Автор Тема: ЭКЛЕКТИКА - Бессмысленная Красивсть или Тайна Русской Души  (Прочитано 8074 раз)

Оффлайн Паисий Пчельник

  • Рыцарь Круглого Стола
  • Герцог
  • *******
  • Сообщений: 2103
  • Уважение: +201/-0
Да, Владимир, здорово сказано!
Никогда так не думал...

Но давайте не валить всё в кучу. Давайте аргументировать по существу.
Я высказал мнение, что эклектика - как стиль! - не просто мне, в целом, не нравится, но даже является препятствием на пути создания шедевров. Это спорное утверждение, да. Но в ответ мне были предъявлены многочисленные аргументы в пользу того, что в творчестве черпать из разных источников, создавая новое, - это хорошо.
Ну, я согласен, конечно. Более чем.

Потом я высказал, опять же личное мнение, что псевдовизантийская архитектура (как разновидность эклектики конца 19 века) мне не нравится особо. И конкретно уточнил, что именно мне не нравится: грузность, тяжесть, громоздкость, придавленность к земле. Надо ли уточнять, что все это относится к внешнему виду храмов? Это опять же спорное утверждение, просто моё мнение.
А в ответ мне были предъявлены аргументы, во-первых, про внутренность храмов, а во-вторых про собственно византийские храмы. Византийские храмы и "псевдо"византийские, как мне кажется, "две большие разницы".

В том числе и потому, что то, что Вы, Владимир, называете русскими храмами, во многом, как раз и является византийским. Крестовокупольный храм - то, что Вы называете "колодцем" (я правильно понял?) - как раз и пришел из византии.

А Софийский собор в Константинополе (который является источником вдохновения для псевдовизантийского стиля) - редкий пример, так называемой, купольной базилики. То есть, когда купол опирается на центральный неф базилики. Это неустойчивая конструкция, поэтому в Софийском соборе для удержания распора купола дополнительно применены экседры. Но этого оказалось мало, и позже были устроены мощные контрфорсы.
Поэтому Софийский собор и имеет такой грузный вид. Он как бы расплывается под тяжестью своего уникального купола.

Большинство же византийских храмов - крестовокупольные. Эта устойчивая конструкция пришла затем на Русь, и воплотилась, в том числе, в Софийских соборах Киева, Новгорода и Полоцка.

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Потом я высказал, опять же личное мнение, что псевдовизантийская архитектура (как разновидность эклектики конца 19 века) мне не нравится особо. И конкретно уточнил, что именно мне не нравится: грузность, тяжесть, громоздкость, придавленность к земле. Надо ли уточнять, что все это относится к внешнему виду храмов? Это опять же спорное утверждение, просто моё мнение.
А в ответ мне были предъявлены аргументы, во-первых, про внутренность храмов, а во-вторых про собственно византийские храмы. Византийские храмы и "псевдо"византийские, как мне кажется, "две большие разницы".
Олег, так я и ответил, что для русского человека покатые формы византийских соборов неестественны!
Вы, как русский, вполне можете не любить экстерьер Софии Константинопольской, - это ваше право и я его в полной мере уважаю.
Лично я обожаю гармонию пропорций византийских храмов, - она созвучна мне не меньше, чем пропорции Софии Новгородской или Успенского Соборов Владимира.
Почему родилась такая форма я тоже предположил! Наружное убранство Софии было вторично по отношению к внутренней архитектуре, которой, видимо, были подчинены инженерные и архитектурные решения.
Такой расклад полностью оказался созвучен исламу, перенявшему архитектурные находки Софии на все свои крупные религиозные постройки: скромные внешне и богато украшенные внутри.
Такая архитектура пришла к нам спустя тысячу лет после принятия христианства уже в форме неовизантийских построек во многом еще благодаря современным технологиям, - возможно наши предки и хотели бы построить себе Софию Киевскую и Новгородскую по образу и подобию царьградской, но в первую же зиму снег обрушил бы купола и перекрытия, - в 20-м веке уже могли решать проблемы прочности таких больших куполов.
Я считаю, что псевдовизантийская архитектура однозначно обогатила русскую церковную архитектуру и обогатила даже саму церковную службу!
Кстати, насчет "финтифлюшек", собор в Кронштадте ярко показывает, как могли бы выглядеть соборы аля София во Владимире, если бы зодчие 12-го века могли воплотить это в камне с учетом нашего климата!
Весь декор внешнего убранства взят с шедевров романского стиля и соборов Владимира!
« Последнее редактирование: 16 Июня 2018, 13:15:05 от Sterling »
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
В том числе и потому, что то, что Вы, Владимир, называете русскими храмами, во многом, как раз и является византийским. Крестовокупольный храм - то, что Вы называете "колодцем" (я правильно понял?) - как раз и пришел из византии.
Олег, очевидно, что и армянские, грузинские, киевские, владимирские и их потомки - московские храмы и соборы произошли от византийских храмов, но все они имеют яркие отличительные черты! Особое разнообразие показало развитие русского храма!
При чем ключевым моментом являлся силуэт, внешняя форма! Стремительно шатровый, разбегающийся десятком маленьких маковок, одно-трех-пятиглавые, придавленный, вытянутый, приземистый, мощный, стройный, нарядный, аскетичный, суровый - сотни вариантов! Такого разнообразия внешней формы вы не найдете ни в Византиии, ни в Армении!
НО всегда это колодец! Кстати, и здесь есть маленькое исключение - это пещерные и нижние храмы, - ярко подчеркивающие все же характерную черту на устремленность интерьеров ввысь!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Яркий пример эклектики путем перестроек и достроек: София Киевская потрясает диссонансом внешнего украинского барокко с древнерусским интерьером, сохранившимся практически без изменений!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
И, конечно, мой любимый пример гениальной эклектики! ::)
100% ассоциация с Россией!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

Оффлайн Sterling

  • DEI GRATIA REX CASTELLUM
  • Администратор
  • Король
  • *******
  • Сообщений: 41564
  • Уважение: +936/-0
  • PRIMUS INTER PARES
    • CASTLE COINS
Однако, первоначально, это североитальянская фортификационная архитектура!
Добро пожаловать в Замок старинных монет:
Nummis Historiam Discens

 

Поиск

 
Яндекс.Метрика