Автор Тема: СМОЛЕНСКИЕ ВОРОТА Интересные Факты о Смоленске  (Прочитано 2227 раз)

Оффлайн Demertious

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 210
  • Уважение: +20/-0
  • HOMO HOMINIS
Да, я читал ваше сообщение, медаль просто фантастическая. Я показал бронзовую - видимо как вариант такой же из золота. Кстати, Владимир, у меня был технический сбой в посте и последние монеты появились 2 раза. Можно ли лишние удалить?

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 34145
  • Уважение: +833/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Герб Смоленска: серебряный щит, в котором на чёрной пушке с золотым лафетом находится птица Гамаюн.
Герб, на котором изображена мифическая райская птица Гамаюн, сидящая на пушке, достоверно известен со второй половины XVII века, когда Смоленск окончательно вошёл в состав Русского царства (1654). Однако, нужно отметить, что имя Гамаюн упоминается не во всех геральдических источниках, часто говорится просто о райской птице. Первоначально эта птица, в соответствие с книжными представлениями о ней, изображалась безногой, а иногда также и бескрылой.

Нет никаких данных, откуда на смоленском гербе взялась райская птица Гамаюн на пушке. Можно лишь предполагать, что пушка символизирует пограничное положение Смоленска, обязанные ему частые осады в XIV—XVII веках и сильное вооружение городской крепости. При этом птица на пушке могла трактоваться как предупреждающая о приближении врага. Слово Гамаюн является искажением названия восточной мифической птицы Хумай (Хумо), которая, согласно многочисленным легендам и поверьям, была способна предвещать избранному лицу владычество, — вполне подходящая символика для герба. С 1992 года птица Хумо изображена на гербе Узбекистана.

Некоторые гербоведы Российской империи пытались объяснить безногость птицы на смоленском гербе через отображение противостояния Русского царства и Речи Посполитой за Смоленск. По мнению А. Б. Лакиера, Смоленск мог представляться этим государствам «вожделенным и недосягаемым предметом» наподобие мифической райской птицы; безногость воспринималась им как «подстреленность» всё-таки добытого русским оружием гамаюна. По мнению П. П. Винклера, Гамаюн — это и вовсе символ Польши, которому русская пушка отстрелила ноги.

Согласно же современным представлениям о происхождении мифического образа птицы Гамаюн, её безногость возникла как результат господствовавшего в XVI—XVIII веках заблуждения о безногости у представителей биологического семейства райских птиц, обитающих на Новой Гвинее — в русской книжности их описывали так: «величеством поболе врабия, хвост имать семи пядей, ногу и крыл у себе не имать».

Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 34145
  • Уважение: +833/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Н. А. Соболева обращает внимание на сходство райской птицы Гамаюна на ранних смоленских гербах с изображениями райских птиц в европейских эмблемниках[en], в том числе в выполненном по заказу Петра I «Символы и эмблемата» 1705 года. Изображения сопровождают такие девизы как «лат. Semper Sublimis» («Всегда высокая»), «Terrae commercia nescit» («Не ведает дел земных»), «Altiora petit» («Высокое ищет»), «Nil terrestre» («Ничто земное»). Вполне характерно и изображение пушки. На одной из эмблем на ней даже сидит птица — орёл; данное изображение использовалось в качестве герба Воронежа в «Знамённом гербовнике» 1730 года.
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 34145
  • Уважение: +833/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Доказательством древности современного смоленского герба некоторое время считалось «медное смоленское пуло» — датированная 1387—1404 годами смоленская монета с выбитой на ней птицей на пушке, изображение которой было опубликовано в 1777 году в нумизматической таблице Гёттингенской библиотеки. Изображения пула приводились в ряде работ, а в последней четверти XIX века оно появилось в коллекциях нумизматов.
Однако, в 1974 году историк И. Г. Спасский доказал, что гёттингенский рисунок является результатом ошибочной реконструкции изображения крылатой и хвостатой гарпии (сирены) и надписи «поуло московское» на дефектном московском пуло, а монеты в коллекциях — фальшивые. Последнее было затем подтверждено результатами экспертного исследования металла монет.
---
Рисунок «Смоленского пуло конца XIV века» из таблиц Геттингенской библиотеки, ныне считающегося мистификацией
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 34145
  • Уважение: +833/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Забавно, но во Франции в годы Революции в ДПИ появился подобный сюжет с птицей на пушке.
В анонсе выставки в ГИМ нашел тарелку с петухом на пушке.
Французы еще не подозревали, что для них будет значит название города в далекой России с таким же гербом
---
В Государственном историческом музее впервые покажут французский «революционный фаянс». Экспозиция включает около 50 керамических изделий из собраний ГИМа, Государственного центрального музея современной истории России и коллекции Татьяны Удрас.

Явление, получившее название «революционного» или «патриотического» фаянса, появилось в эпоху Великой французской революции в Невере, крупном керамическом центре. Посуда стала рупором актуальных политических идей и служила украшением жилищ крестьян, рабочих и провинциальных мещан. Окружат коллекцию фаянса живопись, гравюры и автографы, запечатлевшие важные события эпохи.

Выставка «Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века» пройдет с 12 февраля по 11 мая.
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Оффлайн Demertious

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 210
  • Уважение: +20/-0
  • HOMO HOMINIS
Владимир, очень хорошее продолжение темы "Смоленские ворота" - это герб города с птичкой на пушке. Очень подробно все описано в книжке Геннадия Ражнёва 'Герб Смоленска, Смоленск, “Библиотека журнала “Край Смоленский”, 1993". Очень рекомендую почитать. Там не только о самом гербе - содержание книги выходит за рамки краеведения. Местами читается как исторический детектив. Книжка больше не издавалась, но в интернете продается - будет интересна всем любителям истории и не только... Так вот давно хотел собраться и соединить до кучи некоторые интересные факты, связанные с загадкой происхождения герба, начиная с конца XIV века от князя Глеба Святославовича Смоленского. Но последнее время что-то стало не до историко-нумизматических экзерсисов, к большому сожалению... Но как говорил один известный персонаж I'll be back :bm:


Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 34145
  • Уважение: +833/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
I'll be back
Ждем! :az:
Очень интересно узнать от местного жителя о ходе реставрации крепости и не только.
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Оффлайн Demertious

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 210
  • Уважение: +20/-0
  • HOMO HOMINIS
По крепости: в конце 2019 была информацию о тендере в 1,3 миллиарда рублей на ремонт стены https://www.rabochy-put.ru/news/120897-obyavlen-pervyy-tender-na-remont-smolenskoy-krepostnoy-steny.html
Башню Громовую начали делать еще летом, это как первая ласточка...
https://smolnarod.ru/politroom/nachalo-restavracii-ili-falstart-chto-proisxodit-v-smolenske-na-bashne-gromovoj/
Но, учитывая грандиозные масштабы сооружения и неспешность наших строителей-реставраторов, меня начинают терзать смутные сомнения....

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 34145
  • Уважение: +833/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Объект знаковый для истории России! :ay:
Что касаемо сомнений: контролировать общественности пренепременно стоит, но я оптимист.
Десятки примеров удачных реставрационных работ произведено буквально за последние пять лет!
Страна переживает реставрационный бум!
Добро пожаловать в Мир Старинных Монет!
www.castlecoins.blogspot.ru

Оффлайн Demertious

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 210
  • Уважение: +20/-0
  • HOMO HOMINIS
Появление герба Смоленской земли в виде пушки с птицей связывают с именем князя Глеба Святославовича Смоленского, годы правления 1393-1395. Кстати, книга Геннадия Ражнева «Герб Смоленска» была приурочена именно к предполагаемому 600-летию герба.
Достоверной информации о самом князе сохранилось немного. Более подробно про него можно почитать здесь:
http://deduhova.ru/statesman/gleb-svyatoslavich-velikiy-knyaz-smolenskiy/
В 1390 года князь Витовт при поддержке Тевтонского ордена начал борьбу за литовский великокняжеский трон, но Глеб Святославич выступил против Витовта на стороне его противников Ягайло и Скиргайло. В этой войне Глеб был взят в плен (повторно после 1386 года) и уведен в Литву. Однако из-за гражданской войны в Литве Витовт вынужден был укрыться с семьей в Ордене. А князь Глеб находился вместе с ними в качестве почетного пленника. Кстати говоря, Анна Святославовна Смоленская, будучи женой Витовта, была сестрой Глеба. После победы Витовта в гражданской войне, он удалил князя Юрия Святославича со Смоленского трона. А властителем земли в 1393 Витовт назначил князя Глеба Святославича (он был старшим братом и имел все права на трон). Его брат Юрий Святославич был удален в удельный город смоленского княжества Рославль. Отсюда видно, что независимость княжества была чисто номинальной.
До нас не дошло никаких артефактов, связанных с печатью или «гербом» Глеба, но кое-что интересное можно узнать по следующим косвенным признакам:
1)   Наличие Г-образной тамги, которая приводится на слайде, любезно опубликованном коллегой МНС в теме форума по Смоленским монетам http://forum.castlecoins.ru/index.php?topic=7952.30 и, которая принадлежит князю Глебу (1393- 1395). Вероятность использования первой буквы имени князем очень велика, так как это отлично согласуется с использованием Ю-образной тамги его братом Юрием. Это однозначно подтверждаются на Смоленских монетах князя Юрия Святославича (см. раздел форума). Кстати говоря, буква «ю» в те времена писалась так же, как и сейчас, что видно на его печати. Она была опубликована в статье Зайцев В.В. О времени чеканки смоленских монет с изображением колюмн и Ю-образного знака // Русские монеты XIV-XVII вв. Очерки о нумизматике. Москва, 2016. С. 92-106.
2)   Русский перевод текста из некой польской книги «Золотое Гнездо», на которую ссылается Геннадий Ражнев в своей книге о Смоленском гербе на стр. 28.
«….На дом свой клейнот (знак, клеймо, герб  - Г.Р.) корону принимает,
Велико рождение свое клейнотом являет,
Под короною Гамаюна на громаде (пушке – Г.Р.) обсадив,
Великородство их милостей Смоленских князей изъявив,
Как громада зук (гул, шум – Г.Р) свой повсюду раздавает,
Так и княжество Смоленское всюду прославляет…
…То печать князей Смоленских»

См ниже: Г-образная тамга князя Глеба и один из вариантов Смоленского герба - почти как в стихах из книги «Золотое Гнездо»



Оффлайн Demertious

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 210
  • Уважение: +20/-0
  • HOMO HOMINIS
А теперь вопрос в студию. Зачем князю Глебу было новое клеймо или герб своей земли, если по старой доброй традиции в качестве персонального княжеского знака использовалась тамга, а в качестве печати или по-современному «герба» княжества использовалось изображение одного льва\леопарда или даже двух. Эти звери имеются на Смоленских монетах, на гербе князей Жижемских, на печати князя Юрия. Их широко использовали и в других княжествах Руси.
В конце XIV века артиллерия была еще большой экзотикой, а пушек на гербах средневековых рыцарей, городов, земель, княжеств и государств в те времена еще не было. Откуда взялась пушка, тем более с птицей, на печати русской земли - большая загадка.
У меня есть следующее предположение. Князь Глеб долгие годы находился в Ордене среды рыцарей и после возвращение из Европы он вполне мог отдать приказ сделать новый герб\клеймо более европейского вида. Имея свою персональную Г-образную тамгу, он мог расположить ее для печати горизонтально, а сверху нее расположить по-европейски княжескую корону. А далее могла начать работать интерпретация\фантазия, которая превратила горизонтально расположенную Г-образную тамгу в пушку. Ну реально, длинная часть буквы Г напоминает ствол пушки, а короткая вертикальная часть выглядит как некая «птичка» на казенной части. Напоминаю, что пушки в те времена называлась Громадами. Нет никаких сомнений (об этом пишет Ражнев в своей книге), что Глеб познакомился с пороховой артиллерией, будучи в Ордене и скорее всего получил от Витовта как его вассал какие-то пушки для обороны своей столицы. Так что эта версия трансформации тамги в пушку с птицей может иметь право на существование.


Оффлайн Demertious

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 210
  • Уважение: +20/-0
  • HOMO HOMINIS
Теперь пару слов об отсутствии колес и лафета на самых ранних изображениях герба Смоленска. Все очень просто – на заре развития артиллерии ни колес, ни лафета просто еще не существовало. Пушки возили на повозках и для стрельбы ставили на специальные постаменты и приспособления для стрельбы. Лафеты на колесах стали применяться только в конце XV века https://military.wikireading.ru/18862
В средние века пушки были крайне дороги, и каждая имела свое имя! У многих пушек они были очень экзотическими, в частности носили имена разных реальных и мифических животных и птиц: http://militera.lib.ru/tw/kelly_j/04.html
Весьма возможно, что любимая пушка князя Глеба даже имела свое имя «Гамаюн».
Пройдя по ссылке, ниже можно увидеть разные варианты герба, включая варианты пушки с птицей, в частности ранние без лафета и колес
http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/smolensk.htm


Оффлайн Demertious

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 210
  • Уважение: +20/-0
  • HOMO HOMINIS
Продолжая тему, остановлюсь на удивительной эволюции пушки без лафета и колес, которая произошла в Литовско-Польский период с момента вхождения земли и города в состав ВКЛ в 1404 году по 1667 когда земля и города были возвращены Российскому государству по Андрусовскому перемирию, что было далее подтверждено «Вечным миром» в 1686. Напоминаю также, что с 1514 по 1609 Смоленск и окружающие его земли находились в составе Российского государства. Но никаких свидетельств о гербе с пушкой в это время, к сожалению, не наблюдается. Нельзя же считать гербом Смоленской земли изображение трона с лежащей на нем шапкой на большой печати Ивана IV Грозного. Надпись "печать великого княжества Смоленского" совершенно ошибочна - на самом деле это печать Тверского княжества. На печати с надписью «печать великого княжества Тверского» изображен медведь. Ну вы понимаете…
Итак, «стандартны» герб Смоленского воеводства (образованного в 1508 году) впервые воспроизведен в труде польского историка Bartłomiej Paprocki "Гняздо цноты..." (1578) в виде красной хоругви, на которой имеется серебряный щит с золотым жезлом. Затем это подтверждено в его же работе "Гербы польского рыцарства" (Краков, 1584). Согласно Папроцкому "Воеводство Смоленское употребляет красную хоругвь (знамя), золотой посох (жезл или балка) в сером поле".
На большой печати короля Сигизмунда III герб Смоленска угадывается только лишь в виде штандарта с каким-то смутным силуэтом жезла….
Если принять во внимание все сказанное ранее о пушке с птицей без лафета и колес конца XIV века, то можно вполне себе предположить интерпретацию поляками ствола пушки вправо (казенная часть слева – дуло справа) как некоего жезла или балки! В средние века и в начале нового времени пушки считались оружием вполне себе дьявольским и не могли быть изображены на гербе католического государства. Думаю, именно по этой причине ствол пушки превратился в балку, жезл или посох. К сожалению, птицу поляки совсем проигнорировали, а было бы прикольно… :)
Польский вариант герба Смоленска дожил до начала XX века и использовался белорусским националистами при создании БНР.
Можно пройти по ссылочке и почитать - будет интересно http://www.heraldicum.ru/lietuva/unia.htm

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика