Давно хотел найти исторический документ, где бы достаточно подробно описывался процесс чеканки латиноамериканских монет. И вот просматривая блог Американского нумизматического общества наткнулся на интересную статью — рассматривался отрывок из книги Amasа Delano “A Narrative of Voyages and Travels in the Northern and Southern Hemispheres” изданной в 1817 г. В отрывке рассказывается о посещении монетного двора Лимы в 1805 г.
Небольшая историческая справка - Amasа Delano (1763-1823 гг.) капитан американского судна «Perseverance» совершивший три кругосветных плавания, торговавший с Китаем, лично знакомый со многими высшими представителями испанской колониальной администрации, имел награду от Карла 4 за помощь в подавлении бунта рабов на испанском корабле.
Я не буду полностью приводить отрывок из книги о посещении монетного двора Лимы на английском языке (желающим могу дать ссылку на статью). Но дам пошаговое описание процесса чеканки с комментариями автора статьи и своими замечаниями.
1. До посещения самого Casa de Moneda de Lima, Delano побывал на золотых и серебряных рудниках. Здесь он наблюдал как рабы вручную дробят руду и отделяют драгоценный металл при помощи ртути. Полученное золото и серебро выплавляют в слитки.
2. Далее, уже непосредственно на монетном дворе, слитки раскатывают в полосы при помощи более десяти пар валов. Каждая следующая пара делает полосы все тоньше, при этом автор подчеркивает, что все это очень похоже на размочаливание стеблей сахарного тростника на плантациях Вест-Индии. В конце операции полоса, имеющая длину более 4 футов и шириной в монету, протягивается между двумя пластинами, что придает ей точную толщину (для серебряной — монеты в испанский доллар, для золотой — в толщину дублона (8 эскудо)).
3. В отдельном помещении из полосы вырубается монетная заготовка. Вырубной штамп имеет рабочую часть в виде обрезка трубы (trepan) с заточенным краем. Закреплен он на конце стержня с силовой резьбой винтовой передачи (screw which is made with a very large worm). Это позволяет придавать механизму значительную энергию, необходимую для вырубки. Для вырубки монет 8 реалов или 8 эскудо используются trepan соответствующего диаметра.
4. Следующая операция — накатка гурта. Гуртильный станок реечного типа с кривошипной передачей, как я понял, аналогичен показанному мною выше.
5. Для следующей операции в статье приводится не текст из книги, а комментарии автора статьи. Монетную заготовку с накатанным гуртом взвешивают и при необходимости корректируют вес при помощи вбитого в заготовку кусочка проволоки (pin). Проволока, в зависимости от монеты, золотая или серебряная.
6. Последняя операция — собственно чеканка монеты. В статье показан старинный (1771 г.) чертеж винтового пресса для чеканки, используемого на монетном дворе Потоси, с комментарием, что подобный использовался и в Лиме. Сам капитан Delano пишет, что диаметр винта в прессе составляет 5 дюймов, а длина - 4 фута. Горизонтальный румпель (tiller) имеет длину около 12 футов. На каждом конце румпеля закреплен свинцовый груз весом в 50 (фунтов ?) и канат длиной около 5 футов. При чеканке каждый канат тянут 5-7 человек. Производительность труда составляла 15 монет в минуту (1 за 4 секунды !) - They could easily finish fifteen in a minute, or one in four seconds
Amasа Delano пишет, что после чеканки 1000 монет, мастер взял горсть готовой монеты и показал автору как незаметны стали на поверхности монеты те кусочки проволоки, что закрепили для увеличения веса монетной заготовки. При этом капитан Delano, особо отмечает, что на испанских долларах, если внимательно присмотреться, часто можно заметить эти pins.
Очень меня заинтересовало вот эта самая корректировка веса при помощи кусочка проволоки. Наш капитан особо подчеркивает, что это часто встречается на испанских долларах! Что то подобное я увидел на такой вот монете 8 эскудо чекана Рио де Ла Плата 1828 г. Давно хотел показать эту монету здесь на форуме с вопросом, а ответ сам меня нашел))))