Жан Бодрийар, в отличие от Зигмунда Фрейда, подошёл к явлению коллекционирования не только с точки зрения сублимации, а более развернуто и обширно. Он разделил сущность предмета и его функцию. По его словам, у каждой вещи имеются две основных функции — быть используемой или обладаемой. Представленные функции взаимоисключающие, а тотальное доминирование одной из них над другой даёт в результате изменение статуса предмета. Несколько примеров, чтобы лучше разобраться: Возьмём за пример автомобиль «Hummer 3» — он обладает функцией, так? Но, разве его хозяин покупал его только в качестве автомобиля? Нет, этот авто поднимает социальный статус владельца и ещё большой вопрос в том, для какой цели он покупался в первую очередь. Второй пример — масштабные модели автомобилей. Они не имеют никакой функции и не могут служить в качестве средства, зато обладают субъективным статусом и пригодны для коллекционирования. В словах Ж. Бодрийара есть ещё несколько интересных моментов, которые мне бы хотелось озвучить, потому как они невероятно точны в формулировках. В виду того, что тематика блога очень конкретная, то и приводить формулировки я буду относительно моделей автомобилей — чего нам по древу-то растекаться. Итак, первый момент. После того, как какая-то конкретная вещь ассоциируется с коллекционированием, то она становится равноценна всем другим коллекционным вещам. Таким образом, если мы считаем коллекционные модели предметом нашего коллекционирования, то мы стремимся сделать нашу коллекцию большой и пополнить её другими коллекционными моделями. Мы знаем, что хотим собрать много интересных нам моделей, а ещё лучше — все возможные. Это совершенно нормальное явление, которое приносит нам радость и разочарование одновременно. Радость — от факта обладания тем, что хотели, а разочарование — от невозможности иметь всё и сразу. Второй момент. Коллекционирование — не фетишизм. Я опущу рассуждения автора о сексуальной составляющей коллекционирования (очень близко к Фрейду, но с некоторыми оговорками), сконцентрировавшись на сухом остатке. Предмет коллекционирования — предмет любви и страсти. Сам автор говорит так: «Я без ума от этой вещи», — говорят коллекционеры, и все они без исключения, даже при отсутствии фетишистской перверсии, окружают свою коллекцию атмосферой скрытности, затворничества, таинственности и лживости, где проступают все характерные черты запретных отношений. От части соглашусь с автором, но он в данном случае слишком категоричен в суждениях. Например, форумы, на которых коллекционеры выкладывают фотографии своих сокровищ — налицо противоречие с утверждением о скрытности и таинственности. Однако, не стоит забывать о том, как неохотно многие раскрывают свои «злачные места», в которых делают покупки — тут автор прав на 100%. Третий момент. Нет любителей и коллекционеров как иерархии — это сильно надумано. С точки зрения Ж. Бодрийара, все склонные к коллекционированию люди имеют одну и ту же мотивацию. Разделяющим барьером является уровень фанатизма, основанного на желании иметь любые коллекционные предметы по тематике («Любитель»), или придерживаться какого-то одного направления («Коллекционер»). Четвертый момент. При общении с людьми всегда имеется подсознательный страх. Общение с предметами, читай коллекционирование, напротив, даёт человеку спокойствие. Именно поэтому так сильна привязанность к нашим коллекциям, а вовсе не потому, что мы с таким трудом скопили нужную сумму, долго искали модель, купили её и с трепетом ждали несколько недель.