Автор Тема: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси  (Прочитано 7325 раз)

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #15 : 26 Сентября 2020, 17:17:58 »
Новгородская Псалтырь - древнейшая известная на сегодня книга восточных славян и Руси!
Обнаружена в 2000-м году в ходе археологических раскопок.
Содержит полный текст псалмов 75 и 76 и часть псалма 67, записанных на старославянском языке.
Несёт в себе скрытые, затёртые тексты, датируемые 999 годом.

Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью писа́ла. По стратиграфическим, радиоуглеродным и палеографическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет X века, так что он на несколько десятилетий старше Остромирова евангелия, считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания 1056-1057 года.

Датировка Новгородского кодекса (Псалтири) определяется в первую очередь тем, что он лежал в полуметре от края и на 30 см ниже сруба, получившего надёжную дендрохронологическую дату: 1036 год. Это верхняя граница вероятного времени попадания дощечек в землю.
В Уппсальском университете произведен радиоуглеродный анализ воска, который с вероятностью 84 % указывает 1015 год ± 35 лет. В самом теле документа (в "скрытой" части) стоит авторская датировка записи, гласящая о 6507 году от с.м, то есть, 999 год, согласно современной датировке.

Хранится в Великом Новгороде.
https://bigenc.ru/linguistics/text/2666801
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #16 : 25 Октября 2020, 15:01:00 »
Россия славится во всем мире и по праву гордится своими колоколами!
С 988 года над Русью непрерывно звучит колокольный звон.
Первые колокола на Руси лили немецкие мастера, но с XII века в летописях есть многочисленные упоминания о русских мастерах, ливших колокола в Суздале, Ростове, Новгороде и др. городах.
Но знает ли кто-то даже в нашем кругу эрудированных и образованных людей, какого года и где хранится древнейший колокол русской работы? Я уверенно отвечаю, что НЕТ!
Единицы профессионалов и больших энтузиастов знают, что в музее Коломенское хранится чудом сохранившийся в Пафнутиево-Боровском монастыре старейший колокол России, отлитый в 1487 году мастером Федором Пушечником!
Непростительное небрежение по отношению к уникальному артефакту, который мог бы стать символом русского колокольного дела и звонарного искусства!
Древнейший колокол, отлитый в России:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #17 : 25 Октября 2020, 15:24:28 »
Колокола на Руси издревле одушевляли и относились к ним, как к людям!
В том числе и подвергали наказаниям. Все помнят про Новгороский вечевой колокол, но есть и не менее интересный памятник: Ссыльный набатный колокол Углича!

В Угличе 15 мая 1591 года в 12 часу субботнего дня сторож Спасского собора Максим Кузнецов и вдовый священник Федот по прозванию Огурец по приказу царицы Марии Нагой били в набат по случаю смерти царевича Дмитрия. Звон собрал на соборной площади горожан, начались волнения и самосуд над лицами, заподозренными в убийстве Дмитрия. Василий Шуйский, расследовавший происшествие в Угличе, казнил 200 угличан, а 60 семей 1 апреля 1592 года сослал в Сибирь (в основном, в Пелым). Набатный колокол, которому к тому времени, как говорится в летописях и преданиях, было уже лет триста, как подстрекателя к бунту сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и «сослали» в Сибирь. Есть указания, что угличане почти год волокли его в ссылку на себе.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #18 : 25 Октября 2020, 19:20:48 »
Как мне подсказал Игорь Коновалов, древнейшим колоколом всей Руси является т.н. колокол Антония Римлянина XII века!
Скорее всего он немецкой работы и привезен в Новгород из Европы, но может быть даже отлит у нас.
В любом случае - это памятник древности и непрерывности традиции колокольного звона на Руси.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #19 : 25 Октября 2020, 19:29:03 »
А древнейшим датированным колоколом точно русской работы является колокол Никона Чудотворца 1420 года с колокольни Троице-Сергиевой лавры!
Этот колокол - современник возрождения колокольного литья на Руси, гениально описанного Тарковским в новелле "Колокол" фильма "Андрей Рублев".
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #20 : 16 Ноября 2020, 02:00:49 »
Жезл Михаила Романова, врученный ему в 1613 году.
Москва, мастерские Кремля.
Из альбома «Государственные регалии Московского царства»
© Музеи Московского Кремля
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Richelieu_2M

  • Рыцарь
  • Бюргер
  • ******
  • Сообщений: 188
  • Уважение: +46/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #21 : 08 Сентября 2021, 22:14:56 »
Наплечники Андрея Боголюбского («Армиллы Барбароссы»)
Две парные медные позолоченные накладки пятиугольной формы.

Наплечники украшены эмалевыми миниатюрами с евангельскими сценами Распятия и Воскресения Христова. Наплечники изготовлены около 1170—1180 годов ювелирами мозельской школы и, возможно, являются парадными наплечными браслетами — армиллами, бывшими одними из регалий императоров Священной Римской империи. Вероятным их владельцем называют Фридриха Барбароссу, который, по преданию, подарил их великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому.

Armilla с композицией «Воскресение Христово» хранилась в ризнице Успенского собора г. Владимира. Первое упоминание её среди других ценностей главного владимирского храма имеется в описи 1693 г. 

В 1849 г. владимирский краевед В.И. Доброхотов в книге «Памятники древности во Владимире Кляземском» упоминает её среди сокровищ соборной ризницы: «медный вызолоченный знак или нагрудник, с мозаичным изображением Воскресения Христова, который, как полагают, великие князи или патриархи носили на персях».

На Всемирной выставке в Париже 1867 г. экспонировалась копия armilla – подлинник вывозить не разрешили .

В 1890 г. «финифтяный княжеский нарамник» из владимирского Успенского собора экспонировался на выставке в честь VIII археологического съезда в Москве. Потом наплечник снова находился в ризнице Успенского собора.

В 1906 г. в новом здании Владимирского музея была открыта приуроченная к III Об-ластному историко-археологическому съезду выставка, главным экспонатом которой был «наплечник великокняжеского кафтана, украшенный лиможской эмалью XII–XIII веков». После выставки реликвия была возвращена в Успенский собор, где находилась до 1919 г. В «Описи церковного имущества владимирского кафедрального Успенского собора» среди древностей, не принадлежащих к богослужению, значится «медный позолоченный знак, или наплечник, с мозаичным изображением Воскресения Христова». Рядом сделана приписка: «Взят в музей в августе 1919 года».

С тех пор примерно до 1933 г. этот шедевр был экспонатом Владимирского музея. В старой фондовой «Описи вещам, находящимся на хранении в сундуке № 2» под № 51 чис-лится «нарамник великокняжеский бронзовый с эмалью XII века».

Потом уникальным экспонатом Владимирского музея заинтересовались в Москве. В архивах сохранилась переписка между руководством Оружейной палаты Московского Кремля и Владимирского музея о планируемой по просьбе москвичей передаче наплечника в Москву, датируемая октябрём 1932 г. Во Владимир был даже направлен научный сотрудник Оружейной палаты Л.И. Денисов для получения этого памятника по доверенности. Однако в докладной записке от 15 октября 1932 г. он сообщает исполняющему обязанности директора Оружейной палаты В.К. Клейну, что Владимирский музей, поддержанный Владимирским РОНО и Председателем РИКа, затребовал значительную компенсацию за наплечник. На копии письма из Учёного комитета ЦИК, в ведении которого в то время находилась Оружейная палата, сохранилась помета В.К. Клейна от 21 октября 1932 г. о том, что передача экспоната не состоялась. Но шедевр ещё недолго оставался во Владимире! Вероятно, в 1933–1934 гг. с целью полу-чения валюты раритет был продан за границу. Документов о том, кто, когда и кому продал данный наплечник, пока найти не удалось.

Уже в октябре 1934 г. armilla с изображением «Воскресения» была куплена Обществом друзей Лувра у известного парижского антиквара Н. Бримо и подарена музею. Подарок был принят Художественным советом Лувра 13 ноября 1934 г. и ратифицирован Министерским указом от 6 декабря того же года. С того времени и по сей день armilla является экспонатом Лувра.

Armilla с композицией «Распятие Христа» найдена в 60-х гг. XIX в. известным русским историком искусства, сотрудником Оружейной палаты Г.Д. Филимоновым «в подвале и среди хлама одного из монастырей Владимирской же губернии». Название монастыря, из которого происходит эта находка, не указано. Однако в газете «Владимирские губернские ведомости» за 4 апреля 1867 г. сообщается со ссылкой на объяснение Филимонова, что наплечник с «Распятием» был «приобретён в одном из Переславских монастырей».

В 1867 г. аrmilla с успехом экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где комиссаром русского отдела истории труда был Г.Д. Филимонов. По возвращении с выставки она, вероятно, хранилась в его частной коллекции.

После смерти Филимонова в 1898 г. накладка оказалась в частном собрании петербургского художника, профессора Академии художеств М.П. Боткина. В 1904 г. раритет был украшением выставки прикладного искусства, состоявшейся в Петербурге под покровительством императрицы Александры Фёдоровны в пользу раненых воинов, и был опубликован в красочном каталоге выставки. После смерти М.П. Боткина его вдова пыталась сохранить коллекцию. В 1917 г. ценности были сданы на временное хранение в Русский музей. В 1919 г. коллекцию Боткина национализировали. Произведения прикладного искусства Западной Европы частично передали в Эрмитаж (среди них armilla не значится), частично распродали.

В то время за границу с целью получения валюты были проданы многие шедевры культуры. В докладе директора Оружейной палаты Д.Д. Иванова о вреде распродаж музейных ценностей от 10 сентября 1928 г. упоминается попавший в Алмазный фонд наплечник Андрея Боголюбского, оценённый в 35 тысяч. Иванов говорит, что он должен быть извлечён из Алмазного фонда для музейного использования, т.к. это – «исключительно важный не по своей материальной ценности, а по своему величайшему значению в научном отношении» экспонат. В это время armilla из Успенского собора находилась во Владимирском музее (переписка о его передаче в Оружейную палату датируется 1932 г.).

Так или иначе, второй наплечник в 1930-х гг. тоже оказался за границей. Долгое время он находился в частном собрании барона фон Гирша сначала во Франкфурте, потом в Базеле. В июне 1978 г. на аукционе Сотбис в Лондоне эмалевую пластину с изображением «Распятия» приобрёл Германский национальный музей в Нюрнберге.

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #22 : 10 Сентября 2021, 01:19:44 »
Боль(( :(
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #23 : 06 Октября 2021, 20:22:23 »
Это артефакт совсем не Древней Русти но её осколка 17-го века: водосвятная чаша Богдана Хмельницкого!
Одна из восьми личных вещей Богдана Хмельницкого, сохранившихся до сих пор в мире, — водосвятная чаша — экспонат Государственного исторического музея Москвы. По экспертным заключениям специалистов, она изготовлена из серебра и украшена позолотой в 30-х годах ХVIII века в Лейпциге. Вес уникального изделия — 540 граммов. Верхнюю часть чаши украшает герб Войска Запорожского с инициалами гетмана и начальными буквами его титула. Здесь впервые видим казака с мушкетом, который был символом войска Запорожского в Национально-освободительной войне 1648-1654 годов.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #24 : 25 Декабря 2021, 22:32:19 »
Один из древнейших и любопытнейших экспонатов Оружейной палаты — шлем Ярослава Всеволодовича — недавно отреставрировали. И заодно определили, что привычные представления об этом памятнике были не очень точны
https://www.theartnewspaper.ru/posts/20211216-vyqi/

Этот экспонат Оружейной палаты хорошо знаком любому, кто занимается русской историей. Случайно обнаруженный крестьянами в 1808 году близ Юрьева-Польского шлем второй половины XII — первой половины XIII века стал одним из тех предметов, с которых отечественная история началась как наука (а с ней и военная археология). При Александре I его изучением занимался Алексей Оленин, на основе упоминания на шлеме имени Феодор предположивший, что тот принадлежал отцу Александра Невского, князю Ярославу Всеволодовичу, крещенному в честь святого Федора Стратилата. Версия подтверждалась летописями, из которых известно, что в 1216 году, потерпев поражение в Липицкой битве, примерно в том же районе, этот князь бежал, бросив свой тяжелый доспех.

Шлем стал одним из первых экспонатов Оружейной палаты как музея, получив инвентарный номер Ор-2, и до сих пор остается одним из древнейших русских шлемов. А также одним из самых красивых: несмотря на частичные утраты железной основы, серебряные накладки с изображением архангела Михаила и святых сохранились. Он был темой многих статей и попыток «бумажных» реконструкций первоначальной формы. И вот, впервые за 200 лет, пришло время реконструировать его в реальности. Отреставрированный предмет представлен в Музеях Московского Кремля, в парадном вестибюле Оружейной палаты, на выставке «Александр Невский. Имя, символ, легенда» (до 12 января 2022 года), приуроченной к 800-летию сына предполагаемого владельца шлема. Реставрация и была подгадана к открытию этого выставочного проекта.

Как рассказал нашему изданию Федор Панфилов, хранитель экспозиции оружия и регалий Оружейной палаты, реставрация, выполненная реставратором Музеев Московского Кремля Михаилом Кружалиным, заняла более года. Благодаря ей знаменитый шлем — которым, кстати, вдохновлялись советские художники, придумывая реквизит для фильма «Александр Невский», — предстает в таком виде, какого не предполагали прежде. Все опубликованные репродукции с ним, а также его музейные реплики отныне следует считать устаревшими.

По словам Федора Панфилова, основное изменение коснулось формы шлема. Когда в начале XIX века железные и серебряные фрагменты поступили в музей, их расположили на деревянной болванке, очертания которой определялись тогдашними представлениями о том, какими были русские шлемы XIII века, поэтому форма эта была похожа на норманнские шлемы. За два столетия деревянная основа деформировалась, что плохо влияло на закрепленные на ней металлические фрагменты. Было решено заменить ее на новую. Когда остатки шлема сняли и подвергли тщательному анализу, выяснилось, что диктуемая их изгибами форма отличается от того, к чему привык наш взгляд. Стала очевидной реальная конфигурация «шлема Ярослава Всеволодовича», оказавшаяся не настолько вытянутой, как было принято считать.

Шлем после реставрации. Фото: Музеи Московского Кремля
Шлем после реставрации.
Фото: Музеи Московского Кремля
Новую основу сделали из нейтрального материала, цвет которого был выбран черным, чтобы он совпадал с оттенком старого железа сохранившихся частей — те подверглись тщательной консервации. Другое зримое изменение коснулось позолоченных чеканных накладок из серебра. Потемневший древний металл был очищен от патины и теперь сверкает.

Исследование шлема в ходе реставрации, по словам Панфилова, позволяет предположить, что его основа могла быть более ранней. На нее позднее были добавлены узорчатые серебряные накладки и наносник с надбровными дугами. Не исключено, что шлем принадлежал нескольким знатным воинам и передавался в княжеском роду из поколения в поколение.
СОФЬЯ БАГДАСАРОВА
16.12.2021
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #25 : 30 Декабря 2021, 01:04:02 »
Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские Государи, на нём стояли!
Петр I

Мономахов трон - древнейшее тронное место России, созданное при Иване Грозном в 1551 году и до сих пор стоящее в Успенском соборе Московского Кремля.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #26 : 30 Декабря 2021, 01:07:04 »
В Историческом Музее экспонируется его копия, дающая представление о первоначальной полихромной росписи и позолоте трона Ивана Грозного:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #27 : 21 Июля 2022, 14:43:32 »
21 июля 1613 года (по новому стилю) в Успенском соборе Московского Кремля Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Это событие ознаменовало основание новой правящей династии.
 
Через три года царствования Михаила Федоровича мать подарила ему золотую чарку. Прежде она принадлежала великому князю Василию III, о чем свидетельствует надпись по венцу, выполненная черной эмалью. На оборотной стороне ручки — более поздняя надпись о том, что чарка была подарена Михаилу Федоровичу на Пасху 1616 года его матерью Ксенией Ивановной (инокиней Марфой).
.
Чарка, первая треть XVI в.
.
© Музеи Московского Кремля
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #28 : 22 Августа 2022, 02:56:56 »
21 августа 1561 года Иван IV Грозный женился во второй раз. Его супругой стала юная княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир Гуки. Перед свадьбой Кученей перешла в православие и приняла имя Мария. Золотое блюдо, представленное на фотографии, было, по-видимому, царским подарком, на котором невесте поднесли головной убор в соответствии с древнерусским свадебным ритуалом.
 
Это блюдо — один из великолепнейших памятников ювелирного искусства эпохи Ивана Грозного. Оно выковано из куска золота весом почти в три килограмма, чеканено «ложками» (так в Древней Руси называли округлые лопасти). На мишени блюда — черневое изображение двуглавого орла. По борту наведен чернью узор из плавно изогнутых стеблей трилистника. Среди орнамента расположены шесть клейм в виде свитков с черневой надписью: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ БЛАГОЧЕСТИВАГО / ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА / ВАСИЛЬЕВИЧА ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ / ЗДЕЛАНО БЛЮДО БЛАГОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ / ВЕЛИКОИ КНЯГИНИ МАРЬИ / ЛЕТО В ШЕСТЬ ДЕСЕТ ДЕВЯТОГО» [1560/1561].
 
Второй брак царя продлился восемь лет. В этом браке у Ивана Васильевича родился сын Василий, умерший в младенчестве. В 1569 году умерла и сама царица, которая тяжело заболела во время поездки с мужем в Вологду. Золотое блюдо царь вложил на «помин ее души» в Троице-Сергиев монастырь.
.
Блюдо. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1561. Диаметр - 41,5-42,3 см.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Онлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41573
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
« Ответ #29 : 25 Августа 2022, 22:29:49 »
Чаша была найдена при раскопках Царевского городища золотоордынского времени в 1843 году. Сосуд, из которого князь пил с гостями «вкруговую», предназначался для званых пиров. Его широкий венец опоясывает заздравная резная надпись. В научный оборот чаша была введена в 1851 году как памятник XII столетия, связанный с именем черниговского князя Владимира Давыдовича. Однако в исследованиях последнего времени драгоценный сосуд отнесен к произведениям первой половины XIV века.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика