Где Гитлер раздобыл коричневые рубашки для своих штурмовиков?
Еще лет 40 назад старожилы Людерица, возможно, помнили, что творилось в их краях в начале XX века.
Людериц – это не Германия и даже не Европа. Это Африка.
Небольшой городок на атлантическом побережье Намибии, которая до Первой мировой войны была германской колонией Юго-Западная Африка.
В 1905 немцы выбрали это место для военных экспериментов. На острове Шарк, неподалеку от Людерица, появился один из первых в истории концлагерей.
Дно вокруг острова до сих пор усеяно человеческими костями и ржавыми стальными манжетами. Там лежат представители восставших народов нама и гереро.
Их уничтожение сегодня считается первым геноцидом XX века. Бегло о нем мы говорили в выпуске "Драка за Африку".
Гитлер и Африка
О том, что кайзеровская армия устроила в Африке, нацисты знали очень хорошо.
Гитлеру было 15 лет, когда восстали нама и гереро. Как и многие его современники, он верил в "бремя белого человека" и восхищался действиями немецких солдат.
Спустя 18 лет Гитлер познакомился с ветераном той войны – Францем фон Эппом, тогда одним из лидеров ультраправых в Мюнхене.
Эпп был сторонником теории "жизненного пространства" (Lebensraum), и в 1904 вовсю претворял ее в жизнь в нынешней Намибии.
У персонажа был полезный для будущей военной машины Рейха набор компетенций.
Гитлер не был, конечно, протеже фон Эппа, но именно Эпп сыграл ключевую роль в становлении НСДАП. Через него Гитлер налаживал связи в правых кругах Баварии. Заместителем фон Эппа был Эрнст Рём – будущий лидер штурмовиков.
Благодаря связям с фон Эппом и другими ветеранами колониальных войн в Африке, Рём и Гитлер смогли раздобыть партию избыточных колониальных униформ Шутцтруппе ("охранных войск"). Колоний у Германии уже не было – форма валялась на складах.
Эти рубашки, разработанные для войны в африканской саванне, были песочного, почти коричневого цвета.
Уличных боевиков НСДАП, которые их носили, стали называть "коричневорубашечниками". Потому что кто-то решил сэкономить на униформе и взял то, что уже было и предназначалось для совершенно другого региона в других условиях.