и будет стоить.
Как перейти от золотых денег к серебряным? Проще всего умножить на десять. В реальности в разных странах соотношение серебра и золота колебалось, да и «семь граммов» бывали поменьше, а бывали побольше. Поэтому, когда Д'Артаньян решает торговать связками соломы, на которых бежавшие от народного гнева придворные могли бы спать, он сперва хочет брать по пистолю за связку, а потом – по луидору. Пистоль был равен 10 ливрам, луидор – 12.
Ливр – это то же, что франк. Но в XVII веке обычно имели хождение серебряные экю – монеты по три ливра.
Вот здесь и можно вспомнить тридцать серебреников. Каждый весил 14 граммов серебра – это как половина пиастра. Пиастр, кстати, делился на восемь монет («реалы»), и в романе Стивенсона «Остров сокровищ» попугай кричит вовсе не «пиастры», а «pieces of eight!» - «восемь кусков». На испанском – с буквой «р», к тому же кончается на гласную, так что попугаю легче протянуть: «real de a ocho», «реаль де очо». Реал точно соответствует (по содержанию серебра) динарию. Сто двадцать динариев Иуды – это столько же реалов.
Большой реалист этот Иуда.
Впрочем, «реаль» от древнего санкскритского «раджа» через латинское «регалис», «правитель». «Реальный» же от санскритского «райи» - «собственность», «вещь» через латинское «реалис», «вещественный».
Итого Иуда получил 15 пиастров (песо, талеров, долларов).  420 граммов серебра, они же 42 грамма золота. Примерно шесть золотых монеток по семь грамм – полдюжины пистолей, полдюжины луидоров.
Около 8 рублей времён Алексея Михайловича.
Хороший плотник мог столько заработать за год. Только плотником был Иисус, и Иуда этот год ему не подарил.
Инфляция в России XVII века была могучая: в "Повести о царе Газии" ужас голода в первой редакции передавался словами: "По тринадцати рублёв коневая голова". Во второй: "По 30 рублёв кобилия голова мяса". Впрочем, возможно, переписчик ошибся. Цену пшеницы - чрезвычайно дешёвой, кошмарно дешёвой - в обоих вариантах указывают как 4 пулы за кадь. Единица архаичные: кадь в XVII в. сменилась четвериков, "пул" - медная монета "пуло", весом меньше грамма, распространённая во времена Золотой Орды.
Кстати, само слово «дороговизна» отсутствовало – говорили «дороготня».
В одном из вариантов «Повести о царе Аггее» говорится о том, что царь, превратившийся в нищего, подряжается работать всё лето у крестьянина за десять алтын. Это невысокая плата. На севере России наёмные работники получали за работу с марта до ноября полтора-два рубля (50-70 алтын). Если человек хотел дать в монастырь вклад на поминовенье усопших, но не имел денег, он мог отработать год на обитель – этот год приравнивался к рублю вкладных денег (Лохтева, 1961. С. 222).
Крестьянин Кирилло-Белозерского монастыря выплачивал наёмного работнику за труд с Пасхи до Покрова 20 алтын, но при этом наймит обрабатывал и свою запашку.
Ученик Иова Льговского Дамиан в 1660-е годы был выкуплен у татар за 100 рублей.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Numismat

  • Йомен
  • **
  • Сообщений: 21
  • Уважение: +1/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #23 : 13 Июня 2016, 16:45:31 »
   Две монеты России разных эпох: Средневековья (денга новгородская, XV век) и Нового времени (рубль,  18 век).
   Первая − отражение самобытности Руси (стиль надписей, проволочная техника чеканки (следы этой техники)), а также уровня развития техники и изобразительного искусства того времени.
   Вторая – отражение результатов преобразований Петра I , проникновения западной культуры в российской общество; достижений технического прогресса, состояния денежного обращения.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41563
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В МОНЕТАХ
« Ответ #24 : 06 Декабря 2017, 16:25:46 »
Поистине, монета - зеркало эпохи!
как могли бы выглядеть монеты Савонаролы :D
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика