Автор Тема: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ  (Прочитано 163263 раз)

Оффлайн genosse

  • Шериф
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 647
  • Уважение: +106/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #630 : 13 Июня 2019, 12:27:14 »
    Попались в архиве аукционов Херитэдж пробные оттиски на свинцовых заготовках двух боливийских монет.
Если с оттиском монеты 8 солей 1852-56 гг. все понятно и даже "центральная точка" вроде как в месту, то оттиск 8 солей 1848-51 гг. вызвал недоумение. Четыре выпуклости в виде рисовых зернышек в аннотации к лоту названы "центрирующими".
  Вот сижу думаю - может это на незаконченном мастер-пуансоне были предусмотрены такие "центрирующие", которые затем перенеслись на пробный штемпель, а с него на пробный оттиск монеты?
   

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41696
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #631 : 13 Июня 2019, 13:28:18 »
Центрирующая там только точка.
Назначение выемок может быть объяснено целым букетом версий: призваны обеспечить равномерную деформацию штемпеля при переводе изображения с пуансона. Если обратите внимание на античные монеты - портретная сторона у них линзообразная за счет того, что пуансон головы проваливал не только рельеф, но увлекал за собой соседние участки поля. Плюс уменьшает скольжение пуансона...
Вообще кухня монетного дела таит в себе десятки вспомогательных операций, - если отдельно показывать пробники каждого этапа - никто не догадается что это, зачем и почему :D
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн genosse

  • Шериф
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 647
  • Уважение: +106/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #632 : 13 Июня 2019, 13:43:08 »
   Тут надо ещё добавить, что как раз с монет типа 1848-51 гг. и начали использовать мастер-пуансоны.
Про линзообразность на античных монетах - это вы имеете ввиду, что портретная сторона выпуклая, а другая вогнутая?

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41696
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #633 : 13 Июня 2019, 14:32:24 »
Да, и не только античные, этим страдают, пусть в меньшей степени и монеты Ренессанса.
Правда, реверс не вогнутый у них, а ровный или заметно менее выпуклый, чем аверс.
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн genosse

  • Шериф
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 647
  • Уважение: +106/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #634 : 24 Июня 2019, 10:10:47 »
   Получил на днях перуанские 8 реалов 1826 г. т.н. тип «Libertad Parada» с маленькой фигурой Свободы.
   Мондвор - Лима
   Пробирщики J.M. - Juan Martinez de Rozas and Manuel Rodriguez de Carasa
   Вес - 27,17 г
   Интересной оказалась история создания данного дизайна, которую можно проследить по эскизам сохранившимся в Национальном Архиве Лимы.
   В начале 1825 года министр финансов Перу Hipólito Unanue поднял в Конституционном Конгрессе вопрос о разработке дизайна и чеканке новой республиканской монеты. Известно, что Hipólito Unanue, врач, натуралист, общественный и политический деятель, был ещё и нумизматом, оставившим после себя большую коллекцию монет и медалей. Он отлично понимал, какую огромную представительскую функцию выполняет пущенная в обращение золотая и серебряная монета.
    В феврале Конгресс направил на рассмотрение министра эскиз монеты 8 реалов, где на аверсе представлен новый герб республики - под сияющим солнцем щит с изображением кондора,  обрамленный штандартами и трофеями в виде пушечных стволов и лентой с девизом «Renació el sol del Perú» (Возрожденное солнце Перу). На реверсе, на фоне горного пейзажа, аллегория Свободы в виде женщины в тунике и шлеме, с копьем и щитом в руках, позади которой стоит викунья. По кругу на реверсе надпись «Por  la  victoria  de Ayacucho» (Благодаря победе при Аякучо).
    Однако Hipólito Unanue представил Конгрессу свой эскиз монет 8 эскудо и 8 реалов. На аверсе кондор в гербе заменен на изображение викуньи и заштрихован девиз на ленте под щитом. Изменен и реверс – аллегория Свободы сидит на фоне горного пейзажа, при этом вместо щита в левой руке у неё рог изобилия. По кругу на реверсе новый девиз «Рor la virtud, y la unión» (Благодаря добродетели и единству). Конгресс рассмотрел эскиз министра 23 февраля. Был одобрен реверс монеты, а на аверсе сияющее над щитом солнце решили заменить лавровым венком. Казалось, что новый герб республики и дизайн монет окончательно утверждены.

П.С. викунья на монете - совершенно чудесная лошадка))) Трехлетний племянник так рисует песикотов.

Оффлайн genosse

  • Шериф
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 647
  • Уважение: +106/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #635 : 24 Июня 2019, 10:14:31 »
   Но совершенно неожиданно на следующий день 24 февраля 1825 г. президент Конгресса José Gregorio Paredes предложил новый проект герба. Центральная часть герба - это увенчанный солнцем щит разделенный на три части, в правой части изображена викунья, в левой хинное дерево, в нижней - рог изобилия, что должно символизировать животные, растительные и минеральные богатства Перу.  Практически без обсуждений новый проект был одобрен Конгрессом и утвержден 25 февраля 1825 года. Было сделано лишь одно изменение - солнце заменили на лавровый венок, который символизировал все ту же победу в битве при Аякучо.
    Конституционный Конгресс, обобщив рассматриваемые прежде проекты, направил на утверждение Правительства эскизы монет в 8 реалов и 8 эскудо. На аверсе новый герб, а на реверсе аллегория Свободы со щитом и копьем на которое надет фригийский колпак и по кругу девиз «Firme y feliz par la union» (Сила и счастье в единстве).
    По степени сложности разделяли малый герб (Escudo de Armas), национальный герб (Escudo Nacional) и большой герб или большую государственную печать (Gran Sello del Estado).
  На монет в 8 реалов представлен малый герб, где увенчанный лавровым венком щит по бокам обрамляют пальмовая и оливковая ветви.
  Национальный герб представлен на монете в 8 эскудо , на котором ветви заменены на перекрещивающиеся штандарты.
  На большом гербе изображены и ветви и штандарты. Вот такой, написанный маслом на щите из красного дерева, большой герб (автор - художник José Leandro Cortes) с 1832 г. украшал Монетный двор Лимы, а сейчас находится в Музее Центрального Банка Перу.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41696
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #636 : 24 Июня 2019, 10:31:36 »
Великолепное повествование! :ay:
На одном дыхании прочитал!
Эскизы монет - эксклюзив в рунете, - очень интересно!
А министр-нумизмат, переплетение геральдики и нумизматики, становление национальных символов - невероятно!
Но птичку жалко! :'(
Вместо оригинального, даже уникального, герба с Кондором вышел скучный и банальный щиток - у нас в любом провинциальном городишке такой.
---
Поздравляю с новым приобретением! :az:
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн genosse

  • Шериф
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 647
  • Уважение: +106/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #637 : 24 Июня 2019, 11:26:13 »
   Там не так все просто, вернее все довольно сложно и интересно))))
   До недавнего времени Ипполито Унануе (1755-1833) я знал как политического деятеля, которому на старости лет приходилось мирить своенравных варягов-освободителей и как министру финансов поднимать экономику республики.
    Однако как врач и натуралист Унануе в колониальный период вел очень напряженный идеологический диспут с представителями так называемой «школы ультрамарина». В 18 века по мере развития капитализма на основе единства экономических интересов начали складывать нации. Этот процесс происходил и в Латинской Америке. Испанская метрополия законодательно тормозила экономические развитие колонии. Причем это сопровождалось и «информационной войной». Согласно тезисам, выдвинутым впервые в трудах французского натуралиста графа de Buffon, Америка была незрелым и слабым континентом, который производил низших животных и людей. Эти теории, принятые многими наиболее признанными европейскими интеллектуалами, были доведены до крайности, когда говорили что враждебный климат также приводит к неизбежному вырождению человека в Америке.     Унануе в этом диспуте целую книгу написал в 1806 году  - «Наблюдения за климатом Лимы и его влиянием на организованных существ, особенно на человека».
   После обретения независимости перуанские креолы попали в странную ситуацию. Почти 300 лет со времен Писарро они претендовали на права и привилегии испанцев. Одержав же победу были вынужденны отрицать это (ибо «против кого тогда боролись ?»).
   Тут ещё и отделение от Перу Боливии - чем перуанцы отличаются от боливийцев?
   В тоже время не могли назвать основой своей национальной идентичности доколумбовское прошлое. Потому что в памяти было восстание Тупака Амару, когда креолов резали наравне с испанцами.
    Тут и всплыло возвышение природы, которое занимало центральное место в креольском патриотизме с 17 века. Ещё в первом гербе Перу, разработку которого приписывают генералу Сан-Мартину, от Сан Мартина лишь центральная часть, где на щите солнце встающее над Андами перед спокойной гладью моря. Причем эта эмблема не личное изобретение генерала, она была на штандартах батальонов приведенных им из Аргентины, где солнце - это аргентинское «майское солнце». Унануе такая безликая символика показалась лишенной национального колорита и он сразу же добавил к ней викунью, кондора, пальму, а на первой монете 8 реалов (т.н. тип Peru Libre) символические образы Справедливости и Добродетели (вполне в духе ученого-гуманиста).
    Аналогично было и со вторым гербом. Основной акцент сделан на природе. Викунья, животное которое с трудом поддается приручению, как символ свободы. Хинное дерево как естественное лекарство от «чумы тропиков» - тропической лихорадки.
   Заметили - из герба постоянно убирали солнце? С одной стороны это было тщательное исключение всего что напоминало бы о Сан-Мартине, которому несправедливо приписывали диктаторские амбиции. С другой - исключение индейских мотивов (инкского бога солнца Инти).

Оффлайн pav

  • Бюргер
  • ***
  • Сообщений: 110
  • Уважение: +36/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #638 : 25 Июня 2019, 01:33:59 »
К слову об аргентинском солнце.
Сегодня в мордокниге встретил такую прелесть, кажется солнышко чем то недовольно.

Оффлайн ростовский

  • Победителю Турнира эрудитов-2015
  • Рыцарь
  • Герцог
  • ******
  • Сообщений: 1515
  • Уважение: +141/-0
  • Sub umbra floreo
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #639 : 28 Июня 2019, 00:24:45 »
 но прошло 29 лет и оно уже чувствует себя более уверенно под патронажем государственного казначейства

Оффлайн genosse

  • Шериф
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 647
  • Уважение: +106/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #640 : 28 Июня 2019, 09:18:47 »
но прошло 29 лет и оно уже чувствует себя более уверенно под патронажем государственного казначейства
 
   Оно такое уверенное, потому что в Великобритании отчеканено, в Бирмингеме. С британским паспортом в кармане я бы тоже ходил посвистывал))))))

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41696
  • Уважение: +939/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #641 : 28 Июня 2019, 10:16:10 »
Оно такое уверенное, потому что в Великобритании отчеканено, в Бирмингеме.
Неожиданно! :o
Не только Российская Империя, Советы и пост-колониальные республики чеканили монеты в Лонданах да Парыжах.
С британским паспортом в кармане я бы тоже ходил посвистывал))))))
У них там политический кризис, брекзит, рецессия и предчувствие стагнации!
Так что никакой уверенности, как в Аргентине XIX века  :D
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн genosse

  • Шериф
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 647
  • Уважение: +106/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #642 : 28 Июня 2019, 11:10:58 »
У них там политический кризис, брекзит, рецессия и предчувствие стагнации!
Так что никакой уверенности, как в Аргентине XIX века  :D

   Ну я имел ввиду, что посвистывал бы при королеве Вики, империи и прочих ништяках промышленной революции))))) В то время как в Аргентине разгар очередной гражданской войны.
   А то, что некоторые пост-колониальные республики чеканились в Великобритании (хоть и на частных мондворах), так это и не секрет, что "молодые демократии" в Латинской Америки зарождались с британской военной помощью и на британские же деньги. За что потом долго не могли отвязаться от британской "опеки".

Оффлайн genosse

  • Шериф
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 647
  • Уважение: +106/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #643 : 28 Июня 2019, 12:23:16 »
    А расскажу ка  я вам сказочку на выходные)))))
    В прошлом году, как пример «масонского заговора» в нумизматике, я показал монету в 25 сантим Республики Гаити 1813 года.  Но «уход в дебри» показал, что масонская символика на монете самым непринужденным, хоть и неожиданным, образом переплетена с религией Вуду, о чем грех было бы не рассказать на форуме))))
    Вначале немного из истории масонского «Ремесла» и религии Вуду на Гаити.
    Первая масонская ложа шотландского устава во французской колонии Сан-Доминго была основана негоциантом Etienne Morin в 1747 году в столице колонии городе Le Cap Francais на основе патента выданного ему Grande Loge de France (Великой Ложей Франции). Причем ложа в Сан-Доминго была одна из немногих, куда принимали мулатов и чернокожих (свободных разумеется, а не рабов). Надо отметить, что в колонии была наибольшая в  регионе община «свободных цветных» - потомков мужчин-рабовладельцев и африканок-наложниц, которые благодаря полуофициальной системе пласажа  могли наследовать собственность своих родителей и вести бизнес. Некоторые негры-вольноотпущенники также пользовались правами свободных. Таким образом по мере роста благосостояния Сан-Доминго (а к 1780 г. здесь производили около 40 % сахара и 60 % кофе, потребляемых в Европе) членство в масонской ложе стало своеобразным признаком аристократизма и принадлежности к элите. 
    Большинство же рабов,  на протяжении всего периода существования колонии, были рождены в Африке, так как тяжелые условия существования препятствовали их естественному приросту. Поэтому сильным в их среде оставалось влияние африканской культуры, верований и религиозных практик Гвинеи, Конго и Дагомеи. Но так как принятый при Людовике XIV “Черный кодекс» запрещал открыто исповедовать африканские религии и заставлял всех рабовладельцев обратить своих рабов в католицизм, гаитянское Вуду включало в себя католические элементы, такие как принятие католического календаря, использование святой воды в ритуалах очищения, пение гимнов и введение в лексику латинских слов. Отмечу, что афрофобический дискурс против Вуду был нормой среди политической и коммерческой элиты Cан-Доминго. Интеллигенция и политические деятели смешанной расы, бесконечно осуждали религиозные обряды своих соотечественников как варварские суеверия.
    Но в целом так же как причастность к масонскому «Ремеслу» помогало морякам и торговцам не только создавать полезные для бизнеса связи, но и давало «чувство плеча» вдали от Родины в интернациональных портах Нового Света, религия Вуду стала способом культурной самоидентификации чернокожих рабов на плантациях Сан-Доминго.
    В итоге когда Гаити завоевал свою независимость в конце Гаитянской революции 1791-1804 годов, масонство настолько укоренилась в местной культуре, что все черное революционное правительство унаследовало «Ремесло» среди прочих трофеев войны и любой руководитель страны, который не был масоном до вступления в должность, был рукоположен в связи с его избранием. Так в музее Метрополитен находится изготовленная в Бирмингеме сабля (100 % подлинная !), которая участвовала в мистерии по вступлению гаитянского императора Фаустина I Сулука в «Большую Масонскую Ложу Гаити» в 1850 году.

Оффлайн genosse

  • Шериф
  • Эсквайр
  • ******
  • Сообщений: 647
  • Уважение: +106/-0
  • Нумизматика - история, застывшая в металле
Re: МОНЕТЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
« Ответ #644 : 28 Июня 2019, 12:32:28 »
    Теперь перейдем непосредственно к монете. Напомню, что в конце 1806 года из-за возникших междоусобиц между неграми и мулатами Гаити раскололось на «Государство Гаити» (с 1811 года - королевство) на севере, под руководством негра Анри Кристофа и южную «Республику Гаити», контролируемую мулатом Александром Петионом.
    Монеты с данным дизайном чеканились в Республике Гаити в 1813-15 гг. номиналами 6, 12, 25 cантимов (на фотоколлаже монеты получились одного диаметра). Логично было бы думать, что уроборос на монете имеет масонское происхождение. И действительно уроборос как символ вечности изображен например на гербовой печати масонской ложи Великий Восток Франции (Grand Orient de France) образовавшейся после трансформации Великой Ложи Франции (Grande Loge de France) и вполне мог быть известен депутатам-масонам в правительстве Александра Петиона. В тоже время уроборос являлся довольно известной аллегорией круговорота жизни и смерти как например на гравюре из книги  «A Collection of Emblems, Ancient and Modern» 1635 года английского поэта George Wither, где уроборос иллюстрирует латинскую пословицу Finis Ab Origine Pendet (Конец зависит от начала).
    Не исключено также, что получивший образование во Франции, президент Александр Петион,  не менее желал представить сцену африканскими культурными символами, чем его северный соперник, бывший раб, король Анри Кристоф, который даже элитный корпус гвардейцев cформировал из привезенных бенинских воинов, назвав их «Королевскими дагомейцами». Поэтому уроборос на монете вполне может представлять собой змеиное божество из культа Вуду - Damballah Wedo (Дамбала Ведо). В мифологии Вуду змей Damballah Wedo является старейшим из всех духов-loa, участвовавший в сотворении мира, покровитель инвалидов, калек, маленьких детей. Однако уроборос никогда не использовался в качестве символа (т.н. veve) данного божества в обрядах Вуду на Гаити. Но зато он хорошо известен на родине гаитянских рабов -  в Королевстве Дагомея на побережье Западной Африки. В западноафриканских историях о сотворении мира все элементы космоса объединены в спирали великого змея Danh-gbi (Дан-би). Змей сжимает хвост во рту, чтобы предотвратить ослабление витков и если он отпустит свой хвост, мир растворится в хаосе. Вот такой уроборос  Danh-gbi, как символ мировой гармонии, изображен на глиняной плитке украшающей дворец короля Ghezo, который правил в Дагомее в 1818-1858 годах. 
   Мне не удалось найти источник, где однозначно бы говорили о масонском или вудуиском происхождении уробороса на монете. Скорее всего истина где-то посередине - аристократ-мулат видел в нём аллегорию, масон - символ вечности, бывший раб видел в нем Великого змея-покровителя слабых. Однако несомненно, что поскольку рабам в колониальном Сан-Доминго официально запрещалось носить и использовать деньги, эта серебряная монета стала своеобразным символом новых свобод, которыми стали пользоваться свободные граждане Гаитянской республики.

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика