Автор Тема: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE  (Прочитано 37968 раз)

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41748
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #75 : 27 Апреля 2015, 23:56:45 »
Так как тема малоинтересная для подавляющего числа нумизматов, можно оформить ее в виде диалога :D
И так, Олег, говоря о готической нумизматике, (и чтобы эту самую готику в монетах увидеть, и иметь шанс - почувствовать) как я уже писал, нужно понимать несколько вещей:
1) Почему почти нет готических монет, в плане известной широкой публике стремительности к небу?
Во первых они есть - это золотые французские монеты с тронами и шатрами, передающими чито готические архитектурные мотивы... А во вторых: готика это не только восходящие линии, это целое мировозрение, которое несомненно строится вокруг вертикали, но имеет и горизонтальное развитие в целой  отдельной культуре орнамента, скульптуры (пусть и утилитарной для нужд архитектуры), посуды и пр...
2) Почему монеты и архитектура?
Ответ - для контраста и наглядности! Дело в том, что для периода 13-15вв архитектура - это Абсолют! Это система координат, модель Мироздания! Жизнь человека проходила между Храмом и Крепостью и монеты, как произведения ювелирного мастерства, неминуемо на своем языке пересказывали эти архитектурные ощущения... А следовательно на монеты переходили и общая гармония, и ритм, и орнамент, - словно переходящий с храмов на поле монеты...
3) Но не стоит искать прямых заимствований, хоть они и есть, - особенно в готических арках и всевозможных видах квадрафолиев и розеток, - излюбленных фигур готической архитектуры...
Главное - это понять логику художника, а потом проследить ее воплощение в языке мелкой пластики или архитектурных формах...
То есть нужно научиться ВИДЕТЬ!

Начнем с простого :D
Например, вот два примера готического стиля из смежных наук сфрагистики и нумизматики...
Это печать английского барона начала 13-го века и монета графини Эно 1260-1280-х гг.
Вопрос, что вы видите в фигурах скачущих всадников? Что в них общего при наличии существенных стилистических отличий?
« Последнее редактирование: 28 Апреля 2015, 00:03:54 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2112
  • Уважение: +202/-0
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #76 : 28 Апреля 2015, 00:29:39 »
Вижу одинаковую композицию.
Но у правого я вижу движение, а левый застыл.
Вижу в обоих случаях символизм. Это символы всадников, а не сами всадники.
Геральдичность? Но я в этом не разбираюсь совсем.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41748
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #77 : 28 Апреля 2015, 00:35:46 »
Вижу одинаковую композицию.
Но у правого я вижу движение, а левый застыл.
Вижу в обоих случаях символизм. Это символы всадников, а не сами всадники.
Геральдичность? Но я в этом не разбираюсь совсем.
Грустно, Олег, но все мимо...
Пока можете почитать, - популярно и интересно о готике:
http://www.schoen-eventagentur.com/slovarno-o-gotike-interesno/

По другому спрошу, в общей композиции печати и монеты ЧТО общего?
Что в композиции от готики? Что в композиции от архитектуры?
Или сдаетесь без боя? :D
« Последнее редактирование: 28 Апреля 2015, 00:37:25 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2112
  • Уважение: +202/-0
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #78 : 28 Апреля 2015, 01:00:45 »
Нет, не понимаю вопрос.
Прочитал статью - все равно не понимаю.
А что в композиции разного? Композиции одинаковые.
Что в этом сюжете от архитектуры тоже не знаю.


Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41748
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #79 : 28 Апреля 2015, 01:41:17 »
Нет, не понимаю вопрос.
Прочитал статью - все равно не понимаю.
А что в композиции разного? Композиции одинаковые.
Что в этом сюжете от архитектуры тоже не знаю.
1) композиции одинаковые, - никто и не говорил, что они разные :D
Более того, - они одинаковые умышленно, чтобы в разном стиле исполнения одной композиции было отчетливее видно суть!
2) Сюжет совсем не архитектурный, - он из другой оперы :laugh:
---
Но чтобы более не мучать, раскрою карты...
Понять готику можно только в одном случае: если УМЕТЬ ее видеть, - для этого необходимо смотреть (как минимум пытаться) на произведение глазами человека того времени!
А "готический человек" смотрел на мир с циркулем! Он постигал Бога через арифметику! Он считал, отмерял, и думал, что тем самым уподобляется Богу, становится сам Демиургом!
Именно поэтому все видимое он разбивал на простые фигуры, которые можно было померить, аиз них уже моделировал что-то новое.
Например, вот подсказка: зарисовки художника и архитектора, строителя готических соборов: в каждой сложной форме он вычленяет простые фигуры: треугольник, круг, квадрат и их комбинации...
Это встречается и в других стилях, но для готики это стало визитной карточкой!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41748
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #80 : 28 Апреля 2015, 01:49:30 »
Если применить этот метод "видения" на печать и монету со всадниками, то сразу видим ярко выраженный треугольник в основе композиции. Дополненный вторым перевернутым треугольником, образующим шестиугольник, он указывает на ключевые точки композиции, - это с потрохами выдает "кухню" резчика штемпеля монеты и печати!
Так что в архитектуре храма вы можете не найти композицию "Ритерсигель", но метод, с помощью которого построена композиция атакующего всадника, будет в каждом сантиметре поверхности даже самого высокого собора!
Научившись видеть это внутренне сходство вы безошибочно научитесь отличать готику, даже если не будет дополнительных маркеров.
---
Кстати, любопытный момент: на моей монете, как вы правильно заметили, всадник кажется более динамичным и порывистым...
Разбор схемы показывает, что силуэты почти полностью идентичны! Динамика же получается за счет отхода от гармонии почти Соломона. Если всадник на печати почти четко вписывается в в шестиконечную звезду и меч ложится на одну из граней, то на монете меч уходит вперед, прорывая устойчивость и создавая иллюзию динамики, - без ухода от канона!
« Последнее редактирование: 28 Апреля 2015, 01:59:02 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41748
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #81 : 28 Апреля 2015, 01:51:09 »
Тот же метод на примере пенни Эдуарда I - культовой монеты 23-14вв, послужившей образцом для десятка монетных типов по всей Европы!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41748
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #82 : 28 Апреля 2015, 01:53:41 »
Второй отличительной чертой готики является внутренняя экспрессия!
Она символизирут духовную работу, если совсем упрощать... Для этого использовался художественный штамп - S-образная форма изгиба тела...
Самые яркие примеры:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2112
  • Уважение: +202/-0
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #83 : 28 Апреля 2015, 09:42:37 »
Ну что ж, это любопытно. Первый треугольник я даже заметил и хотел написать про что то вроде треугольника в круге. Но подумал что это банальность и не стал: какая же монета  без круга? А второй треугольник не заметил... да и сейчас меня терзают сомненья, что такое можно почти везде найти. Этого нет разве что в современных пятачках с военными памятниками о которых тут уже писали.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41748
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #84 : 28 Апреля 2015, 10:23:21 »
...да и сейчас меня терзают сомненья, что такое можно почти везде найти. Этого нет разве что в современных пятачках с военными памятниками о которых тут уже писали.
Олег, художественная композиция действительно отстроиться на основе простых фигур, - во многом из-за приемственности стилей, плавно перетекающих один в другой, - но вот симметрия, зеркальность, символизм и нумерология - это маркеры готического стиля. Одним словом это можно назвать - математичностью.

На пальцах: вот две печати, - первая времен расцвета готики, вторая (для пущей наглядности) времен барокко (вашего вожделенного Карла I)... Классический сюжет идентичен! Правитель скачет на коне, разя несправеделивость и внешнего врага!
Опустим особенности времени в виде характерных доспехов и степени реализма и сконцентрируемся лишь на композиции... Что мы видим? Правильно, и там и там в основе лежит большой треугольник... поддержанный маленьким перевернутым треугольником! Это художественный закон, - без этого никуда: рисунок имеет скелет...
Но! Если в первом случае мы имеем почти идеально вписанную в шестиконечную звезду композицию, ради чего даже Король склонил голову,чтобы попасть в шаблон, то в барочной печати мы имеем то, что сконцентрировавшись на решении задач абсолютно иного порядка, нежели нумерология и точность попадания в канон, художник деформировал треугольники!
Ему абсолютно не важно было, чтобы современники увидели в образе правителя отражение Треединого Бога, ему не нужно было показать застывшую динамику, ему отнюдь не интересны равносторонние треугольники, вписанные в окружность... О достоинствах второй печати мы поговорим, если доползем до барокко...
Надеюсь, что пример достаточно наглядный :bu:
« Последнее редактирование: 28 Апреля 2015, 13:42:08 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41748
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #85 : 28 Апреля 2015, 11:49:21 »
Да, Олег,как человеку математического склада ума,вам должно быть интересно:
http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/index.shtml

Математика и искусство
В книге на обширном материале от античных времен до наших дней прослеживаются пути взаимодействия и взаимообогащения двух великих сфер человеческой культуры - науки и искусства, развивается стержневая идея книги - идея единства науки и искусства, единства истины и красоты. Рассматривая 'математические начала' формообразования в музыке, архитектуре и живописи, автор показывает, что глубинные, фундаментальные закономерности, присущие этим видам искусства, находят адекватное выражение на языке математики. Книга написана ярко, увлекательно и доступно, богато иллюстрирована в цвете и рассчитана на самые широкие круги читателей.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2112
  • Уважение: +202/-0
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #86 : 28 Апреля 2015, 12:18:23 »
Речь пошла не о "чувствую", а о "понимаю".
И только я начал чувствовать благодаря прекрасным "открыткам", как вы все "испортили".
Нет уж, если гармонию алгеброй, то давайте четкие математические правила!
Что с чем соединять? Вы, Владимир, то нос коня соединяете, то уши то с хвостом, то с рукой.
Короче, на барочном всаднике можно нарисовать и правильные треугольники.
Но с основными тезисами я конечно не спорю.
Сравнивая двух последних всадников, я бы скорее говорил о "смещенном центре тяжести" у барочного. А у готического массы сбалансированы относительно центра композиции. Поэтому он висит как в невесомости.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41748
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #87 : 28 Апреля 2015, 12:28:16 »
Нет уж, если гармонию алгеброй, то давайте четкие математические правила!
Что с чем соединять? Вы, Владимир, то нос коня соединяете, то уши то с хвостом, то с рукой.
Короче, на барочном всаднике можно нарисовать и правильные треугольники.
Нарисовать на барочном всаднике правильные треугольники не получится, так как треугольники эти не от балды, - они строятся по основной "массе" композиции, а как вы заметили - там эти массы сильно смещены вперед!
Да, и в разборе композиции не точки рисунка соединятся между собой, а очерченные массы композиции (художник действовал в обратном порядке) показывают ключевые точки!
Кстати, если основательнее искать массы (а не на коленке, как я сейчас) то барочные треугольники будут еще более неправильные со смещенным центром в сторону движения коня!!!
« Последнее редактирование: 28 Апреля 2015, 12:40:09 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41748
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #88 : 28 Апреля 2015, 12:33:59 »
Сравнивая двух последних всадников, я бы скорее говорил о "смещенном центре тяжести" у барочного. А у готического массы сбалансированы относительно центра композиции. Поэтому он висит как в невесомости.
Это связано с тем, что готика фактически не имела самостоятельной скульптуры!!!
Это очень важно знать! Всякий барельеф или круглая скульптура имели строго утилитарное предназначение - быть впендюренным в архитектуру! :D
Именно поэтому культура изобразительного искусства в готике подчинялась суровым законам архитектуры! И это тоже нужно видеть и понимать, стараясь почувствовать прелесть застывшей экспрессии, медитативно представляя себе то напряжение, которое таит в себе скачущий в невесомости король!
А барокко в этом отношении не было скованно комплексами циркуля! До стекающих композиций Родена им еще далеко, но, как вы заметили, динамика уже не внутренняя, как в готике, а "выпрыгивающая" из рамок!
« Последнее редактирование: 28 Апреля 2015, 12:40:58 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2112
  • Уважение: +202/-0
Re: ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В НУМИЗМАТИКE
« Ответ #89 : 28 Апреля 2015, 13:00:40 »
Вот это понятно.

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика