Автор Тема: Талеры городов Русских. (Аллегорический пост).  (Прочитано 703 раз)

Оффлайн Старый талер

  • Йомен
  • **
  • Сообщений: 26
  • Уважение: +20/-0
  • "Нумизматы всех стран, объединяйтесь"!
Изучая талеры, я неоднократно замечал сходство монет с геральдикой Российских городов. Предлагаю немного пофантазировать и представить какими могли быть рубли на Руси, если бы монетные дворы находились в каждом городе и имели право чеканки от своего княжества!

1. Талеры Мансфельд и герб Москвы.

С московским гербом я бы сравнил талеры Мансфельда.
В обоих случаях изображен Святой Георгий змееборец.
В качестве герба московского князя всадник-змееборец утвердился во время правления Ивана III.
В 1710-х первым всадника на московском гербе назвал святым Георгием Пётр I.
Первый официальный герб города Москвы был утверждён 20 декабря 1781 года.
Георгталер — собирательное название монет талерового типа с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьём змия. Их выпускали в немецких, итальянских государствах, Англии, Швеции и Венгрии в XVI—XVIII столетиях.
Кроме своей основной функции средства обмена, их стали использовать в качестве монет-амулетов. Первые георгталеры отчеканили в Айслебене, находившемся под управлением графов Мансфельд, в 1521 году. Аверс содержал изображение святого Георгия и надпись «ORA PRO (NOBIS)», что в вольном переводе с латыни обозначает «Моли Бога за нас». Вокруг этой монеты возникла легенда, увеличившая её реальную стоимость в 20—30 раз от номинальной. Согласно преданию, монета спасла одного офицера, приняв на себя удар пули. Многие солдаты пытались её заполучить, веря в охранные свойства данного георгталера.
2. Талеры Штольберг и герб города Нижний Новгород.

История символики герба Нижнего Новгорода и по сей день остаётся спорной. Одни историки считают, что гербом Нижнего Новгорода в XVI—XVII веках был лось, и только в XVIII веке герольдмейстеры переделали его в оленя. В указе 1666 года царя Алексея Михайловича об изготовлении гербового знамени говорится:
« Печать Нижегородская, на ней лось ступает. »
Другие ученые полагают, что уже в XVII веке на гербе был изображен олень, ссылаясь при этом на «Роспись всем государевым печатям 1626 года», составленную в Посольском приказе после большого московского пожара 1626 года. В ней сказано:
« Печать Нижегородска: олень, под оленем земля. »
Первая версия герба утверждена 16 августа 1781 года. Она была утверждена высочайшим указом Её Императорского Величества — Екатерины II.
Олень в такой же позе, также изображен на родовом гербе графства Штольберг, что также отражается на аверсе талеров отчеканенных на этой земле.

3. Герб города Архангельск и талер Швейцарской коммуны Беромюнстер.

Геральдическое описание на гербе города Архангельск (блазон) гласит:
« В золотом поле щита изображён летящий архангел в синем одеянии с огненным мечом и щитом, побеждающий чёрного дьявола. »
Летящий архангел в синем одеянии с огненным мечом и щитом символизирует русское воинство, победу сил добра над силами зла.
Чёрный дьявол олицетворяет неприятеля, зло, которое будет побеждено.
Герб имеет декоративное обрамление.
Герб города является гласным, поскольку название города происходит от наименования Михайло-Архангельского монастыря, вблизи которого он был основан по указу Ивана Грозного в 1584 году.

Беромюнстер (нем. Beromünster) — коммуна в Швейцарии, в кантоне Люцерн.

Входит в состав округа Зурзее. Население составляет 2535 человек (на 31 декабря 2006 года). Официальный код — 1081. В 1931 году в Беромюнстере начала вещать одна из первых в Европе общественных радиостанций (Der Landessender Beromünster). В 1937 году была построена вторая радиовышка. Радиостанция «Беромюнстер» вещала на немецком языке до 2008 года. В СССР выпускались ламповые радиоприёмники на шкале которых имелась надпись «Беромюнстер». «Большая» вещательная вышка находится под защитой государства как памятник истории техники.

4. Герб города Вологда по своему сюжету напомнил мне Пфаффенфайндталер.

В 1712 году впервые появляется ротное знамя Вологодского полка с эмблемой Вологды. Она представляла собой выходящую из облака золотую руку, держащую кривую саблю и лавровую ветвь, которая опиралась на державу (глобус). Эмблему окружала золотая декоративная рамка с серебряными бантами обременённая внизу золотой пальмовой ветвью, а справа золотым занавесом. В таком виде эмблема указана в Знамённом гербовнике 1712 года. Автор эмблемы, вероятно, сам царь Пётр I.

Эмблема ротного знамени Вологодского полка была заимствована из книги «Символы и Емблемата» (Амстердам, 1705). Эмблема помещена в книге под номером 350 с девизом — «Через железо и злато», что в трактовке Петра I означало «Через бой к победе и славе».

А вот история сюжета на талере появилась во время 30 летней войны.
Аверс монеты содержит круговую легенду «CHRISTIAN•HERTZ:ZV•BRAVNSCHW:V:LVNENB*», что обозначает «Кристиан герцог Брауншвейга и Люнебурга». Центральная надпись в 4 строки «GOTTES/FREVNDT/DER PFAFFEN/FEINDT» переводится как «Богу друг, попам враг». Благодаря второй части надписи монета и получила своё название. Именование, по первым словам, «готтесфройндталер» также встречается в нумизматической литературе с указанием синонимичности названий. На реверсе — появляющаяся из облаков рука в доспехах с мечом и круговая надпись на французском «TOVT • AVEC • DIEV • 1 • 6 • 22 • *» (Всё с Божьей помощью).

5. Пчелы на гербе города Тамбов и Мушиный или осиный талер.

Герб города Тамбова — старинный символ города, впервые Высочайше утверждённый Императрицей Анной Иоанновной в 1730 году, подтверждённый Императрицей Екатериной II в 1781 году и восстановленный в использовании решением Тамбовской городской Думы в 1996 году. Улей и пчёлы напоминают о богатстве города Тамбова, трудолюбии, согласии и добрососедстве его жителей.

А вот мушиный талер, тоже с жужжащей тематикой, несет совсем иной смысл:
Своим названием монета обязана изображению на реверсе. В центре помещён лев — аллегорическое изображение герцога Кристиана Брауншвейгского. Его атакуют 10 мух, ошибочно воспринимаемых в ряде источников, как осы. Насекомые обозначают недружественные аристократические дома, противостоящие герцогу. Вверху расположен орёл в лучах Солнца, который защищает льва. Орёл символизирует императора Священной Римской империи.

6. Казанский "Зилат" и Базельский "Василиск".

Зилант — мифологическое существо в татарских легендах и сказках. Образ происходит от полиморфных чудовищ Средней Азии, имеет выраженные птичьи черты и родственен Симургу и собакоголовому грифону. При покорении Казанского ханства московские придворные геральдисты трансформировали образ казанского существа в соответствии с русскими традициями, сделав его «казанским драконом» (в гербе Казанского царства). Позднее в русской геральдике зилант и дракон были ясно обозначены как разные персонажи с разной внешностью.

На талерах Швейцарского города Базель изображено схожее мифическое существо Василиск.
Василиск был нафарширован всеми смертными грехами, начиная с зависти и гордыни. Примечательно, что он появился на гербе города в 1448-м, когда базельцы особенно страдали от инфекционных хвороб. На бедного Василиска сваливали любую напасть. Особенно старалось духовенство и городские власти. Вместо того чтобы запретить сбрасывать сточные воды в Рейн и выделить средства на обновление канализации, лукавые властители списывали на Василисков проказу, сифилис и вообще – связь с нечистой силой.
Легче было организовать торжественное обличение животных (а подобные судебные процессы валом катились по средневековой Европе), чем наладить нормальную гигиену.
В 1474 году один из базельских петухов якобы отложил яйцо, что противоречит природе, и тем самым обнаружил свое жаздратушное происхождение. Петуха лишили головы, а яйцо прилюдно сожгли в огне факела. К обличению Василисков подключилось мощное научное ополчение – профессора университетов Болоньи, Аахена, Вены, Мюнхена и Варшавы. Василиск был обречен на проклятия.

7. Герб города Ярославля, с изображением на нём стоящего на задних лапах медведя, напомнил мне аверс широко известного швейцарского талера из кантона Сен-Галлен.

Вообще медведь как символ силы и спокойствия, встречается довольно часто на разных геральдических изображениях, но - на мой взгляд, если бы Ярославль имел право чеканки своей рублевой монеты, выглядело бы это примерно как на данном коллаже.

С середины XVII века символом Ярославля и Ярославской земли становится медведь. Он изображён в «Титулярнике» Алексея Михайловича 1672 года как эмблема Ярославского княжества: «В кругу медведь чёрный, стоит на задних лапах, в правой ноге передней держит протазан, а левую переднюю ногу протянул, под ним написан лес и трава»
Гербовый медведь считался символом предусмотрительности и силы.

Тот же смысл несет и герб города Сен-Галлен, представляя собой стоящего на задних лапах медведя с золотым ожерельем. Император Фридрих III в 1475 году позволил городу украсить медведя на городском гербе золотым ожерельем в благодарность за поддержку в войнах с Бургундией.

8. Гербы города Красноярск и Владимир аллегорически представлены Нидерландским левендаальдером и талером земли Гессен.

Красноярск получает новый герб 23 ноября 1851 года.
«В червлёном щите изображён золотой, стоящий на задних лапах лев, который несёт в передних лапах того же металла серп и лопату. Щит увенчан золотою императорскою короною».

Лев символизировал силу и мужество, а серп и лопата отражали главное занятие жителей — земледелие и добычу ископаемых, в первую очередь — золота. Владимирский лев: Изображение льва, как личного знака Владимиро-суздальских князей появилась в XII веке, начиная с Андрея Боголюбского. Об этом свидетельствуют фрески на соборах Владимира, Суздаля и Юрьева-Польского XII—XIII веков с рисунком льва, а также на русских монетах XIV—XV вв. На фасаде северного притвора Георгиевского собора (1234 г.) в Юрьеве-Польском размещён образ Святого Георгия, опирающегося на высокое копье и варяжский каплевидный щит с изображением эмблемы владимирской династии — «вздыбленного» льва (лев обращён вправо от щитодержателя, голова льва размещена в профиль)

Гессенский лев: Лев с герба ландграфов Людовингов, правивших на землях Гессен и Тюрингия и известных с XI века. Поэтому можно утверждать, что гербы этих двух территорий имеют довольно древнюю историю. Одно из первых упоминаний о гербе можно найти в гербовнике Кодекс Ингрэм («Der Ingeram-Codex») обозначенное 1459 годом. На лазурном фоне щита изображён восстающий геральдический лев, окрашенный серебристо-красным «бэрри».

9. Герб города Томск неизменно напоминает мне аверсы серии талеров Брауншвейга, с изображением коня егеря Раммеля.
Занимательный факт, что эти два региона славились своим горным промыслом по добыче серебра, вот только конь в том и другом случае, олицетворял абсолютно разные заслуги этого животного. Томский конь: В 1782 году Томск вошёл в состав Тобольского наместничества на правах областного города и в 1785 году получил новый герб:«В верхней части щита герб Тобольский. В нижней на зелёном поле серебряная лошадь в знак того, что лошади сей округи почитаются лучшими и что у близ живущих татар имеются конские заводы». Так, впервые на гербе Томска появилась серебряная лошадь (конь), остающаяся символом города до настоящего времени. Стоит отметить, что в 1804 году Томск был крупнейшим торговым центром Западной Сибири, и значительная часть жителей занималась извозом. В дореволюционное время через Томск пролегал Московско-Сибирский тракт, по которому переправляли грузы и почту. Конь в то время являлся не только средством передвижения, но и кормильцем многих Томичей.

А вот талеры c гербовой фигурой Нижней Саксонии в виде скачущего белого коня впервые чеканились при Христиане Людвиге в Люнебурге (1648 - 1665). В момент своего создания в XIV веке герб не имел династического значения, а был скорее народным символом и лишь позже получил увязку с династией Вельфов, широко распространившей свое владычество в странах Европы. По легенде (№2) конь егеря императора Оттона I во время охоты ударил копытом в землю и выбил оттуда тяжелые и светлые камни. Так якобы были открыты богатые серебряные рудники Раммельсберга, конь же на столетия стал символом горнорудного дела Брауншвейга. Также он считался покровителем ремесленников, персонификацией рудников Гослара.

10. Бременский и Владикавказский ключ.

Торжественная церемония учреждения герба города Владикавказа состоялась в последний день марта 1873 года.
Герб содержит в себе изображения основных визитных карточек города:
Белоснежная вершина величественного Казбека.
Золотые крепостные ворота, свидетельствующие о неприступности, богатстве и силе города.
История владикавказского герба хранит некоторые тайны. Так, в ходе поиска исторических сведений, было обнаружено эскизное изображение. В верхней области щита расположены ворота, находящиеся между двух башен. Обе башни очень похожи на башни замка царицы Тамары. Нижнюю часть геральдического щита занимает ключ с прорезью в форме креста.

Бременский ключ – это атрибут апостола Петра, покровителя Бременского кафедрального собора. Впервые он появляется как гербовый символ на клейме города Бремена в 1366 году. С того времени форма ключа не раз менялась. В один из периодов на гербе города был изображен и сам апостол Петр с крестом.
Старый Талер
https://vk.com/old_thaler

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 35491
  • Уважение: +858/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Дмитрий, приветствую вас на Форуме!
Очень интересный и необычный взгляд :ay:

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2061
  • Уважение: +184/-0
Интересно!

Оффлайн Старый талер

  • Йомен
  • **
  • Сообщений: 26
  • Уважение: +20/-0
  • "Нумизматы всех стран, объединяйтесь"!
Дмитрий, приветствую вас на Форуме!
Очень интересный и необычный взгляд :ay:
Спасибо, что приняли! Приветствуем всех форумчан, будем стараться делиться своим материалом со всеми вами.
Старый Талер
https://vk.com/old_thaler

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 35491
  • Уважение: +858/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Интересно!
Я одно время пробовал представить то, как выглядели бы русские городские талеры в XVII веке :bm:
Казалось бы бред, но по аналогии с рублем Алексея Михайловича, адаптирующим западные аналоги с конным портретом правителя и гербом государства, у нас запросто могли бы быть талеры с Москвой или другими городами/монастырями России.
Насобирал большой массив визуального материала с изображением городов и монастырей на русских иконах, по духу очень близкими европейской традиции изображать города в атласах, на медалях и монетах.
Считаю, что такие "несерьезные" темы имеют право на существование, как помогающие видеть сходства, отличия и синтез культур и стилей.

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика