ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ПЛАЩИ - ТАБАРЫ (ТАБАРДЫ).
РАЗМЕРЫ, МАТЕРИАЛЫ, ЦЕНА.
Коллекция геральдических табаров начала XVIII в. с гербами Бургундии, Эно, Фландрии, Брабанта, Люксембурга, Артуа, Намюра и ряда других провинций, входивших в Бургундское государство, выставлена в Императорской сокровищнице художественно-исторического музея в Вене. Судя по изобразительным источникам XV в., перечисленные табары, несмотря на свое позднее происхождение, сохранили покрой и стилистику, характерные для эпохи двух последних бургундских герцогов из династии Валуа.
Представляют интерес размеры указанных геральдических одеяний. Так, длина и ширина табара с гербом Бургундии (инв. №XIV75), соответственно, составляет 85 и 130 см, табара с гербом Люксембурга (инв. №XIV83) – 84 и 124 см, табара с гербом Артуа (инв. №XIV75) – 86 и 130 см.
Письменные источники обычно именуют табары герольдов гербовыми котами, котт-дарм (cotte d’armes). Бургундский рыцарь Жан д’Энен в 1473 г. побывал на торжественном собрании рыцарей ордена Золотого Руна в Валансьене и сделал следующее наблюдение:
«Далее [следовали]12 трубачей; за ними – несколько гербовых королей и герольдов, облаченных в свои котт-дарм, а затем 2 сержанта конюшни, а затем монсеньор герцог [Бургундский], вооруженный и в одежде из золотой парчи».
Судя по сообщениям Оливье де Ла Марша, а также миниатюрам Бартелеми д’Эйка, проиллюстрировавшего «Турнирную книгу» Рене Анжуйского, герольды носили свои табары двумя способами: собственно герольды и короли гербов одевали гербовую котту так, как и положено, а младшие герольды поворачивали ее на теле таким образом, при котором фальшивые рукава оказывались напротив груди и спины, а «покрывала», соответственно, располагались «вдоль рук» («du long des bras»), т.е. именно так, как описал в своем трактате Ла Марш. После семилетней беспорочной службы пурсиваны, согласно тому же источнику, переводились в разряд собственно герольдов. После этого они могли носить свои котт-дарм надлежащим образом.
Одежда герольда шилась за счет герцогской казны, а ее стоимость определялась рангом, который занимал герольд. Так, стоимость «униформы» Жана Лефевра, герольда ордена Золотого Руна, входила в его годовой пенсион в размере 150 франков. В период между 1432 и 1438 гг. церемониальное облачение младшего герольда Огниво (Жиль Гобе), обновлявшийся каждые два года, обходилось казне в 20-28 ливров.
В 1438 г. для турнира в Сент-Омере придворный бургундский художник Юг де Булонь расписал партию флагов, конских попон и гербовых котт:
«Далее, за попоны двух лошадей, на которых [всадники] будут вывозить баннер и паннон монсеньора [герцога Бургундского], за стоимость использованной золотой [краски] – 24 ливра;
далее, за две котт-дарм для двух герольдов монсеньора [герцога Бургундского], кои на двух указанных лошадях будут вывозить указанные баннер и паннон – 12 ливров».
Куркин А.В.