ФОРУМ CASTLE COINS

ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ => ГАЛЕРЕЯ ЗАМКА => Тема начата: Sterling от 02 Июня 2019, 09:57:25

Название: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 02 Июня 2019, 09:57:25
Потир из Оружейной Палаты Московского Кремля (https://www.kreml.ru/fi/c5m5/i1202/v09s01_Sterligova.pdf?fbclid=IwAR0R-oqW89DZrvdRDPh58HFnxlLZv7zJby40p3pefCv6uNfJUIHjH3MUmDA)
В контексте немецких наплечников Андрея Боголюбского, романских мотивов в архитектуре Руси очень интересный памятник истории русско-латинских связей!
"Возможно, что потир, как и суздальские золотые врата, на умбонах которых изображены
святые - ангелы всех владимирских князей той эпохи, был памятником, отразившим стремление к единству Северо-Восточной Руси".
А с учетом того, что из этой чаши причащались Александр Невский и Сергий Радонежский, то это просто русский Грааль! :)
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 13 Ноября 2019, 16:29:59
Такие предметы нужно возвращать!
Ковш жалованный
Москва, около 1696 г. (https://hermitagefineart.com/en/lots/2019-november-russian-art/812/?fbclid=IwAR28diIXa7Cat8D948ezMfKNatzCRMOdG3F22cf-IP3KAE7G9P2KpVUGkwc)
Серебро, резьба, золочение.
Длина 30.7 см, 803 гр.

Традиционной формы, с приподнятым носом и
ручкой, круглая чаша с плоским дном, в центре
которого барельеф с императорским двуглавым
орлом с державой и скипетром, наконечник -
двуглавый орел.
По внутренней стороне ковша с переходом на
ручку резан орнаментальный узор с цветочным
мотивом. Двуглавый орел выгравирован на
ручке. С внешней стороны резана дарственная
надпись, выполненная русским декоративным
письмом вязью: “Божьей милостью Великий
Государь, Царь, Великий Князь Петр Алексеевич,
Самодержавец Всея Руси, пожалован сим
ковшом Гостиной сотни Козьма Каменев будучи
в таможне в 1695 г. прибрал 104 рубля, 3 алтына,
2 деньги".
Провенанс:
Christie’s, Женева, 30 ноября 1982, лот 139.
Частная коллекция, Европа.
Ковш пожалован Козьме Каменеву за сбор
пошлин на государственной службе в Гостиной
Сотни.
В "Извлечения из сказки симбирянина гостиной
сотни Ивана Андреева” есть упоминание о
бурмистре Кузьме Каменеве, служившем в
таможне в Симбирске (сейчас - Ульяновск) в
1701 году (Сказки торговых людей Московского
государства 1704 г. // Исторические записки. Том
17. 1945).
Жалованные ковши были почетной наградой за
труды и заслуги и бережно хранились как знаки
высокого отличия, передавались по наследству.
Гостиная сотня (от древнерусского „гостьба“
– торговля) - привилегированная корпорация
русских купцов в конца XVI – начала XVIII
веков, вторая после гостей по богатству её членов
и значению. В Гостиную сотню правительство
зачисляло торговых людей из посада и крестьян.
Члены Гостиной сотни освобождались от
государственного тягла (налога), исключались из
юрисдикции местных властей и получали другие
привилегии.
В свою очередь, члены гостиной сотни выполняли
тяжелые казенные поручения, как служба в
качестве голов и таможенных целовальников.
В случае недобора казенных сборов несли
материальную ответственность, а за успешную
работу на таможне получали царскую награду.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 13 Ноября 2019, 16:32:01
Потрясающе!
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 13 Ноября 2019, 18:20:38
Present from Peter I the Great and Ivan V to Grigory Shtchepetov, 1693. (https://hermitagefineart.com/en/lots/2019-april-russian-art/405/?fbclid=IwAR0nYiXWfZ4IMIVrIjlVV_bg6XDMLxxYePqg0epw4ydc3VkXazQlXw6MV3s)
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 26 Ноября 2019, 18:53:18
Чарка Бориса Годунова:
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 30 Ноября 2019, 02:38:58
Этот золотой браслет с волчьими головами был обнаружен во время земляных работ в Киеве. В 1841 году был передан в музей Московского кремля.
Находка датируется 11 веком, опубликована в книге Корзухиной Г. Ф. Русские клады, табл. XlVII.:3.
Тот же рисунок воспроизведен в книге Андрощук & Зоценко Скандинавсикие Древности, рис. 60.
Эпоха викингов, скандинавский стиль Урнесс.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 18 Января 2020, 22:11:38
В царствование Алексея Михайловича из Турции в столицу приехали греческие ювелиры, которые просили дозволения «пожить в Москве год или два», чтобы показать государю свое мастерство. Судя по всему, им это удалось: в 1662 году в кремлевских мастерских был создан золотой наперсный крест удивительной красоты, украшенный алмазами, эмалевыми многофигурными композициями и надписями на русском и греческом языках, что говорит об участии в работе греков. Сегодня в рубрике #kremlin_zoom показываем эту регалию русских государей максимально близко!
---
Наперсный крест с цепью, мастерские Кремля, 1662
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 24 Марта 2020, 21:19:18
ЧПФ
Часы Патриарха Филарета 17в
Из собрания Московского Кремля:
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 02 Апреля 2020, 01:04:52
Куликово поле, перстень (XI-XII вв.) для хранения мощей — найден на Куликовом поле и передан в Российский Исторический музей в конце XIX века Д.И. Андреевским.
---
На лицевой стороне украшения – шестиугольный объемный щиток с рельефным изображением архангелов Михаила и Гавриила – покровителей всех воинов. На щитке есть замок, который открывает пространство из семи отделений для мощей. Диаметр кольца – 2,1 см. Это находка XIX века. Российские искусствоведы не знают ей аналогов. Отделение для мощей, сильные потертости, изображения святых – все говорит о том, что перстень принадлежал представителю высшего военного сословия. Стиль монограммы на перстне позволяет предположить, что он древнерусский. Поэтому он мог быть датирован и XI–XII веками. Стоит отметить, что подобное украшение, которое к тому же использовалось как религиозный символ, не могло быть просто потеряно. Золото, из которого изготовлен перстень, на Руси металл достаточно редкий. По мнению исследователей, это родовая реликвия, носил которую воин, павший в Куликовской битве. Точная копия утерянного золотого перстня изготовлена в 2012 году.

С этим предметом связана детективная история. Точное место его нахождения неизвестно, однако долгое время перстень хранился в усадьбе рязанского помещика Андреевского. Андреевский передал его вместе с другим кольцом, найденным на Куликовом поле, в Государственный исторический музей. Перстень подробнейшим образом описал известный искусствовед В. Н. Щепкин. В работе «Золотой перстень, найденный на Куликовом поле», изданной в 1897 году типографией А. И. Мамонтова, он привел несколько фотографий украшения. Благодаря этому описанию современные ювелиры смогли сделать точную копию перстня. А оригинал в начале XX века был украден из Государственного исторического музея и так и не найден до сих пор.
---
Фото оригинала, музейная копия и книга об утерянном предмете:
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 11 Апреля 2020, 00:10:20
Огромный клад домонгольской Руси был преступно вывезен в начале XX века за границу!
В 1906-м его нашли у Михайловского Златоверхого Собора при прокладке водопровода.
Что не украли рабочие, забрал руководитель работ И. Быстров, но не передал в полицию, а продал за несколько рублей скупщику антиквариата Моисею Золотницкому.
Последний хотел за 30000 рублей продать клад Киевскому университету, но учреждение было готово купить лишь заза 4-5 тысячи.
Золотницкий из боязни, что клад изымет государство, вывоз его за границу.
Усилия МИД Российской Империи по возврату сокровища не дали результата.
Его купил американский банкир Джон Пирпонт Морган за 5000 фунтов стерлингов.
Часть сокровища - серебряные украшения он подарил Британскому музею в 1907-м.
Остальные серебряных украшений и золотые изделия хранились в коллекции банкира, который умер в 1913-м.
Через четыре года часть коллекции его сын передал Метрополитен музея в Нью-Йорке, в том числе и остатки киевского клада.
Шикарный браслет (https://www.ruicon.ru/arts-new/carving/1x1-dtl/hudozhestvennaya_obrabotka_metalla/zoomorfnyj_i_rastitelnyj_ornament_braslet_kievskij/)
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 27 Апреля 2020, 21:21:57
Чаша "киевская" ХII век, Сицилия
Серебро; позолота, гравировка
Диаметр – 19,3; высота – 9,1
ГЭ инв. Ф 3018
Найдена в 1876 году в Киеве в составе клада в поместье Ю. Чайковского на Рейтарской и Большой Житомирской улицах; с 1883 года находилась у А.В. Звенигородского, в 1895 приобретена для Музея ЦУТР барона А.Л. Штиглица, Поступила в 1924 году из ЦУТР в Эрмитаж.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 23 Мая 2020, 13:21:33
Одна из регалий русских монархов: Золотая цепь царя Михаила Федоровича. (https://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.venchaniya-na-tsarstvo-v-moskovskom-kremle/venchanie-na-tsarstvo-mikhaila-fedorovicha)
Москва, мастерские Кремля, 1613–1626 гг.
Впервые фигурирует как регалия русских царей в Пространной редакции Чина венчания на царство Ивана IV Васильевича Грозного, составленной в середине 1550-х или начале 1560-х гг.  уже после его восшествия на престол в 1547 г.  Цепи с кольцами подобной формы, исключительно популярные на Руси, назывались в русских письменных источниках «колчетыми». Чтобы такие цепи сохраняли форму, их нашивали на ленты из плотных шелковых тканей. На лицевой стороне колец этой цепи вырезана похожая на орнамент надпись, переходящая с кольца на кольцо. Она включает молитву Пресвятой Троице, полный титул царя Михаила Федоровича с перечислением городов, княжеств и земель, входивших тогда в Российское государство, а также наставление царю жить по заповедям Божьим, править мудро и справедливо.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 03 Июня 2020, 00:01:48
Миро - священное ароматное масло, которое используется в Церкви в тамнстве миропомазания.
С 1657 год его варили в Москве.
Старое, особо ценное масло, хранилось в этом сосуде - алавастре ( от слова алебастр, из которого делали первые сосуды).
Это индийская работа 16-17вы: медь, перламутр, жемчуг...
Хранится в Кремле:
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 12 Августа 2020, 13:21:14
В 1687 и 1689 годах под руководством фаворита царевны Софьи - князя Василия Голицына были осуществлены два похода на Крым, не увенчавшихся успехом. Тем не менее Софья щедро пожаловала всех участников походов, для награждения которых были отчеканены «золотые» - наградные знаки, по форме напоминавшие монеты того времени. Князь получил особый наградной знак – на золотой цепи крупный «золотой», украшенный драгоценными камнями и эмалью. На его лицевой стороне – аверсе – представлено изображение царей Ивана и Петра Алексеевичей, а на оборотной стороне – реверсе – царевна Софья в короне и со скипетром в руке.
...
Медаль с цепью. Пожалована князю В.В. Голицыну за Крымский поход. Мастерские Кремля, 1690-е годы © Музеи Московского Кремля
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 17 Сентября 2020, 15:31:19
Крест наперсный.
Неизвестные святые. VIII – IX век.Золото, гранат-альмандин; зернь, пайка, тиснение.Новгородский музей-заповедник.
https://novgorod-iss.kamiscloud.ru/entity/OBJECT?fund=7
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 26 Сентября 2020, 17:17:58
Новгородская Псалтырь (https://ru.wikipedia.org/wiki/Новгородский_кодекс) - древнейшая известная на сегодня книга восточных славян и Руси!
Обнаружена в 2000-м году в ходе археологических раскопок.
Содержит полный текст псалмов 75 и 76 и часть псалма 67, записанных на старославянском языке.
Несёт в себе скрытые, затёртые тексты, датируемые 999 годом.

Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью писа́ла. По стратиграфическим, радиоуглеродным и палеографическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет X века, так что он на несколько десятилетий старше Остромирова евангелия, считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания 1056-1057 года.

Датировка Новгородского кодекса (Псалтири) определяется в первую очередь тем, что он лежал в полуметре от края и на 30 см ниже сруба, получившего надёжную дендрохронологическую дату: 1036 год. Это верхняя граница вероятного времени попадания дощечек в землю.
В Уппсальском университете произведен радиоуглеродный анализ воска, который с вероятностью 84 % указывает 1015 год ± 35 лет. В самом теле документа (в "скрытой" части) стоит авторская датировка записи, гласящая о 6507 году от с.м, то есть, 999 год, согласно современной датировке.

Хранится в Великом Новгороде.
https://bigenc.ru/linguistics/text/2666801
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 25 Октября 2020, 15:01:00
Россия славится во всем мире и по праву гордится своими колоколами!
С 988 года над Русью непрерывно звучит колокольный звон. (http://kolokola.com/archives/2636)
Первые колокола на Руси лили немецкие мастера, но с XII века в летописях есть многочисленные упоминания о русских мастерах, ливших колокола в Суздале, Ростове, Новгороде и др. городах.
Но знает ли кто-то даже в нашем кругу эрудированных и образованных людей, какого года и где хранится древнейший колокол русской работы? Я уверенно отвечаю, что НЕТ!
Единицы профессионалов и больших энтузиастов знают, что в музее Коломенское хранится чудом сохранившийся в Пафнутиево-Боровском монастыре старейший колокол России, отлитый в 1487 году мастером Федором Пушечником!
Непростительное небрежение по отношению к уникальному артефакту, который мог бы стать символом русского колокольного дела и звонарного искусства!
Древнейший колокол, отлитый в России:
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 25 Октября 2020, 15:24:28
Колокола на Руси издревле одушевляли и относились к ним, как к людям!
В том числе и подвергали наказаниям. Все помнят про Новгороский вечевой колокол, но есть и не менее интересный памятник: Ссыльный набатный колокол Углича! (http://Ссыльный набатный колокол)

В Угличе 15 мая 1591 года в 12 часу субботнего дня сторож Спасского собора Максим Кузнецов и вдовый священник Федот по прозванию Огурец по приказу царицы Марии Нагой били в набат по случаю смерти царевича Дмитрия. Звон собрал на соборной площади горожан, начались волнения и самосуд над лицами, заподозренными в убийстве Дмитрия. Василий Шуйский, расследовавший происшествие в Угличе, казнил 200 угличан, а 60 семей 1 апреля 1592 года сослал в Сибирь (в основном, в Пелым). Набатный колокол, которому к тому времени, как говорится в летописях и преданиях, было уже лет триста, как подстрекателя к бунту сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и «сослали» в Сибирь. Есть указания, что угличане почти год волокли его в ссылку на себе.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 25 Октября 2020, 19:20:48
Как мне подсказал Игорь Коновалов, древнейшим колоколом всей Руси является т.н. колокол Антония Римлянина XII века!
Скорее всего он немецкой работы и привезен в Новгород из Европы, но может быть даже отлит у нас.
В любом случае - это памятник древности и непрерывности традиции колокольного звона на Руси.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 25 Октября 2020, 19:29:03
А древнейшим датированным колоколом точно русской работы является колокол Никона Чудотворца 1420 года с колокольни Троице-Сергиевой лавры!
Этот колокол - современник возрождения колокольного литья на Руси, гениально описанного Тарковским в новелле "Колокол" фильма "Андрей Рублев".
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 16 Ноября 2020, 02:00:49
Жезл Михаила Романова, врученный ему в 1613 году.
Москва, мастерские Кремля.
Из альбома «Государственные регалии Московского царства»
© Музеи Московского Кремля
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Richelieu_2M от 08 Сентября 2021, 22:14:56
Наплечники Андрея Боголюбского (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE) («Армиллы Барбароссы»)
Две парные медные позолоченные накладки пятиугольной формы.

Наплечники украшены эмалевыми миниатюрами с евангельскими сценами Распятия и Воскресения Христова. Наплечники изготовлены около 1170—1180 годов ювелирами мозельской школы и, возможно, являются парадными наплечными браслетами — армиллами, бывшими одними из регалий императоров Священной Римской империи. Вероятным их владельцем называют Фридриха Барбароссу, который, по преданию, подарил их великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому.

Armilla с композицией «Воскресение Христово» хранилась в ризнице Успенского собора г. Владимира. Первое упоминание её среди других ценностей главного владимирского храма имеется в описи 1693 г. 

В 1849 г. владимирский краевед В.И. Доброхотов в книге «Памятники древности во Владимире Кляземском» упоминает её среди сокровищ соборной ризницы: «медный вызолоченный знак или нагрудник, с мозаичным изображением Воскресения Христова, который, как полагают, великие князи или патриархи носили на персях».

На Всемирной выставке в Париже 1867 г. экспонировалась копия armilla – подлинник вывозить не разрешили .

В 1890 г. «финифтяный княжеский нарамник» из владимирского Успенского собора экспонировался на выставке в честь VIII археологического съезда в Москве. Потом наплечник снова находился в ризнице Успенского собора.

В 1906 г. в новом здании Владимирского музея была открыта приуроченная к III Об-ластному историко-археологическому съезду выставка, главным экспонатом которой был «наплечник великокняжеского кафтана, украшенный лиможской эмалью XII–XIII веков». После выставки реликвия была возвращена в Успенский собор, где находилась до 1919 г. В «Описи церковного имущества владимирского кафедрального Успенского собора» среди древностей, не принадлежащих к богослужению, значится «медный позолоченный знак, или наплечник, с мозаичным изображением Воскресения Христова». Рядом сделана приписка: «Взят в музей в августе 1919 года».

С тех пор примерно до 1933 г. этот шедевр был экспонатом Владимирского музея. В старой фондовой «Описи вещам, находящимся на хранении в сундуке № 2» под № 51 чис-лится «нарамник великокняжеский бронзовый с эмалью XII века».

Потом уникальным экспонатом Владимирского музея заинтересовались в Москве. В архивах сохранилась переписка между руководством Оружейной палаты Московского Кремля и Владимирского музея о планируемой по просьбе москвичей передаче наплечника в Москву, датируемая октябрём 1932 г. Во Владимир был даже направлен научный сотрудник Оружейной палаты Л.И. Денисов для получения этого памятника по доверенности. Однако в докладной записке от 15 октября 1932 г. он сообщает исполняющему обязанности директора Оружейной палаты В.К. Клейну, что Владимирский музей, поддержанный Владимирским РОНО и Председателем РИКа, затребовал значительную компенсацию за наплечник. На копии письма из Учёного комитета ЦИК, в ведении которого в то время находилась Оружейная палата, сохранилась помета В.К. Клейна от 21 октября 1932 г. о том, что передача экспоната не состоялась. Но шедевр ещё недолго оставался во Владимире! Вероятно, в 1933–1934 гг. с целью полу-чения валюты раритет был продан за границу. Документов о том, кто, когда и кому продал данный наплечник, пока найти не удалось.

Уже в октябре 1934 г. armilla с изображением «Воскресения» была куплена Обществом друзей Лувра у известного парижского антиквара Н. Бримо и подарена музею. Подарок был принят Художественным советом Лувра 13 ноября 1934 г. и ратифицирован Министерским указом от 6 декабря того же года. С того времени и по сей день armilla является экспонатом Лувра.

Armilla с композицией «Распятие Христа» найдена в 60-х гг. XIX в. известным русским историком искусства, сотрудником Оружейной палаты Г.Д. Филимоновым «в подвале и среди хлама одного из монастырей Владимирской же губернии». Название монастыря, из которого происходит эта находка, не указано. Однако в газете «Владимирские губернские ведомости» за 4 апреля 1867 г. сообщается со ссылкой на объяснение Филимонова, что наплечник с «Распятием» был «приобретён в одном из Переславских монастырей».

В 1867 г. аrmilla с успехом экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где комиссаром русского отдела истории труда был Г.Д. Филимонов. По возвращении с выставки она, вероятно, хранилась в его частной коллекции.

После смерти Филимонова в 1898 г. накладка оказалась в частном собрании петербургского художника, профессора Академии художеств М.П. Боткина. В 1904 г. раритет был украшением выставки прикладного искусства, состоявшейся в Петербурге под покровительством императрицы Александры Фёдоровны в пользу раненых воинов, и был опубликован в красочном каталоге выставки. После смерти М.П. Боткина его вдова пыталась сохранить коллекцию. В 1917 г. ценности были сданы на временное хранение в Русский музей. В 1919 г. коллекцию Боткина национализировали. Произведения прикладного искусства Западной Европы частично передали в Эрмитаж (среди них armilla не значится), частично распродали.

В то время за границу с целью получения валюты были проданы многие шедевры культуры. В докладе директора Оружейной палаты Д.Д. Иванова о вреде распродаж музейных ценностей от 10 сентября 1928 г. упоминается попавший в Алмазный фонд наплечник Андрея Боголюбского, оценённый в 35 тысяч. Иванов говорит, что он должен быть извлечён из Алмазного фонда для музейного использования, т.к. это – «исключительно важный не по своей материальной ценности, а по своему величайшему значению в научном отношении» экспонат. В это время armilla из Успенского собора находилась во Владимирском музее (переписка о его передаче в Оружейную палату датируется 1932 г.).

Так или иначе, второй наплечник в 1930-х гг. тоже оказался за границей. Долгое время он находился в частном собрании барона фон Гирша сначала во Франкфурте, потом в Базеле. В июне 1978 г. на аукционе Сотбис в Лондоне эмалевую пластину с изображением «Распятия» приобрёл Германский национальный музей в Нюрнберге.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 10 Сентября 2021, 01:19:44
Боль(( :(
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 06 Октября 2021, 20:22:23
Это артефакт совсем не Древней Русти но её осколка 17-го века: водосвятная чаша Богдана Хмельницкого!
Одна из восьми личных вещей Богдана Хмельницкого, сохранившихся до сих пор в мире, — водосвятная чаша — экспонат Государственного исторического музея Москвы. По экспертным заключениям специалистов, она изготовлена из серебра и украшена позолотой в 30-х годах ХVIII века в Лейпциге. Вес уникального изделия — 540 граммов. Верхнюю часть чаши украшает герб Войска Запорожского с инициалами гетмана и начальными буквами его титула. Здесь впервые видим казака с мушкетом, который был символом войска Запорожского в Национально-освободительной войне 1648-1654 годов.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 25 Декабря 2021, 22:32:19
Один из древнейших и любопытнейших экспонатов Оружейной палаты — шлем Ярослава Всеволодовича — недавно отреставрировали. И заодно определили, что привычные представления об этом памятнике были не очень точны
https://www.theartnewspaper.ru/posts/20211216-vyqi/

Этот экспонат Оружейной палаты хорошо знаком любому, кто занимается русской историей. Случайно обнаруженный крестьянами в 1808 году близ Юрьева-Польского шлем второй половины XII — первой половины XIII века стал одним из тех предметов, с которых отечественная история началась как наука (а с ней и военная археология). При Александре I его изучением занимался Алексей Оленин, на основе упоминания на шлеме имени Феодор предположивший, что тот принадлежал отцу Александра Невского, князю Ярославу Всеволодовичу, крещенному в честь святого Федора Стратилата. Версия подтверждалась летописями, из которых известно, что в 1216 году, потерпев поражение в Липицкой битве, примерно в том же районе, этот князь бежал, бросив свой тяжелый доспех.

Шлем стал одним из первых экспонатов Оружейной палаты как музея, получив инвентарный номер Ор-2, и до сих пор остается одним из древнейших русских шлемов. А также одним из самых красивых: несмотря на частичные утраты железной основы, серебряные накладки с изображением архангела Михаила и святых сохранились. Он был темой многих статей и попыток «бумажных» реконструкций первоначальной формы. И вот, впервые за 200 лет, пришло время реконструировать его в реальности. Отреставрированный предмет представлен в Музеях Московского Кремля, в парадном вестибюле Оружейной палаты, на выставке «Александр Невский. Имя, символ, легенда» (до 12 января 2022 года), приуроченной к 800-летию сына предполагаемого владельца шлема. Реставрация и была подгадана к открытию этого выставочного проекта.

Как рассказал нашему изданию Федор Панфилов, хранитель экспозиции оружия и регалий Оружейной палаты, реставрация, выполненная реставратором Музеев Московского Кремля Михаилом Кружалиным, заняла более года. Благодаря ей знаменитый шлем — которым, кстати, вдохновлялись советские художники, придумывая реквизит для фильма «Александр Невский», — предстает в таком виде, какого не предполагали прежде. Все опубликованные репродукции с ним, а также его музейные реплики отныне следует считать устаревшими.

По словам Федора Панфилова, основное изменение коснулось формы шлема. Когда в начале XIX века железные и серебряные фрагменты поступили в музей, их расположили на деревянной болванке, очертания которой определялись тогдашними представлениями о том, какими были русские шлемы XIII века, поэтому форма эта была похожа на норманнские шлемы. За два столетия деревянная основа деформировалась, что плохо влияло на закрепленные на ней металлические фрагменты. Было решено заменить ее на новую. Когда остатки шлема сняли и подвергли тщательному анализу, выяснилось, что диктуемая их изгибами форма отличается от того, к чему привык наш взгляд. Стала очевидной реальная конфигурация «шлема Ярослава Всеволодовича», оказавшаяся не настолько вытянутой, как было принято считать.

Шлем после реставрации. Фото: Музеи Московского Кремля
Шлем после реставрации.
Фото: Музеи Московского Кремля
Новую основу сделали из нейтрального материала, цвет которого был выбран черным, чтобы он совпадал с оттенком старого железа сохранившихся частей — те подверглись тщательной консервации. Другое зримое изменение коснулось позолоченных чеканных накладок из серебра. Потемневший древний металл был очищен от патины и теперь сверкает.

Исследование шлема в ходе реставрации, по словам Панфилова, позволяет предположить, что его основа могла быть более ранней. На нее позднее были добавлены узорчатые серебряные накладки и наносник с надбровными дугами. Не исключено, что шлем принадлежал нескольким знатным воинам и передавался в княжеском роду из поколения в поколение.
СОФЬЯ БАГДАСАРОВА
16.12.2021
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 30 Декабря 2021, 01:04:02
Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские Государи, на нём стояли!
Петр I

Мономахов трон (https://ru.wikipedia.org/wiki/Мономахов_трон) - древнейшее тронное место России, созданное при Иване Грозном в 1551 году и до сих пор стоящее в Успенском соборе Московского Кремля.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 30 Декабря 2021, 01:07:04
В Историческом Музее экспонируется его копия, дающая представление о первоначальной полихромной росписи и позолоте трона Ивана Грозного:
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 21 Июля 2022, 14:43:32
21 июля 1613 года (по новому стилю) в Успенском соборе Московского Кремля Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Это событие ознаменовало основание новой правящей династии.
 
Через три года царствования Михаила Федоровича мать подарила ему золотую чарку. Прежде она принадлежала великому князю Василию III, о чем свидетельствует надпись по венцу, выполненная черной эмалью. На оборотной стороне ручки — более поздняя надпись о том, что чарка была подарена Михаилу Федоровичу на Пасху 1616 года его матерью Ксенией Ивановной (инокиней Марфой).
.
Чарка, первая треть XVI в.
.
© Музеи Московского Кремля
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 22 Августа 2022, 02:56:56
21 августа 1561 года Иван IV Грозный женился во второй раз. Его супругой стала юная княжна Кученей, дочь кабардинского князя Темир Гуки. Перед свадьбой Кученей перешла в православие и приняла имя Мария. Золотое блюдо, представленное на фотографии, было, по-видимому, царским подарком, на котором невесте поднесли головной убор в соответствии с древнерусским свадебным ритуалом.
 
Это блюдо — один из великолепнейших памятников ювелирного искусства эпохи Ивана Грозного. Оно выковано из куска золота весом почти в три килограмма, чеканено «ложками» (так в Древней Руси называли округлые лопасти). На мишени блюда — черневое изображение двуглавого орла. По борту наведен чернью узор из плавно изогнутых стеблей трилистника. Среди орнамента расположены шесть клейм в виде свитков с черневой надписью: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ БЛАГОЧЕСТИВАГО / ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА / ВАСИЛЬЕВИЧА ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ / ЗДЕЛАНО БЛЮДО БЛАГОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ / ВЕЛИКОИ КНЯГИНИ МАРЬИ / ЛЕТО В ШЕСТЬ ДЕСЕТ ДЕВЯТОГО» [1560/1561].
 
Второй брак царя продлился восемь лет. В этом браке у Ивана Васильевича родился сын Василий, умерший в младенчестве. В 1569 году умерла и сама царица, которая тяжело заболела во время поездки с мужем в Вологду. Золотое блюдо царь вложил на «помин ее души» в Троице-Сергиев монастырь.
.
Блюдо. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1561. Диаметр - 41,5-42,3 см.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 25 Августа 2022, 22:29:49
Чаша была найдена при раскопках Царевского городища золотоордынского времени в 1843 году. Сосуд, из которого князь пил с гостями «вкруговую», предназначался для званых пиров. Его широкий венец опоясывает заздравная резная надпись. В научный оборот чаша была введена в 1851 году как памятник XII столетия, связанный с именем черниговского князя Владимира Давыдовича. Однако в исследованиях последнего времени драгоценный сосуд отнесен к произведениям первой половины XIV века.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 04 Сентября 2022, 14:59:26
В коллекции Оружейной палаты находится великолепный экспонат, выполненный английским мастером в Лондоне в 1557-1558 годах. Эта чаша — самое раннее английское изделие из серебра в собрании Оружейной палаты. Вся поверхность чаши покрыта растительным узором. В чаши соединены традиции итальянского и английского искусства: мелкая, неглубокая форма чаши характерна для итальянских сосудов для вина, а широкая массивная ножка — для изделий английский мастеров.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 06 Сентября 2022, 21:13:34
В экспозиции Оружейной палаты представлены многочисленные образцы братин. Сегодня расскажем о двух из них.
 
Небольшую золотую братину, которая по форме напоминает главу храма XVII века, так называемую «луковичную», торговые люди, братья Судовщиковы, подарили царю Михаилу Федоровичу, а он позже подарил ее своей жене Евдокии Лукьяновне.
 
Ей же принадлежала и вторая изящная маленькая золотая братинка с конусообразной крышечкой, украшенной финифтью. О принадлежности царице свидетельствует черная эмалевая надпись на венце сосуда.

Братина царицы Евдокии Лукьяновны.
Мастерские Кремля, вторая четверть XVII века.
Высота - 4 см, высота с крышкой - 6,6 см, диаметр - 3 см.
 
Братина с крышкой.
Мастерские Московского Кремля, первая половина XVII в.
Высота - 8,2 см, высота с крышкой - 15 см, диаметр - 9,3 см.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 05 Октября 2022, 23:32:12
В 1238 году Москва, как и другие русские города, была разграблена и сожжена полчищами Батыя. Во время трехдневной обороны города на территории Кремля были зарыты два клада с серебряными ювелирными изделиями XII - начала XIII века. Археологи обнаружили их 750 лет спустя, в 1988 и 1991 годах. Клад 1988 года состоял из трехсот предметов, среди которых украшения головы, груди, рук, парадного костюма, серебряные денежные слитки, рукоять парадного кинжала из моржовой кости и ковшик из раковины моллюска. Это один из самых крупных денежно-вещевых кладовых комплексов русского Средневековья, обнаруженный на территории древнерусских городов. Клад 1991 года состоял из двадцати трех предметов и близок по составу к первому. Делимся фотографиями некоторых из этих памятников.
.
Вариант реконструкции древнерусских барм.
 
Перстни, браслет, аграфы, рясны, бусины, колт, височные кольца. Русь, XII-XIII вв.

© Музеи Московского Кремля
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 18 Ноября 2022, 17:57:27
Борис Александрович (после 1398-1461) — великий князь Тверской с 1426 по 1461 годы. Он чеканил в Твери очень красивые монеты!  :ay:

В оружейной палате Московского Кремля хранится его рогатина.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 20 Ноября 2022, 20:43:37
Золотая цепь, которая принадлежала царю Михаилу Федоровичу. Она состоит из восьмидесяти восьми плоских, слегка изогнутых колец, на лицевой стороне которых по канфаренному фону выполнена похожая на орнамент резная надпись, переходящая с кольца на кольцо. Надпись включает молитвенное обращение к Пресвятой Троице, взятое из «Утвержденной грамоты…», дату вступления на престол Михаила Федоровича и его полный царский титул с перечислением городов, княжеств и земель, входивших тогда в Российское государство, а также заимствованное из текста Священного Писания наставление царю жить «по заповедям Божьим, править мудро и справедливо».
 
Согласно дошедшим до наших дней письменным источникам первой половины XVII века, цепь была выполнена не позднее 1626 года, но и не ранее 1613 года – времени прихода к власти Михаила Романова. В старинных документах цепь царя Михаила Федоровича называлась «перевязь», или «окладень». Составитель Описи Оружейной палаты 1884 года объяснил значение этих понятий, указав, что «перевязями или окладнями назывались золотые плоскокольчатые цепи, нашитые на атлас или другие ткани».
.
Цепь. Мастерские Московского Кремля, 1613–1626. Диаметр кольца 3,6 см.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 19 Декабря 2022, 23:41:16
Шедевр ювелирного искусства - скипетр царя Михаила Федоровича!
Изготовлен в 1628–1630 годах в Константинополе.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Richelieu_2M от 08 Января 2023, 19:54:24
Облачение митрополита Киевского и всея Руси Алексия (1354–1378), одного из первых и особо почитаемых русских святителей, является единственным дошедшим до нашего времени крестчатым саккосом русской работы XIV века. Митрополит Алексий, с именем которого связана история возвышения Москвы, был наставником юного Дмитрия Донского и многие годы являлся фактическим правителем Московской Руси. Святитель был погребен в основанном им Чудовом монастыре, а через полвека после своей смерти канонизирован.

История саккоса загадочна и полна удивительных легенд. Согласно одному из преданий, он был поднесен в дар митрополиту Алексию женой ордынского хана Тайдулой, исцеленной им от слепоты. Увидев во сне митрополита в подобном одеянии, она повелела изготовить к приезду Алексия в Орду драгоценное облачение. В легенде, сохранявшейся в стенах Чудова монастыря, содержится другое предание, повествующее о том, что митрополит Алексий был погребен в этом саккосе, а после чудесного обретения нетленных мощей святителя оказалось, что облачение его также не пострадало от тлена.

В течение нескольких столетий саккос хранился в Патриаршей ризнице Московского Кремля и в 1805 году по ходатайству митрополита Московского Платона был передан в Чудов монастырь. В 1918 г. памятник отправили в музейный фонд.

Фильм о саккосе и его реставрации (https://smotrim.ru/video/2520095)

На фото саккос до и после реставрации.
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 13 Февраля 2023, 22:10:12
В Оружейной палате хранится эта реликвия: Потир. Новгородский потир, выполненный в 1329 году для новгородского архиепископа Моисея.

Серебро, сапфиры, альмандины, аметисты, жемчуг, стекла, яшма с включениями агата; чеканка, резьба, филигрань, золочение.
Высота: 23,2 см; диаметр: 12,8 см
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 20 Апреля 2023, 21:33:01
#царскиеподарки_музеикремля Этот великолепный парадный щит был преподнесен царю Алексею Михайловичу от имени имеретинского царя Александра. Щит украшен золотом, шелковыми и золотными нитями, рубинами и бирюзой. Его диаметр — 48,5 см.
 
Такой тип щитов — калкан — был наиболее популярен в турецком войске XVI-XVII веков, но с распространением огнестрельного оружия (то есть уже ко второй половине XVII в.) он начинает постепенно выходить из употребления.
 
Название «калкан» происходит от монгольского «халхасун», что означает «сплетать». Основой таких щитов служили гибкие прутья — обычно ветви фигового дерева или лоза — спиралью окружавшие центральную, вырезанную из дерева сердцевину. Между собой их переплетали хлопчатобумажными или шерстяными нитями. Деревянная сердцевина щита закрывалась металлической деталью (умбоном), который и выполнял основную защитную функцию.
 
Все сохранившиеся образцы калканов датируются XVI-XVII столетием. Однако существует мнение, что их происхождение имеет более ранние корни и уходит в доисламскую эпоху.

© Музеи Московского Кремля
#музеикремля
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 09 Июня 2023, 00:58:01
Бармы и ожерелье Рязани конец XII-начало XIII вв.
Потрясающая работа! ::)
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Richelieu_2M от 20 Июня 2023, 23:10:43
Крест Евфросинии Полоцкой
Напрестольный крест, изготовленный для церкви Святого Спаса в городе Полоцке по заказу Евфросинии Полоцкой мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Выполнен в форме шестиконечного креста высотой 51,8 сантиметра и шириной на уровне нижнего перекрестия — 21 см.

Святыня недолго находилась на месте. В ходе одной из войн конца XII-XIII века, крест Евфросиньи был захвачен смолнянами и перевезен в Смоленск. В 1514 г., после присоединения Смоленска к Москве великим князем Василием III Ивановичем, крест был доставлен из Смоленска в Москву. Где он был обновлен и дополнительно украшен при Иване IV.

В 1563 г. Иван IV Васильевич Грозный,  собираясь в поход на Полоцк, бывший тогда в составе Литовско-Польского государства, взял икону с собой. Он, видимо, решил исполнить волю княжны, выраженную в заклятии, и  вернул ее Спасско-Евфросиньевскому монастырю.
В 1579 году Полоцк был взят королём польским и великим князем литовским Стефаном Баторием. Опасаясь грабежей со стороны войск Батория, православные монахи спрятали реликвию. После находки крест был перенесен в Софийский собор, который после Брестской церковной унии был передан униатам. Униаты, как и православные, почитали данную реликвию.
Во время русской кампании Наполеона 1812 года в целях сохранности базилиане вмуровали крест в стену, а с окончанием войны вернули его в собор. После ликвидации унии в Российской империи в 1839 году реликвия снова перешла к православным. В 1841 году епископ Василий Лужинский возил крест в Москву и Петербург для поклонения. После пребывания в Москве и Петербурге реликвия была возвращена в Полоцк и помещена в соборе Спасо-Ефросиньевского монастыря
После революции в 1921 г. был реквизирован большевиками в числе прочих церковных ценностей.
После 1929 г. хранился в Могилеве, откуда в 1941 г. в самом начале войны, исчез, и до настоящего времени его местонахождение неизвестно.
В 1997 г. по поручению церковного начальства крест был восстановлен белорусским ювелиром Николаем Петровичем Кузьмичем. Эта воссозданная реликвия находится в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре.
 
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Richelieu_2M от 23 Ноября 2023, 20:45:55
Ковш Ивана Грозного

В 1558 году Иван Грозный, желая получить выход к Балтийскому морю, начал войну против Ливонии. Так как в течение нескольких лет решающего успеха добиться не удалось, в 1563 году Грозный с военачальниками решил захватить Полоцк - важнейший стратегический пункт того времени, который тогда входил в состав Великого княжества Литовского. Кроме военного интереса, царь рассчитывал захватить в Полоцке большую добычу - ведь это был богатейший город, в котором имелось множество храмов, домов и состоятельных горожан.

Осада Полоцка, длившаяся в течение двух недель, сломила защитные порядки литовского войска. Русская армия вошла в город, где действительно нашлось множество разнообразных ценностей, редких икон и золотых изделий. Часть из них воины царя Ивана присвоили, а часть сдали в казну. Вернувшись в Москву, царь приказал пустить золото на переплавку. Московские золотых дел мастера, изготовили для царя-батюшки из захваченного золота ковш, который украсили тремя крупными сапфирами и другими драгоценными камнями. В надписи, выбитой по краю ковша, рассказали об истории его создания.

Сразу после этого уникальное изделие признали шедевром русского ювелирного искусства. Какое-то время ковш находился при царском дворе и был украшением пиров и застолий.

Однако со временем уникальная вещь покинула Москву и каким-то образом оказалась на Западе. Как это могло случиться, в точности неизвестно. По одной из версий, ковш похитили из Московского Кремля во времена Смуты.

По другой версии его отправили за рубеж по личному распоряжению Петра I, который решил отблагодарить таким образом Августа Сильного. Правитель Саксонии, носивший титул короля польского и великого князя литовского, был союзником Петра I в Северной войне (1700-1721) против Швеции. Август был создателем Дрезденского музея «Грюнес Гевёльбе» («Зеленые своды»), в котором в течении десятилетий формировался «Кабинет драгоценностей».

Украшения Августа II и его сына Августа III поражают воображение пышностью барочных форм, захватывающей магией и красотой драгоценных камней и самоцветов, соединенных с мастерством выдающихся ювелирен своего времени.

Но ковш царя Ивана не затерялся даже среди изысканного великолепия того времени. Ведь древнерусские чаши, братины и ладьевидные ковши (как наш экспонат) заметно отличаются от изделия других стран. Их округлые, спокойные формы и характер орнамента близки к деревянной и керамической народной утвари, формы которой со свойственном русским мастерам смелостью и талантливостью воплощены в золоте. Ковш царя Ивана выкован из цельного куска и имеет тонкую, плавно изогнутую рукоять.

Длина ковша 23 сантиметра, сегодня он хранится в Дрездене, в музее «Зеленые своды».
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 23 Ноября 2023, 22:08:09
С детства обожал эти ковши за их красоту и алогичность форм! ::)
Название: Re: РУССКИЙ ГРААЛЬ Артефакты Древней Руси
Отправлено: Sterling от 23 Ноября 2023, 22:18:03
Легендарный «Шлем с Деисусом»!
Этот памятник из собрания Кремля датировали по-разному, в последних публикациях он был определен как произведение, выполненное, возможно, в Москве в середине — второй половине XIV столетия греческими и русскими мастерами. Он входит в группу ранних русских парадных шлемов с изобразительной декорацией и, по-видимому, принадлежал одному из русских великих князей второй половины XIV в.
Москва (?), середина – вторая половина XIV в. Высота 30, 5 см; диаметр 30 см.

Увидеть его сейчас можно на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата», которая проходит в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца с 13 октября 2023 по 14 января 2024 года.