Автор Тема: Лекция о Средних веках, 1834 год.  (Прочитано 2097 раз)

Оффлайн Ромич

  • Йомен
  • **
  • Сообщений: 87
  • Уважение: +3/-0
Лекция о Средних веках, 1834 год.
« : 18 Октября 2014, 16:00:09 »
понемногу добавлю еще несколько частей :)
О средних веках.
Вступительная лекция, читанная в Петербургском университете, в августе 1834 года.
Никогда история мира не принимает такой важности и значительности, никогда не показывает она такого множества индивидуальных явлений, как в средние века. Все события мира, приближаясь к этим векам, после долгой неподвижности, текут с усиленной быстротой, как в пучину, как в мятежный водоворот, и, закружившись в нем, перемешавшись, переродившись, выходят свежими волнами. В них совершилось великое преобразование всего мира, они составляют узел, связывающий мир древний с новым, им можно назначить то же место в истории человечества, какой занимает в устроении человеческого тела сердце.
Как совершилось это всемирное преобразование ?
Как удержались в нем старые стихии ?
Как они смешались ?
Что прибавилось в нем нового ?
Это такие вопросы, которым равные по важности едва ли найдутся во всей истории .
Все, что мы имеем, чем пользуемся, чем можем похвалится перед предыдущими веками, все устройство и искусное сложение наших административных частей, сами даже сословия, наша религия, наши права и привилегии, нравы, обычаи, сами знания, совершившие такой быстрый прогрессивный ход, - все это или получило начало и зародыш, или даже развилось и образовалось в темные, закрытые для нас средние века.
В них первоначальные стихии и фундамент всего нового; без глубокого и внимательного исследования их не ясна, не удовлетворительна, не полна новая история, и слушатели ее похожи на посетителей фабрики, которые удивляются быстрой отделке изделий, совершающийся почти перед глазами их, но забывают заглянуть в темное подземелье, где скрыты всемогущие колеса, дающие толчок всему; такая история похожа на статую художника, не изучавшего анатомию человека.
Отчего же, не смотря на всю важность этих необыкновенных веков, всегда как –то неохотно ими занимались ?
Отчего, приближаясь к ним, всегда спешили скорее пройти их, и отдалится о них, и редкие, очень редкие , пораженные величием предмета , возлагали на себя труд разрешить некоторые из приведенных вопросов ?
Мне кажется, это происходило от того, что средней истории назначили самое низшее место. Время ее действия считали слишком варварским, невежественным, и от того –то оно и в самом деле сделалось для нас темным, раскрытое не вполне, оцененное не по – справедливости, представленное не в гениальном величии.
Невежественным можно назвать разве только начало, но это невежественное время уже имеет в себе то, что должно родить в нас величайшее любопытство. Самый процесс слияния двух жизней, древнего мира и нового, это резкое противоречие их образов и свойств, эти дряхлые, умирающие стихии старого мира, которые тянутся по новому пространству, как реки, впавшие в море, но долго еще не сливающие своих пресных вод с солеными волнами; эти дикие, мощные стихии нового, упорно не допускающие к себе чужого влияния, но наконец, невольно принимающие его; это старание, с каким европейские дикари кроят по – своему римское просвещение; эти отрывки или, лучше сказать, клочки римских форм, законов, среди новых, еще не определенных, не получивших ни образа, ни границы, ни порядка; сам этот хаос, в котором бродят разложенные начала страшного величия современной Европы и тысячелетней силы ее,- они все для нас занемательнее, и более возбуждающие любопытство, нежели неподвижное время всемирной римской империи под правлением ее безсилых императоров.
Другая причина, почему неохотно занимались историей средних веков, это – мнимая сухость, которую привыкли сливать с понятием о ней. На нее глядели, как на кучу проишествий не стройных, разнородных, как в толпу раздробленных и безсмысленных движений, не имеющих главной нити, которая бы совокупляла их в одно целое.
В самом деле, ее страшная, необыкновенная сложность с первого раза не может не показаться чем – то хаосным, но рассматривайте внимательнее и глубже, и вы найдете и связь, и цель, и направление. Я, однако же, не отрицаю, что, для самого умения найти все это, нужно быть одаренным тем чутьем, которым обладают немногие историки. Этим немногим предоставлен завидный дар увидеть и представить все в изумительной ясности и стройности.
После их волшебного прикосновения, проишествие оживляется и приобретает свою особенность, свою занимательность ; без них оно долго представляется для всякого сухим и бессмысленным. Все, что было и происходило, все занимательно, если только о нем сохранились верные летописи, выключая разве совершенное безстрастие народов,; везде есть нить, как во всякой ткани есть основа, хотя она иногда совершенно бывает заткана; как в лучистом камне есть невидимый свет, который он отливает, будучи обращен к солнцу – она исчезает только с утратою известий.
Так и в первоначальных веках средней истории , сквозь всю кучу проишествий, невидимою нитью тянется постепенное возрастание папской власти и развивается феодализм. Казалось, события происходили совершенно отдельно и блеском своим затемняли уединенного, еще скромного римского первосвященника; действовал сильный государь или его вассал, и действовал лично для себя, а между тем существенные выгоды незаметно текли в Рим.
И все, что не происходило, нарочно происходило для Папы.
История средних веков менее всего может называться скучною. Нигде нет такой пестроты, такого живого действия, таких резких противоположностей, такой странной яркости, как в ней. Ее можно сравнить с огромным строением, в фундамент которого улегся свежий, крепкий, как вечность, гранит, а толстые стены выведены из различного, старого и нового, материала., так что в одном кирпиче видны готские руины, на другом блестит римская позолота, арабская резьба, греческий карниз, готическое окно – все слепилось в нем и составило самую пеструю башню. Но яркость, можно сказать, только внешний признак событий средних веков, внутреннее же их достоинство есть колоссальность исполинская, почти чудесная, отвага, свойственная одному только возрасту юноши, и оригинальность, делающая их единственными, не встречающими себе подобия и повторения ни в древние, ни в новые времена.

Оффлайн Ромич

  • Йомен
  • **
  • Сообщений: 87
  • Уважение: +3/-0
Re: Лекция о Средних веках, 1834 год.
« Ответ #1 : 18 Октября 2014, 16:14:23 »
Бросим взгляд на те из событий, которые произвели сильное влияние. Главный сюжет средней истории есть Папа. Он – могущественный обладатель этих молодых веков, он движет всеми силами их и, как громовержец, одним мановением своим правит их судьбой. Словом, вся средняя история есть история Папы. Его непреодолимое желание властвовать, его постоянные средства, исполненные проницательности и мудрости,- следствие старческого возраста, - его деспотизм и деспотизм бесчисленных  легионов его могущественного духовенства – ревностных подданных духовного монарха, наложивших свои железные оковы на все углы мира, куда не проникло знамение креста – представляют явление единственное, колоссальное и не повторяющееся никогда. Не стану говорить о злоупотреблении и тяжести оков духовного деспота. Проникнув более в это великое событие, увидим изумительную мудрость Провидения: не схвати эта всемогущая власть всего в свои руки, не двигай и не устремляй по своему желанию народы – и Европа рассыпалась бы, связи бы не было; некоторые государства поднялись бы, вдруг и вдруг бы развратились; другие сохранили бы дикость свою на гибель соседям; образование и дух народных разлились бы не ровно: в одном уголку выказывалось бы образование, в другом бы чернел бы мрак варварства; Европа бы не устоялась, не сохранила того равновесия, которое так удивительно ее содержит; она была бы в хаосе, она бы не слилась железной силой энтузиазма в одну страну, устранившую своей крепостью восточных завоевателей, и, может быть, без этого великого явления Европа уступила бы их напору, и магометанская луна горделиво вознеслась бы над нею вместо креста. Невольно преклонишь колена, следя чудные пути Провидения: власть папам как будто нарочно была дана для того, чтоб в продолжении этого времени юные государства окрепли и возмужали; чтобы они повиновались прежде, нежели достигнут возраста повелевать другими; чтобы сообщить им энергию, без которой жизнь народов бесцветна и бессильна.
И как только народы достигли состояния управлять собою, власть Папы, как исполнившая уже свое предназначение, как более уже не нужная, вдруг поколебалась и стала разрушатся, несмотря на все сильные меры, на все желание удержать гибнущие силы свои. Власть их в этом отношении была то же, что подмостки и лес для постройки здания : вначале они выше и кажутся значительнее самого строения; но как только строение достигло настоящей высоты, они, как ненужные, принимаются прочь.

Оффлайн Ромич

  • Йомен
  • **
  • Сообщений: 87
  • Уважение: +3/-0
Re: Лекция о Средних веках, 1834 год.
« Ответ #2 : 18 Октября 2014, 16:43:42 »

С мыслью о средних веках невольно сливается мысль о крестовых походах – необыкновенном событии, которое стоит, как исполин, в средине других, тоже чудесных и необыкновенных. Где, в какое время было когда – нибудь равное ему своею оригинальностью и величием ?
Это не какая – нибудь война з а похищенную жену, не порождение ненависти духа непримиримых наций,  не кровопролитная битва между двумя алчными властителями за корону или за клочок земли, даже не война за свободу и народную независимость. Нет ! Ни одна из страстей, ни одно собственное желание , ни одна личная выгода не входят сюда: все проникли одной мыслью – освободить гроб Божественного Спасителя ! Народы текут с крестами со всех сторон Европы; короли, графы – в простых власяницах, монахи, препоясанные оружием, становятся в ряды воинов; епископы, пустынники, с крестами в руках, предводят несметными толпами – и все текут освободить свою веру.  Владычество одной мысли обьемлет все народы.
Нет ли чего –то великого в этой мысли ? И напрасно крестовые походы называются безрассудным предприятием. Не странно было бы, если б отрок заговорил словами рассудительного мужа ? Они были порождение тогдашнего духа и времени. Предприятие это – дело юноши, но такого юноши, которому определено быть гением.
А какие безчисленные, какие удивительные и непредвиденные следствия крестовых походов ! Нужно было всю массу образовать и воспитать, дать ей увидеть свет, который часто заслоняло от нее духовенство, и вся масса для этого извергается в другую часть света, где потухающее аравийское просвещение силится передать ей свой пламень, и вся Европа вояжирует по Азии.
Не в праве ли мы изумляться ? Обыкновенно, какой – нибудь выходец из земли образованной один приносит просвещение и первые сведения в неизвестную страну и постепенно образует дикарей; но образование это тянется медленно, неровно. Здесь же, напротив, народы сами, всею своей массою , приходят за образованием и, не смотря на долгое пребывание, не сливаются со своими учителями, ничего не перенимают у них роскошного и развратного, удерживают свою самобытность, при всем заимствовании множества азиатских обыкновений, и возвращаются в Европу европейцами ,а не азиатцами.
Я уже не говорю о тех следствиях, тех переменах в феодальном правлении, для которых нужно было временное удаление многих сильных.     
           

Оффлайн Ромич

  • Йомен
  • **
  • Сообщений: 87
  • Уважение: +3/-0
Re: Лекция о Средних веках, 1834 год.
« Ответ #3 : 18 Октября 2014, 17:46:46 »
Но бросим взгляд на другие происшествия, наполняющие среднюю историю. Они хоть, в сравнении с крестовыми походами, могут почесться второстепенными, но тем не менее все исполнены чудесности, сообщающей средним векам какой –то фантастический свет, все – порождение юношества прекрасного ,исполненного самых сильных и великих надежд, часто безрассудного, но пленительного в самой безрассудности. Рассмотрим их по порядку времени.
Возьмем то блестящее время, когда появились аравитяне – краса народов восточных. И одному только человеку и созданной им религии , - роскошной, как ночи и вечера Востока, пламенной, как природа, близкая к Индийскому морю, важной и размышляющей, какую только могли внушить великие пустыни Азии, - обязаны они всем своим блестящим, радужным существованием. С непостижимою быстротою они, эти смуглые чалмоносцы, воздвигают свои халифаты с трех сторон Средиземного моря. И воображение их, ум и все способности, которыми природа так чудно одарила араба, развиваются в виду изумленного Запада, отпечатываясь со всей роскошью на их дворцах, мечетях, садах, фонтанах, и так же внезапно, как в их сказках, кипящих изумрудами и перлами восточной поэзии. Век вперед – и уже он исчез, этот необыкновенный народ, так что в раздумьи спрашиваешь себя : точно ли он жил и существовал, или он – самое прекрасное создание нашего воображения ?
Как чудесно и какой сильной исполнено противоположности появление норманнов – народа, которого гневный север сверепо выбросил из ледяных недр своих. Горсть людей дерзких, за которыми как будто гонятся по пятам мрачный их Один и снеговые горы Скандинавии, наводит панический страх на обширные государства. По Северному океану плывут их движущиеся королевства под начальством морских своих королей, - и все падает ниц перед этими малолюдными пришельцами, воспитанными бурей, морями, страшною бедностью Скандинавии и дикою религиею.
Колоссальные завоевания и распространение монголов были так же делом почти сверхъестественным. Необъятная внутренность Азии,  которая была скрыта от глаз всех народов, осветилась вдруг в самом страшном величии. Эти степи, которым нет конца, озера и пустыни исполинского размера ,где все раздалось в ширину и беспредельную равнину, где человек встречается как будто для того, чтобы собою увеличить еще более окружающее пространство; степи, шумящие хлебом, никем не стянным и не собираемым, травою, почта равняющеюся ростом с деревьями, степи, где пасутся табуны и стада, которых от века никто не считал, и сами владельцы не знают настоящего количества, - эти степи увидели среди себя Чингис – Хана, давшего обет перед толпами своих узкоглазых, плосколицых, широкоплечих, малорослых монголов завоевать мир, и – многолюдный Пекин горит целый месяц, миллион народа выстрелывается монгольскими стрелами, государь тунгусский гибнет с сотнями тысяч подданных на замерзшем озере, стада пригоняются к границам Индии, табуны кишат при Волге. Словом, как будто на завоеваниях их отразилась колоссальность Азии. Такого быстрого распространения тоже не видела ни древняя, ни новая история.           


Оффлайн Ромич

  • Йомен
  • **
  • Сообщений: 87
  • Уважение: +3/-0
Re: Лекция о Средних веках, 1834 год.
« Ответ #4 : 25 Октября 2014, 02:25:50 »
еще немного  :)
Я уже ничего не говорю о важной торговле Венеции, этого небольшого лоскутка земли, которую всю занимал один город и город без государства, выжимая золото со всего мира, и коего царственные купцы своими кораблями, горделиво обошедшими все моря, и дворцами при Адриатическом море, далеко превосходили многих монархов. Этого явления я не считаю единственным и необыкновенным. Оно повторяется в истории мира часто, хоть в других формах с разными изменениями.
Несравненно оригинальнее жизнь Европы во время и после крестовых походов , когда в ней все еще темны и неопределенны границы государств; когда еще государь звучит одним именем своим, и вместо того миллионы владельцев, из которых каждый – маленький император на своей земле; когда вся Европа облекается в неприступные замки с башнями и зубцами, и твердые крепости усыпают ее поверхность; когда воспитанная взаимным страхом и битвами сила рыцарей делается почти львиною и заковывается с ног до головы в железо, тяжести которого еще не выносил человек, и грубо, независимо развивается самостоятельная гордость души. Казалось, эта дикая храбрость должна бы совершенно закалить их, и сделать такими же безчувственными, как непроницаемые их латы. Но как удивительно они были укрощены и таким явлением, которое представляет совершенную противоположность их нравам; это – всеобщее безпредельное уважение к женщинам. Женщина средних веков является божеством : для нее турниры, для нее ломаются копья, ее розовая или голубая лента вьется на шлемах и латах и вливает сверхъестественные силы, для нее суровый рыцарь удерживает свою страсть так же мощно, как арабского бегуна своего, налагает на себя обеты изумительные и неподражаемые по своей строгости к себе, и все для того, чтобы быть достойным повергнутся к ногам божества своего. Если эта возвышенная любовь изумительна, то влияние ее на нравы и того более.  Все благородство в характере европейцев было ее следствием.
А вся эта странническая жизнь, которая обратила Европу в какую – то движущуюся столицу, доставившая тысячи опытов и приключений каждому, и произведшая в последствии в европейцах жажду к открытию новых земель ! Как самые их взаимные брани и битвы, вечно не спокойное положение, вместо того, чтобы ослабить всеобщий дух и напряжение, как то обыкновенно делается в периодах истории, когда роскошь разъедает раны нравственной болезни народов, и алчность выгод личных выводит за собою низость, лесть и способность устремится на все утонченные пороки , - вместо этого они только укрепили и развили их. Пороки народов образованных не смели коснутся рыцарства Европы . Казалось , Проведение бодрствовало над ними неусыпно и с заботливостью преданного наставника берегло его.
Едва только возникли улучшения для жизни, которые подносила Венеция и Ганза, и начали отделять рыцарей от их обетов и строгой жизни, подогревать желание наслаждений и уменьшать энтузиазм религиозный, как появившиеся чудные, небывалые никогда дотоле общества стали грозными соглядатаями,  неумолимой совестью перед народами Европы. Никогда история не представляла обществ, связанных такими неразрывными узами, как эти духовные ордена рыцарей. Ничего для своей пользы или для своего существования, что всегда составляло цель общества ! Уничтожить все, что составляет желание человека, и жить для всего человечества; жить, чтобы носить в себе одно – защиту веры Христовой; все принести ей в жертву  и отказаться от всего, что оказывается выгодою жизни. Не чудесно ли это явление ? Эта энергия и сила для него могла быть только вычерпнута из средних веков. И как только ордена рыцарские стали уклонятся от своей цели и обращать глаза на другие, как только начали заражаться желанием добычи и корысти, и роскошь заставила их живее привязываться к собственной жизни, и они стали походить сами на тех, за которых наложили на себя сами же смотрение, - как возникают уже страшные тайные суды , неумолимые, неотразимые, как высшее предопределение, являющиеся уже не совестью перед ветреным миром, но страшным изображением смерти и казни. Ни сила, ни обширные земли, ни даже сама корона не спасают и не отменяют произнесенного им приговора. Незнаемые, невидимые, как судьба, где – нибудь в глуши лессовой, под сырым сводом глубокого подземелья, они взвешивали и разбирали всю жизни и дела того, которому , посреди необъятных своих земель и сотни покорных вассалов, и в мысль не приходило, есть ли где в мире власть выше его. И если эти подземные судьи раз произносили обвиняющее слово – все кончено. Напрасно властитель грозою могущества своего затрудняет к себе приближение, напрасно золото его засыпает уста и заставляет всех прославлять его – неумолимый кинжал настигает его и в конце мира, крадется мимо пышной толпы придворных, и разит из –за плеча друга. Не составляет ли это чудесности почти сказочной ? Только там так неотразимо, так сверхъестественно, так неправильно действует человек, оторванный от общества, лишенный покрова законной власти, не знающий, что такой слово «невозможность».     

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41748
  • Уважение: +942/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Re: Лекция о Средних веках, 1834 год.
« Ответ #5 : 17 Сентября 2016, 02:56:54 »
Немного о средневековом студенчестве:
Нехаева С.В. Картины нравов средневекового студенчества: развратники, насильники, прелюбодеи:
http://prepod.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=17463
- Бровин В. Студенты в Средние века: посвящение, общага и дедовщина:
http://disgustingmen.com/students-medieval
- Бровин В. Студенты в средние века: учеба, развлечения и бунты:
http://disgustingmen.com/history/students-medieval-drunk
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика